Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи катехизации.






Важно разделять цели воцерковления и церковной жизни. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви.

Целью же церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17. 21) и святости Христовой (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16).

Таким образом, основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

А) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

Б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

В) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2. 5) - Господь Иисус Христос.

Г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

Д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

Е) личной духовной жизни;

Ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

З) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

И) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4. 17, Гал. 5. 22-23), молитва и дела любви: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? " (Иак. 3. 19-20).

Основные принципы катехизации.

 

Основными принципами катехизации являются:

 

а) Иерархия ценностей.

 

Катехизация, миссия и церковное просвещение должны быть построены в соответствии с иерархией христианских ценностей. Наивысшей ценностью в Церкви является Господь Иисус Христос. Вся церковная жизнь направлена ко Христу и имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет приобщиться Ему благодатью Святого Духа. Средствами приобщения являются Таинства Церкви и жизнь по Евангелию.

Сущность всех заповедей кратко изложил Сам Иисус Христос: " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: " возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф. 22. 37-40).

Вхождение в Церковь требует твердого уяснения того, что евангельские ценности – главное, на что нужно обращать внимание; церковные же ценности зачастую отражают форму воплощения евангельских ценностей. Таким образом, катехизация призвана соотнести Евангелие с церковной традицией, сделать это адекватно по отношению к конкретному человеку и дать ему ориентир в богатой церковной культуре.

 

б) Христоцентричность.

 

Центром жизни христианина является Христос: " Я свет миру ", " Я – дверь овцам ", " Я есть путь, истина и жизнь ", " Я есмь лоза, а вы – ветви… без Меня не можете творить ничего ", " Я есть Альфа и Омега, начало и конец " (Ин. 8. 12, 10. 7, 14. 6, 15. 5, Откр. 1. 8). Этими словами Христос определил содержание и устремленность жизни Своих последователей.

Катехизация в этом контексте должна привести человека не только ко встрече с Иисусом Христом, но к единению и непосредственному общению с Ним. Ибо только Он один может привести к Любви Отца в Святом Духе и к участию в жизни Святой Троицы.

Христоцентричность также означает, что во время катехизации требуется передать не ряд частных, пусть и авторитетных мнений, но прежде всего - учение Господа Иисуса Христа, то есть истину, которую Он нам представил, или, точнее, Истину, которая есть Он Сам.

Каждый катехизатор, независимо от своего статуса, должен усиленно заботиться о том, чтобы своей педагогической деятельностью и образом жизни возвещать прежде всего учение и жизнь Христа. Примером для катехизатора могут стать слова Христа: " Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня " (Ин. 7. 16) – и апостола Павла: " от Господа принял то, что и вам передал " (1 Кор. 11. 23).

 

в) Сосредоточенность жизни на Евхаристии.

 

В ранней Церкви катехуменат отождествлялся с подготовкой к Крещению и Евхаристии. Сегодняшняя практика, к сожалению, значительно отличается от традиционной. И сегодня катехизация по своей сути должна заново обрести теснейшую связь с Таинствами. Таинственная жизнь обедняется и становится внешним благочестием, если не опирается на глубокое понимание значения Таинств, а катехизация, если не подтверждается таинственной жизнью, принимает форму чистого теоретизирования.

 

г) Общинность.

 

" Действенность свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин" (Юбилейный Архиерейский Собор, Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, п. 1.20).

Полноценное воцерковление невозможно без участия в христианской общине. Церковь возникла из иерусалимской общины учеников Христа (ср.: Деян. 2), поэтому воцерковление - это вхождение в жизнь церковной общины.

Перед церковной общиной при осуществлении катехизации стоит двойная задача: забота о передаче опыта веры новообращенным христианам и о полноценном воплощении ими в жизнь того, чему они были научены.

Поскольку катехизация - дело всей церковной общины, то в наши дни, как и в ранней Церкви, это дело не только священства, но и в немалой степени мирян.

 

д) Неидеологизированность.

 

" Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу " (Мф. 22. 21). Область катехизации есть сфера действия Церкви, которая принадлежит Богу (1 Тим. 3. 15).

Христос не уделял внимания вопросам государственности, общества, истории, культуры – всему тому, что составляет предмет идеологии и политики. Его внимание все время было обращено на окружавших Его людей и их нужды. Благодаря Христу преобразилась религиозная идея: из идеологии она стала живой силой - и над миром воцарилась идея личности и достоинства человека.

Христос ставил человека выше всего, сделав его предметом любви и абсолютного внимания. Противники Христа от религии хотели земного благополучия, порядка, освобождения от угнетателей и т.п. и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.

Недопустимо смешение катехизации со скрытыми или явными идеологическими взглядами, особенно политической и общественной природы. В катехизации должна передаваться Благая Весть, идеологизированность же затмевает либо полностью меняет ее природную суть, делает ее содержание второстепенным или даже подчиненным иным целям, что ведет к профанации и вырождению катехизации.

е) Приобщение к церковной жизни как к радостной полноте жизни во Христе.

 

" Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15. 11). " Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь ". (Флп. 4. 4). Катехизация должна стать школой радостного переживания веры. Суть христианской жизни – совершенная радость о Христе Воскресшем, приобретение Святого Духа и общение в Нем. Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, но все это – ради совершенной радости во Христе. Особенно детям и молодежи необходимо раскрывать радость Православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, учебу в воскресных школах и общение с братьями.

 

ж) Активная открытость миру.

 

" Кто говорит: " я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего " (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2. 26). Социальное служение является признаком жизненности церковной общины. Парадоксально неприятие некоторыми верующими, в особенности недавно крещенными и воцерковляющимися, служения милосердия при ревностном стремлении к участию в храмовом богослужении и получении пастырской опеки. Опыт организации социальных проектов показывает, что часто к участию в них легче привлечь нецерковных людей доброй воли, чем церковных православных людей.

Катехизация не сможет найти опору и продолжение во внебогослужебной общественной деятельности приходской общины при социальной пассивности ее членов. Ориентация лишь на внутрицерковную деятельность и храмовое богослужение являются соблазном для катехуменов и может оттолкнуть от Церкви пытающихся в нее войти.

и) Формирование понятий святости и греха, добра и зла.

 

Воцерковление невозможно без воспитания в человеке знания о святости, грехе, добре и зле. Современная светская образовательная система и общество прививают человеку релятивистское мировоззрение, базирующееся на отвержении любых авторитетов в эпоху постмодернизма. Проявления совести как компонента духовности всячески нивелируются вседозволенностью и спекуляциями на тему прав и свобод человека.

Мир создан по законам его Творца, а " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть " (Прем. 1.13-15). Закон, по которому сотворен мир, есть закон любви Божьей: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3. 16), " Бог есть любовь " (1 Ин. 4. 16). Согласно христианскому миропониманию, грех является беззаконием и неправдой (1 Ин. 3. 4, 5. 17), то есть нарушением Закона Божия, закона любви, закона совершенного, закона свободы от зла и греха (Иак. 1. 25, 2. 12).

" Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле " (1 Ин. 5. 19) – суть христианского отношения к греховному миру. Господь препоручает мир, лежащий во зле, христианам: " Я уже не в мире, но они в мире. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир " (Ин. 17. 11, 15, 18).

Невозможно вовсе оградить катехуменов от действия мира, их надо готовить ко встрече с ним, к христианской стойкости перед его соблазнами. Потому катехизация не может превращаться в свод запретов и запугивание негативными мировыми процессами, а должна оставаться верной призыву Бога к святости (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16).

к) Инкультурация христианства.

 

От катехизации в немалой степени зависит прививание Евангелия в недра культуры. Катехизация должна знать культуру, ее ценности и богатства – таким образом, она сможет привести людей разных культур к познанию Истины. Это послужит благовестию и в то же время обогатит саму катехизацию через извлечение из культурных традиций неповторимых проявлений человеческой жизни и образа мышления.

Но в то же время необходимо помнить, что Евангелие не может измениться при встрече с культурой. Если забывать об этом, то можно прийти к " упразднению креста Христова " (ср. 1 Кор. 1. 17).

 

л) Воспитание правильного отношения к инославию.

Многообразие - одна из ключевых характеристик современного мира. Катехизация должна помогать христианам ориентироваться в религиозном многообразии. Христианину нечего опасаться этого плюрализма: Духом Святым, твердый в вере, по слову апостола Павла (Кол 1. 23), он стойко держится в ней. Христианство неотделимо от подлинной открытости в свидетельстве и миссионерстве, что предполагает и даже требует четкой и ясной самоидентичности.

Полнота откровенных истин и средств спасения, установленных Христом, присутствует в Православной Церкви. Свидетельство об этой полноте вполне совместимо с искренним уважением к инославию.

Катехизация должна помочь новообращенным христианам осознать себя крещеными, верующими, членами Церкви, а также почувствовать важность диалога, проходящего в духе взаимного уважения и настоящей верности истине. Этот аспект катехизации поможет лучше узнать братьев-христиан. Взаимное познание поможет также неправославным лучше понять и оценить православное христианство.

Катехизация, таким образом, подготавливает будущих христиан к жизни в современном мультирелигиозном мире при сохранении своей православно-христианской идентичности и уважении к вере других.

В деле катехизации необходимо так же помнить о том, что " важным направлением развития отношений с инославием является совместная работа в сфере служения обществу. Там, где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой, следует развивать совместные программы религиозного образования и катехизации ". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

 

м) Каноничность.

Будучи обусловлена каноническими нормами подготовки ко крещению, катехизация в своих основополагающих принципах и направлениях должна подчиняться каноническому строю Церкви. В этом смысле, необходимость катехизации в Церкви во все времена есть непреходящая каноническая норма церковной жизни, обусловленная догматическим пониманием Церкви как Церкви апостольской, призванной по слову Христа Спасителя и апостолов учить и проповедовать и наставлять.

Канонические нормы Церкви, предлагаемые новообращенным в период катехизации, должны быть предсталены не формально, ригористично и непререкаемо, но сообразуясь с условиями жизни современного человека, откликнувшегося на призыв Церкви к покаянию.

" Каноны облекают догматическое учение в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению. Каноны являются своего рода интерпретацией догматов в определенный момент исторического бытия Церкви. Они являются образцом, правилом, формой жизни церковного общества. Они выражают истину о порядке церковной жизни, но выражают ее не в абсолютной форме, а применительно к историческому бытию. Различие между догматами и канонами лежит не в источнике их происхождения, а в том, что каноны суть приложение догматических истин к историческому бытию Церкви.

Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу.

С одной стороны, во всяком каноне можно, обнаружить укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой - каноническая норма всегда актуальна и, следовательно, обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться. Таким образом, в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни.

Путеводной же нитью в церковном правотворчестве могут быть только каноны, прочитываемые и интерпретируемые не буквально, но с учетом всех обстоятельств времени их издания и настоящего времени с его иной спецификой, читаемые не по букве, но в духе, которым руководствовались Отцы, всегда действовавшие по примеру Того, Кто, по слову Пророка, “трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит” (Ис. 42, 3)." (Доклад председателя синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви Митрополита Минского и Слуцкого Филарета – Патриаршего Экзарха всея Беларуси на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.