Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хлеб спасен






Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве най-дешь его в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти свой хлеб. Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе, об от-ношении к нему.

А вот и быль. Отправляли зерно беднякам в аул. Враги узнали об этом и напали на обоз. Охрана мужественно всту-пила в бой. Командир приказал одному из бойцов доставить зерно по назначению. Оставшиеся солдаты вместе с коман-диром приняли удар врага.


Работа с деформированным текстом

а) И н с т р у к ц и я: «Составь предложения из слов».
Материалом исследования служат слова:

– незабудки, там, крупные, росли;

– хороший, на, выдался, редкость, день;

– берег, переехали, мы, другой, на, реки;

– за, отправились, город, мы;

– дал, старый, нам, дед, лодку;

– спустились, Алла, в, Римма, овраг, и;

– забрались, душистый, сена, ребята, на, стог.

б) И н с т р у к ц и я: «Из полученных предложений
составить рассказ, озаглавить его
».

Материалом исследования служат предложения зада-ния а)

в) Составление рассказа по данным словам

И н с т р у к ц и я: «Составь рассказ, используя дан-ные слова»

Материалом исследования служат слова к рассказам (Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская [26]):

3-й класс: «Снежная королева»

Света, билет, спектакль «Снежная королева», бинокль, окончание, аплодисменты, сильное впечатление.

Москва

Красивейший город, старинный Кремль, замечательное метро, троллейбусы, кино, театры, музеи, выставки, высот-ные дома.

4-й класс: «Гроза»

Вечер, ветер, ураган, облака, ливень, гром, молния, град, роща, деревья, поломка, дома, треск, удар.

Экскурсия по реке

Пристань, пароход, школьники, посадка, суматоха, смех, каюты, палуба, осмотр, берега, рассказы, экскурсовод, история края, отдых, чрез сутки, возвращение.


Рассказ по картинке и серии сюжетных картинок

И н с т р у к ц и я: «Составь рассказ».

Материалом исследования служат:

сюжетная картинка (диагностический материал Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [17]); серия сюжетных картинок «Кошка, собака и заводная мышь», «Обезьяна, мышь и клуб-ника» (Н. Радлов [25]); «Лентяй», «Жадина» («Русский язык в картинках» [3]).

При оценке выполнения заданий на понимание и вос-произведение текста используется следующий критерий оценки:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоя-тельное выполнение задания без дополнительных разъясне-ний, задание выполняет в полном объеме, демонстрируя хо-рошее владение техникой пересказа и составлением расска-зов.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания при пересказе и составлении рассказа, исполь-зуя незначительную помощь экспериментатора.

Средний уровень (3 балла) – ребенок в состоянии вы-полнить задание (пересказать и составить рассказ) после не-скольких попыток, подсказок и наводящих вопросов экспе-риментатора. Рассказ приравнивается к ответам на вопросы по тексту или картинке.

Уровень ниже среднего (2 балла) – ребенок допускает большое количество логических ошибок, в процессе переска-за или рассказа теряет канву рассказа, цепь последовательно-сти событий.

Низкий уровень (1 балл) – задание недоступно даже по-сле развернутой помощи экспериментатора, отказ от выпол-нения заданий. Ребенок не смог уловить главную логическую нить пересказа, воспроизводит разрозненные эпизоды в пе-ресказе или рассказе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосель-ские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001. – С.3 – 4. – 0, 3 п.л.

2. Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизор-фографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо-ва // Школьный логопед. – 2005. – № 5-6 (8-9). – С.12-21. – 1 п.л. (Автору принадлежит 0, 5 п.л.).

3. Баранникова И.В. Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. – М.: Просвещение, 1974. – ч.1, 176 с.; ч.2, 176 с.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфогра-фии. – М., 1966.

5. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у уча-щихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. кон-ференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция ди-зорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Прес-са, 2003. – 64 с.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. – 224 с.

8. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985. – 88 с.

9. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология ре-чи: Сб. – СПб., 1992.


10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997. – 286 с.

11. Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. – М., 1998. – 224 с.

12. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как рас-стройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дис-лексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

13. Левина Р.Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития // Тезисы докладов III научной сессии по дефектологии. – М., 1960.

14. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недораз-витием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

15. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

16. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974.

17. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и млад-шего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н.Я., Сема-го М.М. – М.: АРКТИ, 1999. – 32 с.

18. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития пись-ма.– СПб., 1998. – 208 с.

19. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001. – 240 с.

20. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у уче-ников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения письменной речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб., 1992.

21. Прищепова И.В. Логопедическая работа по форми-рованию предпосылок усвоения орфографических навыков у


младших школьников с общим недоразвитием речи: Авто-реф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1993. – 16 с.

22. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррек-ции дизорфографии у младших школьников с нерезко выра-женным общим недоразвитием речи // Диагностика, профи-лактика и коррекция нарушений развития детей с ограничен-ными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

23. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррек-ции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 63 с.

24. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1 –4). – М., 1988.

25. Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 1989.

26. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление не-достатков произношения у школьников. – М., 1980.

27. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

28. Симерницкая Э.Г., Скворцов И.А., Московичю-те Л.И. и др. Методика адаптированного нейропсихологиче-ского исследования для детских невропатологов. – М., 1988.

29. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диаг-ностики и коррекции при нарушениях развития высших пси-хических функций у детей: Учебно-метод. пособие. – М.: Тривола, 2000. – 50 с.

30. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушением речи. – М., 1962.

31. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития уча-щихся с тяжелыми нарушениями речи (I – IV). – М., 1980. – 192 с.

32. Туманова Т.В. Особенности формирования слово-образовательных операций у дошкольников с общим недо-развитием речи: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1997.


33. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР: Воспи-тание и обучение: Учебно-метод. пособие. – М.: Гном и Д, 2000. – 128 с.

34. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по форми-рованию грамматического строя речи детей, страдающих мо-торной алалией // Патология речи: Ученые записки МГПИ. – М., 1971. – Т. 406. – С. 30-62.

35. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.

36. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у уча-щихся общеобразовательной школы. – М., 1984. – 159 с.


СОДЕРЖАНИЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.