Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимать, что такое коллектив и уметь дать определение

Характеристики ВДК. Материал для повторения для группы в 17: 00, для усвоения – для тех, кто в 18: 30.

Знать что такое ВДК

понимать, что такое коллектив и уметь дать определение

- понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива;

Что такое ВДК? - «Временный детский коллектив».

«Временный» – краткосрочность существования.

«Детский» - младший школьный и подростковый возраст.

 

В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, способность обеспечить развитие каждому члену группы, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат.

Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

Обычно система коллектива представляет собой: пассив à актив à лидер à руководитель.

 

 

(Отсюда, у кого этого нет – конспектируем. Необходимо знать особенности ВДК (они же характеристики), психологические состояния, функции, процессы)

Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного центра

Временный детский коллектив (ВДК) - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Специфические особенности ВДК:

1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (зимой ~12 дней; летом до ~24 день). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.


2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.


3. Автономность существования от влияния прежнего социума, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.


4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общность. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5.Интенсивность всех видов деятельности, в т.ч. общения, насыщенность, высокая эмоциональная окрашенность.Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

6. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.

Функции: воспитательная, оздоровительная, коммуникативная, познавательная, развивающая, развлекательная, творческая и т.д

В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы(группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется) и т.д.

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

· проживания в условиях демократического детского коллектива;

· самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

· получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

· расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

· собственного оздоровления и физической закалки;

· в приобретении новых друзей и впечатлений.

(Здесь выпишите названия процессов и определений (7шт) и их краткое описание простыми и понятными для вас словами, чтобы вы сами могли объяснить. Заучивать не надо. Психологические процессы интересны и нужны, дерзай. Возникает вопрос – запиши:)

Социально-психологические процессы ВДК

Отряд детского лагеря обладает двойственной природой.Во-первых, он является объектомцеленаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников.Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации.

Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.

Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.

Для обеспечения процесса интеграции вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия. С их помощью осуществляется управление процессом межличностного общения детей.

Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.

Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.

Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

При благоприятном протекании предыдущих процессов, процесс интеграции проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда.Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят.

(Лидерство. Новая тема. Еще поговорим в среду. Отсюда выпиши роли детей в коллективе и команде – заучивать их НЕ надо, просто принять и попытаться понять. Далее, выписать все типы лидеров, знать, что они значат и уметь дать определение.) Можешь распечатать и вклеить в тетрадь, если уже устал писать.:))

Типажи в структуре детского коллектива

Зрелый лидер – человек с адекватной самооценкой, осознающий мотивы своих поступков, способный таким образом выстроить взаимоотношения в команде, чтобы каждый готов был принять на себя ответственность за всю команду, способный вести их за собой к конкретной цели и добиваться необходимого результата, создать командный дух и помочь каждому члену команды воспитать в себе лидера.

Роли детей в отряде:

а) высокостатусные

- лидер

- «звезда» (персонаж, который любит привлекать к себе внимание)

- «жилетка»

- «клоун»

- «информатор»

б) низкостатусные

- аутсайдер

- «козел отпущения»

Задача вожатого для вывода из низкостатусного положения: создание ситуаций успеха, поручений сначала несложных, выполнимых заданий.Ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

 

Роли в коллективе (команде):

1. Координатор - не только управляет, обеспечивает распределенность, контроль, планирование

2. Двигатель, генератор идей - источник вдохновения, энтузиазма

3. Практик - оптимист и пессимист, спорит с генератором идей, прогнозирует

4. Успокаиватель - приводит к компромиссу, гасит конфликты

5. Делатель - дотошный, всегда все делает, тот, кто сделает, создает

6. Внешний контактер - информация извне

7. Контролер на выходе

 

Классификации лидерства:

ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором Коллектива. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

Деловой лидер или лидер - организатор – тот, кто обычно понимается под словом " лидер", отвечает за организационные моменты (часто - формальный лидер)

Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе, создает настроение, человек, которому доверяют тайны, к которому приходят за поддержкой. Это лидерство основано на человеческих симпатиях, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта (неформальный лидер).

Интеллектуальный лидер - " генератор идей", всегда знает больше.

Лидер-исполнитель - тот, кто реализует придуманное на практике.

Абсолютные лидер (универсальный) - человек, совмещающий качества всех типов лидера и постоянно их проявляющий.

Негативный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер) Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д., истинность данного утверждения не имеет значения.)

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Поговорить.
•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

 

Авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом.

 

Демократический лидер (интересующийся мнением группы). Почти аналогичен предыдущему случаю – во всяком случае по деятельности вожатого по отношению к этому лидеру. Единственное отличие состоит в том, что он очень зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или антилидер давит на него.

 

Скрытый лидер - его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (таким лидером часто стоит быть вожатому).

Ситуативные лидеры – временные лидеры. То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.

 

(Последний рывок! Тут не сложно - прочитать, понять, законспектировать кратко основные мысли. В среду еще разберем)

- система самоуправления и соуправления в ВДК;

Рассматривая вопросы управления, следует подчеркнуть, что в организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере важная роль принадлежит детскому самоуправлению.

Самоуправление – самодеятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации, где выбор всех основных задач, их решение организуются и контролируются самими детьми.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами, которые реально могут организовать сами дети (но не делами администрации, педагогов, вожатых).

Самоуправление строится на соблюдении определенных принципов:

Открытость и доступность. Все дети могут принимать участие в самоуправлении.

Добровольность и творчество. Отряду предоставляется право свободного выбора содержания деятельности, форм работы. Творчество выражается в проведении новых по замыслу, не повторяющихся по форме и отличных по содержанию дел.

Равенство и сотрудничество. Вожатый, выборный актив и рядовые члены занимают равное положение. В условиях детского коллектива нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли ответственного (организатора).

Самоуправление по своей природе не является абсолютно «детским». Речь должна идти о соуправлении, об объединении усилий детей и взрослых в решении интересных для детей и полезных для общества задач. И здесь роль взрослого – это роль консультанта, эксперта, методиста, партнера для детей и очень тактичного контролера.

Если ты читаешь это, я тебя поздравляю, ты справилсяJ Напоминаю, в среду будет повторение всего пройденного материала, разбор вопросов и тест. Для успешного написания теста тебе нужно: 1. Забрать на сборе в эту субботу свой тест с прошлой лекции и посмотреть исправления. 2. Если нет каких-то лекций, попроси у ребят ВК. 3. Повтори внимательно периодизацию смены (таблица с тремя периодами). Обрати внимание на всё. Её нужно знать. Умей различать цели и задачи в каждом периоде.

Конфликтные зоны (Их три. И запомни их под такими названиями: «Пик трудности», «Пик привыкания», «Пик усталости»). Посмотри, что каждый из них значит и на какие дни и этапы приходится. 5. ВДК особенности, характеристики, функции и т.д 6. ВДК по Лутошкину. Знать полное название этапов, их порядок, смысл. 6. Стили руководства. (авторитарный а.к.а «разящие стрелы», либеральный и т.д). 7. Лидерство. 8. Самоуправление

П.С. Расслабься, не переживай, все пройдет хорошо. Тест нужен для того, чтобы ты понял уже сейчас, что ты знаешь и понимаешь, а в чем остались сложности, которые можно быстро устранить. Поверь, это легче сделать сейчас, а не в мае, когда накопится гораздо больше материала.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Труба трубе рознь | Тақырып. Қылмыстық атқару құқығының түсінігі, пәні, жүйесі




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.