Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство и руководство в группе.






Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин Б.Д, 1971).

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства: поведенческий, ситуационный и функциональный. В рамках этих подходов существовали свои теории лидерства: < Теория черт>, < ситуационная теория лидерства>, системная теория лидерства.

«Теория черт», разрабатываемая в рамках поведенческого подхода, исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Ситуационный подход. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации.

В рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Этот третий вариант решения проблемы был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Одним из первых типологию лидеров разработал К. Левин, который выделял: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» стили лидерства. Каждый стиль можно охарактеризовать как минимум с двух сторон – содержательной и формальной.

1. Авторитарный стиль: формальная сторона - деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции не принимаются в расчёт; показ приёмов - не система; позиция лидера – вне группы. Содержательная сторона – дела в группе планируются заранее; определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестные; голос руководителя решающий.

2. Демократический стиль: формальная сторона – инструкция в форме предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание – с советами; распоряжения и запреты - с дискуссиями; позиция лидера – внутри группы. Содержательная сторона – мероприятия планируются не заранее а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

3. Попустительский стиль: формальная сторона - тон – конвенциональный; отсутствие похвалы и порицания, лидер не даёт указаний; позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Содержательная сторона – дела в группе идут сами собой; никакого сотрудничества, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.