Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подчинение авторитеру






Подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом.

Подчинение, так же как конформизм и уступчивость, является необходимым условием существования человеческого общества. Но, будучи фактором социальной стабильности, подчинение вместе с тем несет в себе потенциальную угрозу как отдельным людям, так и целым обществам. Другими словами, подчинение в одинаковой мере может быть как полезным и созидательным, так и пагубным и деструктивным.

Начало экспериментальным исследованиям различных аспектов подчинения положил американский социальный психолог Стэнли Милграм. Объясняя свой интерес к этой проблеме, Милграм писал, что его потрясли те чудовищные преступления, которые совершались во время Второй мировой войны, но особенно преступления нацистов в отношении евреев. Таким образом, холокост, оставивший глубокий след в душе ученого, и стал отправной точкой его исследований.

Здесь необходимо напомнить, что в военные и послевоенные годы в нашей стране, наиболее пострадавшей от войны, широко распространилось мнение, что преступления нацистов явились следствием немецкого национального характера. Немцам как нации приписывались такие качества, как бездумное повиновение, жестокость, бездушный педантизм, бесчеловечность. В послевоенном обществе это убеждение было настолькосильным, что само слово «немец» стало нарицательным и им начали обозначать все отвратительные качества, которые имеются у человека. Более того, слова «немец» и «фашист» употреблялись как синонимы, и оба они воспринимались как символ абсолютного зла.

В других странах, воевавших против фашистской Германии, мнение о немцах в то время было не намного лучше.

В результате в своих исследованиях Милграм ставил и такую цель: выяснить, действительно ли деструктивное подчинение является немецкой национальной чертой или это все же общечеловеческое свойство?

Подчинение всегда основано на референтном и экспертном влиянии, поэтому основным содержанием экспериментов Милграма стало изучение подчинения авторитету.

Дав объявление в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, Милграм набрал группу из 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, пожелавших принять участие в исследовании, проводящемся Йельским университетом. Добровольцы принадлежали к различным социальным слоям, имели различный уровень образования и род занятий.

Каждого мужчину, откликнувшегося на объявление, знакомили с экспериментатором и его помощником, которого, впрочем, представляли как такого же добровольного участника эксперимента. Добровольцам сообщали, что цель предстоящего исследования состоит в том, чтобы выяснить, насколько эффективно при обучении физическое наказание.

Участники исследования тянули жребий, чтобы определить, кому предстоит играть роль учителя, а кому — ученика. На самом деле жеребьевка была подстроена таким образом, что все реальные испытуемые оказывались в роли «учителей», а помощники исследователя становились «учениками».

Эксперимент проходил следующим образом: «ученика» пристегивали к креслу, на запястья ему прикрепляли электроды, а участникам эксперимента объяснялась их задача. «Урок», который давал «учитель», состоял в заучивании слов, образующих ассоциативные пары. «Учителю» предписывалось наказывать «ученика» электротоком всякий раз, когда тот ошибался.

На панели генератора электротока находились 30 тумблеров, напряжение варьировалось по нарастающей от 15 до 450 В. Панель прибора была также снабжена указателями «Слабый ток» в нижнем пределе и «Опасно! Сильный ток» на той отметке, где возникала угроза для жизни. Наконец, предельное по силе напряжение в 450 В сопровождалось предупреждающим знаком «XXX».

Перед началом работы самому «учителю» предоставлялась возможность почувствовать, как действует наказание — он получал слабый разряд тока в 45 В. «Учителя» же, судя по их признаниям, оценивали его силу, как минимум, в 70 В (Зимбардо, Ляйппе, 2000).

Испытуемые получали инструкцию, согласно которой после каждого неверного ответа «ученика» следовало увеличивать силу тока для наказания на 15 В. Когда «учитель» доводил ток до 300 В, «ученик» начинал колотить в стену, разделяющую комнаты, и с этого момента он переставал отвечать на вопросы. Обычно в этом случае испытуемые обращались к экспериментатору за дальнейшими указаниями, а тот невозмутимо отвечал, что отсутствие ответа должно расцениваться как неправильный ответ и что «ученик» должен быть наказан согласно инструкции.

В первую очередь Милграма интересовал вопрос о том, какая часть испытуемых, выполняя распоряжение экспериментатора, применят всю серию электро-шоков. Перед проведением исследования Милграм провел опрос студентов, а также психологов и психиатров, выясняя их мнение на этот счет. Большинство студентов выразили уверенность в том, что никто из нормальных людей не доведет силу тока до 450 В. Они полагали, что на такое способен лишь один человек из ста. Мнение психиатров было еще более оптимистичным: они считали, что так поступит только один человек из тысячи.

Конечно, все электрооборудование, использовавшееся в эксперименте, было бутафорским, но выглядело оно очень убедительно. «Ученики», разумеется, никакого электрошока не получали, а все их отчаянные реакции на «наказание» — крики, стоны, жалобы — были искусной имитацией. Единственными, кто не догадывался о том, что эксперимент был чистой мистификацией, были «учителя».

Результаты эксперимента опровергли радужные предположения опрошенных специалистов. Самое странное, что профессиональные знатоки человеческой души, психологи и психиатры, ошибались в своих прогнозах относительно человеческого поведения гораздо сильнее, чем непрофессионалы. Из 40 испытуемых 26 человек (65%) использовали всю серию ударов, доведя силу тока до 450 В. Ни один из «учителей» не остановился перед применением удара в 300 В. Напомним, что с этого момента, по экспериментальной версии, «ученик» уже не мог отвечать на вопросы. Но лишь 5 испытуемых, дойдя до удара в 300 В, отказались и далее подчиняться экспериментатору (12, 5%). В целом же на разных этапах эксперимента неподчинение экспериментатору оказали 14 человек (Милграм, 2000).

Позднее, расширив проект исследования, Милграм изучал различные ситуационные факторы, которые могли либо способствовать, либо препятствовать проявлению подчинения у испытуемых. Так, было установлено, что пространственная близость «ученика»-жертвы к испытуемому-«учителю» снижала уровень подчинения последнего указаниям экспериментатора. Проще говоря, когда испытуемый не только слышал, но и видел, что творится с «учеником», количество случаев неподчинения возрастало. В этих условиях только треть «учителей» доводила силу тока до максимума.

Кроме того, Милграм установил, что когда экспериментатор непосредственно не присутствовал при проведении урока, а распоряжения поступали от него либо по телефону, либо с магнитофонной ленты, испытуемые чаще их игнорировали.

В отсутствие экспериментатора несколько участников вместо предписанного инструкцией сильного тока применяли более слабые удары, тем самым проявляя неподчинение.

Ученым исследовался и другой аспект влияния авторитета, а именно конструктивное подчинение разумному воздействию авторитетного лица. Когда в одной из экспериментальных версий экспериментатор приказывал прекратить «урок», а «ученик» начинал настаивать на его продолжении, заявляя, что хочет проверить свою выносливость и всю ответственность за последствия берет на себя, «учитель», как правило, сразу и беспрекословно подчинялся распоряжению экспериментатора.

Впоследствии исследования Милграма были многократно продублированы как в США, так и в других странах. Учеными исследовались различные выборки разных возрастных и профессиональных групп: учителя, рабочие, почтовые служащие, инженеры, профессора и т. д. Результаты практически всех исследований в основном совпали с результатами экспериментов Милграма. Большинство людей, несмотря на имеющиеся между ними различия — возрастные, тендерные, профессиональные, национальные и т. д., — демонстрировали одно и то же: бездумное подчинение авторитету.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.