Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие договора теплоснабжения






Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. определяет основные проблемы нефтяного комплекса, газовой, угольной промышленности, атомной энергетики, электроэнергетики и теплоснабжения. Создание благоприятной экономической среды предполагает необходимость формирования правовой основы, направленной на эффективное регулирование правоотношений в сфере энергетики.

В настоящее время отношения в сфере теплоснабжения урегулированы специальным законом «О теплоснабжении». Пункт 1 статьи 15 указанного закона гласит: «Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения».

Договором энергоснабжения охватываются те правоотношения, которые складываются при снабжении потребителей как электрической, так и тепловой энергией через присоединенную сеть. В соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ специальная правовая регламентация имеет приоритет перед положениями ГК РФ о договоре энергоснабжения. В случаях, когда в качестве объекта договора энергоснабжения выступает тепловая энергия, правила о договоре энергоснабжения, содержащиеся в ГК РФ, подлежат применению только в том случае, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами, регламентирующими энергоснабжение тепловой энергией через присоединенную сеть. То есть, если предметом договора энергоснабжения является тепловая энергия, законодательством предусмотрена приоритетная возможность регулирования договора иными федеральными законами и иными правовыми актами, имея в виду, что в них могут содержаться правила, относящиеся к специфическим особенностям снабжения потребителей тепловой энергией.

Отличие договора теплоснабжения от других хозяйственных договоров обусловлено в значительной степени тем, что в его основе лежат специфические экономические отношения, которые охватывают процессы не только возмездной реализации продукции, но и надлежащей организации использования тепловой энергии, в чем проявляется его особенность. Таким образом, договор теплоснабжения распространяется на взаимоотношения снабжающей организации и потребителя как по передаче продукции, так и по ее использованию. Возникающее на основе рассматриваемого договора обязательство по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть является самостоятельным обязательством. Договор энергоснабжения «рассматривается кодексом как один из видов договора купли-продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный».

Существует несколько позиций по поводу квалификации договора теплоснабжения. Одна из них заключается в том, что договор теплоснабжения признается разновидностью договора энергоснабжения. В качестве оснований выделения среди договоров энергоснабжения такой разновидности, как теплоснабжение, И.В. Елисеев приводит предмет договорных правоотношений. Некоторые ученые относят к энергии, являющейся предметом договора энергоснабжения, газ, теплоэнергию, нефтепродукты и т.п., другие – только электрическую и тепловую энергию, газ. Подобной точки зрения придерживается Н.И. Клейн: «…подобная позиция приведена в ГК. В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. Из этой нормы вытекает, что договоры на снабжение тепловой энергией … заключаются и исполняются по модели договора на энергоснабжение».

Ряд ученых придерживается противоположной позиции. С.М. Корнеев, первый высказавший мысль о самостоятельности договора снабжения через присоединенную сеть, писал, что «договор о снабжении продукцией через присоединенную сеть может быть квалифицирован как вид договора купли-продажи». Эта мысль была поддержана М.И. Брагинским, который прямо указывает, что «договор энергоснабжения является одной из разновидностей договоров на присоединение. К этой группе также относятся договоры на снабжение тепловой энергией…». В качестве системообразующего признака он выделяет способ передачи – через присоединенную сеть.

Договор теплоснабжения относится к договору энергоснабжения как вид к роду и имеет специфические признаки, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора энергоснабжения. Такими признаками являются, во-первых, особый предмет договора – тепловая энергия и действия по ее передаче; во-вторых, особый субъектный состав – теплоснабжающая организация, потребитель, а также лицо, в собственности которого находятся тепловые сети; в-третьих, особая целевая направленность, которая заключается в возмездной передаче тепловой энергии в собственность потребителя через присоединенную сеть.

 

Орлов А.С., магистрант юридического факультета ЮУрГУ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ* [586]

Важной функцией государства является регулирование деятельности в области использование атомной энергии. Приоритетом в этой сфере деятельности является безопасность, которая обеспечивается за счет государственного управления, регулирвания и надзора. Одним из методов государственного регулирования является система лицензирования. Согласно стать 3 Федерального закона " О лицензировании отдельных видов деятельности" [587] лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия лицензий устанавливаются Правительством РФ. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области использования атомной энергии[588]: размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение[589].

Лицензии выдаются на срок не более 10 лет. Лицензия не подлежит передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве. В случае отказа в выдаче лицензии или бездействия лицензирующего органа соискатель лицензии вправе обжаловать соответствующее решение или бездействие в судебном порядке.

Орлов А.С., магистрант юридического факультета ЮУрГУ

ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ [590]

Использование атомной энергии в мирных и оборонных целях неизбежно приводит к появлению радиоактивных отходов (РАО). Эти вещества представляют потенциальную опасность для человека и окружающей среды. Обеспечение безопасного обращения и захоронения таких отходов в настоящее время является одной из острых проблем атомной энергетики.

11 июля 2011 года в РФ принят ФЗ №190 «Об обращении с радиоактивными отходами». Его основной целью является решение экологических проблем, вызванных как исторически накопленными РАО, так и вновь образованными. Для обеспечения экономически эффективного и безопасного обращения с РАО в законе регламентируется создание единой государственной системы обращения с РАО, а единственной (монопольной) организацией, уполномоченной осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов, становится определяемый Правительством РФ «национальный оператор». С этой целью внесена поправка в Федеральный закон " О естественных монополиях", в которой деятельность по захоронению радиоактивных отходов причислена к субъекту естественных монополий.[591] Создание еще одной естественной монополии, пусть и в такой значимой сфере деятельности, с экономической точки зрения видится спорной и не совсем разумной. По всей видимости, законодатель руководствовался, прежде всего, вопросами безопасности и недопущение в эту отрасль недобросовестных участников.

Федеральный закон №190 принят на основании ратифицированной РФ «Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами».[592] Следует отметить, что ФЗ-190 не в полной мере соответствует данной Конвенции. В частности, в законе не отражен вопрос с выбором площадок для захоронения (ст. 13 Конвенции: «Выбор площадок для предлагаемых установок»), а так же нет критериев оценки безопасности захоронения РАО (ст. 15 Конвенции: «Оценка безопасности установок»). Кроме того, в законе отсутствуют процедуры общественного участи граждан при выборе площадок под захоронение РАО. Между тем, все эти вопросы являются достаточно существенными и социально значимыми.

Устранение этих замечаний могло бы существенно повысить качество данного закона, открыть новый этап развития атомной отрасли, обеспечить ядерную и радиоактивную безопасность нынешних и будущих поколений.

 

 

Павленко Н.В., студент магистратуры юридического факультета ЮУрГУ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.