Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертый модуль.






Контрольно-учетный модуль содержит рекомендации по оценке:

- уровня сформированности теоретических знаний с применением разработанных тестов;

- уровня физической и двигательной подготовленности на основе использования контрольных упражнений, прошедших проверку на соответствие критериям информативности и надежности, шкал относительной оценки результатов тестирования, а также рассчитанных пяти уровней (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) развития изучаемых показателей;

- сформированности мотивов к физкультурно-спортивной деятельности с использованием традиционных казачьих средств на основе анкетирования.

В контексте опоры на традиционные подходы к оценке результатов военной службы казаков содержание контрольно-учетного блока дополнено за счет использования в качестве стимула для учащихся разработанной системы аттестации занимающихся, проходящей, как правило, в игровой форме с присвоением очередного «воинского звания», в соответствии с казачьим «Табелем о рангах»: 1 год обучения: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник; 2 год обучения: младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр; 3 год обучения: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул; 4 год обучения: есаул – помощник инструктора, тренера.

В ходе формирующего педагогического эксперимента была оценена эффективность разработанного содержания физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования. Реализация методики осуществлялась в течение 4 лет с одними и теми же учащимися из экспериментальной группы на базе МОУ лицей № 90 г. Краснодара (по 144 часа в год; 2 занятия в неделю по 2 часа). Контрольные группы формировались из школьников 11-14 лет, обучающихся в МОУ гимназия № 51 г. Краснодара по дополнительной образовательной программе. Занятия проходили в том же объеме, что и в экспериментальной группе. Основное содержание программы физического воспитания детей и подростков из контрольных групп составляли: общая физическая подготовка, спортивные игры, строевая подготовка, элементы самообороны.

Результаты формирующего педагогического эксперимента позволяют констатировать следующие научные факты:

1. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе традиционных казачьих средств эффективна, что подтверждается преимуществом школьников из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп по абсолютному большинству контрольных упражнений, отражающих физическую и двигательную подготовленность (первый год обучения - 52, 2%, второй - 69, 6%, третий - 78, 3%, четвертый - 73, 9%).

2. Учебный материал отличается комплексным воздействием, что подтверждается результатами педагогического тестирования и социологических опросов учащихся, свидетельствующими о существенном повышении у занимающихся из экспериментальных групп уровня освоения теоретических сведений и мотивации к системному использованию казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности в целях двигательного и физического совершенствования.

3. Введение в содержание методики в качестве обязательных элементов соревнований по казачьему многоборью с использованием традиционных средств физического воспитания создает предпосылки для возникновения и развития нового вида народного спорта «Казачье многоборье».

4. Экспериментальная методика является основой процесса формирования казачьей физической культуры у детей и подростков как специализированного компонента общей физической культуры человека, так как в ходе ее реализации успешно решаются три основные группы физкультурных задач:

- интеллектуальные, базирующиеся на освоении учащимися теоретических знаний об основных закономерностях функционирования системы физического воспитания школьников на основе традиционных казачьих средств;

- социально-психологические, отражающие динамические характеристики позитивного изменения параметров развития у учащихся мотивации к традиционным казачьим видам, формам и средствам физкультурно-спортивной деятельности;

- собственно биологические, направленные на интенсивное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков.

Проведенные многолетние исследования не исчерпали всего круга задач физического воспитания учащихся 11-14 лет на основе использования традиционных средств физического воспитания казаков. Однако внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного и общего среднего образования позволяет уже в настоящее время существенно повышать уровень двигательной и физической подготовленности школьников и их мотивацию к системному применению казачьих средств физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы

1. Социально-педагогическая потребность в совершенствовании процесса физического воспитания детей и подростков на основе традиционных казачьих средств обусловлена все более углубляющимися и получившими государственную поддержку тенденциями широкомасштабного возрождения и развития национальной культуры казаков, функционированием соответствующих многочисленных образовательных учреждений, классов и клубов, объединяющих значительное количество учащихся различных половозрастных групп, и отсутствием эффективных научно-методических документов, регламентирующих проективные, содержательные, технологические и учетно-нормативные компоненты учебно-воспитательного процесса.

2. Разработанное учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» является действенным средством сопряженного физкультурного и патриотического развития детей и подростков, характерным для традиционного казачьего воспитания, что обусловлено:

- использованием исторически сложившихся конструктивных особенностей, в полной мере отражающих внешние условия выполнения технических действий;

- применением значительного объема традиционных и современных двигательных действий и упражнений, способствующих интенсивному развитию физических качеств;

- возможностью организации на основе его использования как личных, так и командных соревнований по двигательной и физической подготовленности учащихся различного пола и возраста, способствующих в том числе формированию у них мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

3. Разработанная по основанию характера выполнения и целевого назначения классификация специализированных казачьих средств конной подготовки является объективной дидактической аргументацией логики построения учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования в контексте решения педагогами проектировочных задач обучения школьников 11-14 лет технике основных двигательных действий и развития у них специальных физических качеств.

4. Сформированный комплекс специализированных упражнений для развития двигательных навыков и умений, а также физических качеств детей и подростков 11-14 лет адекватен целевым установкам учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается результатами факторного анализа, свидетельствующими об их наличии в полном составе в основных четырех обобщенных факторах с суммарным вкладом в дисперсию выборки 58, 7%.

5. Экспериментальная методика физического воспитания детей и подростков с использованием традиционных казачьих средств обеспечивает целостность педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, что подтверждается:

- наличием четырех взаимосвязанных модулей, когерентно отражающих проективные, содержательные, процессуально-технологические и контрольно-учетные компоненты физического воспитания учащихся;

- комплексированием исторически сложившихся и современных средств, составляющих основу содержательного модуля;

- опорой в процессе обучения учащихся на эффективный методический подход, базирующийся на использовании профилирующих технических элементов, сопряженно обеспечивающих формирование прикладных навыков и умений, а также физических качеств;

- алгоритмом реализации методики педагогического контроля достижений детей и подростков в учебно-воспитательном процессе, базирующейся на положениях математико-статистической теории тестирования состояний человека.

6. Результаты формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют об эффективности организации процесса физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования с преимущественным использованием традиционных казачьих средств, что подтверждается следующими научными фактами:

- достоверным преимуществом детей и подростков из экспериментальных групп над своими сверстниками из контрольных групп (Р< 0, 05-0, 01) по большинству показателей, характеризующих уровень развития двигательных и физических качеств школьников;

- существенными позитивными изменениями в мотивационно-потребностной сфере учащихся из экспериментальных групп в контексте значительного повышения их интереса к содержанию, средствам и методам традиционного казачьего физического воспитания.

7. Методика физического воспитания учащихся 11-14 лет с преимущественным использованием традиционных казачьих средств является позитивным фактором в аспекте формирования у детей и подростков основ казачьей физической культуры как важнейшего компонента общей культуры индивида в связи с доказанной возможностью решения на ее основе интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач физкультурного воспитания школьников в условиях учреждений дополнительного образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.