Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы стимулирования






Поощрение - это стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Без стимулирования поведения и деятельности воспитание невозможно вообще, ибо в основе его (воспитания) - формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды. Да, действительно, это лишь физиологическая основа, однако - основа, а не нечто дополнительное к тому, что происходит в сознании человека. Сознание потом контролирует все, что происходит на этой основе, но истоки все-таки в стимуле, которым может быть и стимул познавательный (в виде проблемы, заинтересовавшей человека).

В качестве поощрений в педагогическом процессе используются одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда. Каждый из этих видов поощрения применяется в разнообразных формах в зависимости от складывающейся педагогической ситуации (возраст, индивидуальные особенности воспитанника, положение в коллективе и др.). Так, одобрение может быть выражено взглядом, жестом, прикосновением, словом и др.; благодарность объявляется устно, в благодарственном письме и в приказе. Неоднозначно отношение к различным видам наград, особенно материальным. Долгое время в нашей отечественной педагогике преобладало отрицательное отношение к использованию материальных поощрений в воспитании. Оно не лишено оснований, так как попытки оценки нравственных поступков с помощью материальных стимулов (денег, вещей) никогда еще не приводили к успеху в воспитании, но лишь способствовали деформации представлений о нравственности.

В то же время достойная оплата приложенных усилий, труда воспитанника способствует правильному формированию его самосознания. Однако происходит это только в случае понимания им действительного соотношения между мерой труда и вознаграждением, что возможно лишь при определенном уровне сознания. Поэтому в воспитании детей, особенно младшего возраста, нужно ориентироваться на применение почти исключительно моральных поощрений. По мере взросления ребенка роль материальных стимулов возрастает, но они должны выступать в качестве естественной оплаты труда, не проявленных нравственных добродетелей.

В качестве основных требований к использованию поощрения в воспитании можно сформулировать следующие:

- поощрять следует за действительные успехи (правда, следует помнить, что эти действительные успехи выражаются для воспитанника не всегда в регистрируемом повышении уровня обученности - воспитанности, но и в изменении мотива, в затраченных усилиях и др.);

- поощрение должно быть применено своевременно;

- воспитанник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности;

- поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения;

- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем;

- не следует поощрять часто одних и тех же.

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника; исполнение воспитателем роли «повивальной бабки», а не контролера; культивирование поведения таким образом, чтобы наказанию не оставалось места; искусственное создание зависимости воспитанника от вещей, а не от воспитателя (по Руссо); изменение планов воспитанника путем подсказок, намеков, уговоров, предложения программы действия и т.п.*.

* См.: Скиннер Б. За гранью свободы и достоинства. - Англия. - 1971. - Гл. 4.

 

Однако на практике никому еще не удавалось добиться положительных результатов в воспитании без наказания (если не считать, конечно, случаев, когда воспитатель перекладывал свою ответственность на других). А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.

Основными требованиями к этому методу являются следующие:

- понятность наказания воспитаннику;

- наказание не унижает достоинства личности;

- наказание не приносит физических страданий, недопустимо применение физических наказаний;

- наказание соразмерно проступку и разрешает конфликт до конца;

- смысл и необходимость наказания понятны коллективу и поддерживаются им;

- учитывается временное психическое состояние наказуемого, его положение в коллективе, характер взаимоотношений с воспитателем;

- наказание не следует применять часто, при его применении нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- наказание вызывает чувство вины и раскаивания в проступке, стремление в будущем вести себя иначе.

Специальные исследования показывают, что в семье и школе детей чаще наказывают (и далеко не всегда справедливо) и реже поощряют (хотя они нередко этого и заслуживают). Важно отметить и то, что поощрения и наказания в той или иной форме включаются как составные элементы (приемы) фактически всех методов обучения и воспитания (беседы и упражнения, лабораторные работы и объяснения и др.).

Соревнование - это возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов. Используя этот метод, воспитатель

опирается на естественное стремление детей к состязательности, достижению первенства. Соревнование позволяет внести эмоциональную приподнятость в жизнь коллектива, сделать привлекательной малоинтересную работу (путем введения в том числе элементов игровой деятельности: облечение содержания в фантастические сюжеты, разделение группы на команды с привлекательными названиями и знаками отличия и т.п.). Нужно только помнить, что соревнование не должно быть направлено непосредственно на формирование определенного качества личности (кто честнее, добрее и т.п.); оно направлено на какой-то объект вне психики ребенка (быстрее сделать, найти и т.п.), а его отражением является изменение отношения. В этом суть затруднения организации соревнования, например, в учебной деятельности: с одной стороны, традиционные конкурсы и олимпиады, стимулирующие познавательную активность, а с другой - непривлекательность соревнования за звание первого в учении, подсчетов в процентах успеваемости учащихся, классов. Дело здесь как раз в том, что в ходе конкурса дети состязаются не в том, кто из них самый хороший, а кто быстрее решит задачу. Задача выступает в качестве внешнего объекта. Если же соревнование организуется в учении вообще, то оценка учения выступает как характеристика личности. Однако подмена объекта соревнования в детском сознании (не знать и уметь, а получить оценку) делает весьма проблематичным использование этого метода в учении. «Соревнование» с самим собой (при несравнимости показателей интеллектуального развития) - таков путь использования этого метода в обучении у мастеров педагогического труда.

Сформулируем некоторые общие условия педагогической эффективности соревнования:

- увлеченность воспитанников идеей соревнования;

- привлечение воспитанников к разработке условий соревнования;

- сравнимость результатов выполняемой деятельности;

- тщательный учет хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями;

- возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности, инициативу.

Вопросы и задания

 

1. Вспомните основные положения характеристики «педагогического» и «непедагогического» методов обучения по П.Ф. Каптереву.

2. Какова последовательность действий учителя при использовании методов проблемного обучения?

3. В чем суть проблемной ситуации?

4. Сравните и проанализируйте схемы классификаций методов обучения и методов воспитания.

5. Дайте определение методу воспитания.

Рекомендуемая литература

 

Дидактика средней школы. - М., 1982.

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Глава XXIV. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 570-586.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1993. - С. 194-218.

Махмутов М. И. Проблемное обучение. - М., 1975. - С. 300-320.

Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997. - Гл. 17.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.