Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическое воспитания.






Эмоциональное (эстетическое) воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

· формирование эстетических знаний;

· воспитание эстетической культуры;

· овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

· формирование эстетического отношения к действительности;

· развитие эстетических чувств;

· приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

· формирование эстетического идеала;

· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде,

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчетливо начинает проявляться в подростковом возрасте, когда решающую роль в поведении начинает играть самооценка. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Уровень самовоспитания – это результат воспитания личности.

К факторам, которые побуждают личность к развитию, относятся социальные идеалы, моральные образцы и примеры – всё это формируется в обществе. Поэтому так важно на любом этапе истории человеческого общества добиться положительного влияния социальной среды.

· У каждого ребёнка, а позднее и молодого человека должен быть свой положительный герой, жизнь и деятельность которого помогала личностному развитию и совершенствованию.

· Больше всего на подрастающего человека влияет соответствующий его возрасту коллектив в детских, школьных и вузовских учреждениях.

· Атмосфера борьбы за признание личности остается в игре, спортивных и творческих состязаниях.

· Подражание и работу над собой стимулируют примеры учителей, сверстников, родственников.

· Воспитывает обстановка в местах досуга, в общественном транспорте, на улицах и пр.

Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе школы, семьи и общественности.

Формы педагогической работы с семьёй:

· Организационно-педагогическая работа с родителями и общественными организациями;

· Педагогическое просвещение родителей и населения;

· Оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.

Педагогическое взаимодействие – процесс совместной деятельности воспитателя и воспитанника в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одна из ключевых категорий педагогики, а также научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Разработкой данной категории занимались В.И. Загвязинский, Л.В. Левшин, и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из ряда взаимодействий: дидактических; воспитательных; социально-педагогических.

Компенсирующее обучение – это модель социальной среды общества, целью которой является создание целостной, общедоступной, адаптивной системы обучения, обеспечивающей детям с трудностями в обучении, проблемами в воспитании оптимальных педагогических условий. Основным подходом, используемым в – рамках компенсирующего обучения, является антропологический подход, который реализуется через личностно-ориентированную педагогику и требует иной ценностной парадигмы задач, в которой на первое место выходят социальные, воспитательные задачи, а уже потом обучающие.

К категории трудных детей могут относиться самые разные учащиеся, имеющие:

· задержки в развитии отдельных личностных качеств и способностей;

· серьезные проблемы в знаниях, умениях и навыках по отдельным предметам;

· низкий уровень развития памяти;

· слабое здоровье, быструю утомляемость, низкую работоспособность;

· низкий уровень мотивации к обучению;

· повышенную конфликтность.

Для работы с трудными детьми необходимо знание специальных методов, приемов, значительных усилий и работы учителя.

Для творчески одаренных учащихся необходимы специальные учебные программы, а также специфическое содержание образования с большим числом предметов для максимального вовлечения ребенка в интеллектуальную деятельность. Кроме того, для этих детей требуются и более разнообразные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, диспуты, способствующие приобщению ребенка к различным сферам общественной жизни.

Учитель в работе с одаренным ребенком должен использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.

При проявлении у ребенка специальных способностей он должен получить возможность развивать их под руководством высококвалифицированного специалиста.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, ее целями и задачами. Педагогическое взаимодействие проявляется в познавательной, трудовой, творческой деятельностях. Оно может рассматриваться и как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), и как интегральный (совокупность различных воспитательных форм воздействия в конкретном обществе

«Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».

«Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит» (А.В. Мудрик). Содержанием процесса социализации является овладение социально-ролевыми функциями. Социализация осуществляется в процессе двух видов деятельности – социального обучения и социального воспитания. Таким образом, социализация – это процесс и результат диалектически взаимосвязанных деятельностей социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Тема 12. ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

План






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.