Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы воспитания.






Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

· Идентификации.

· Драматизация.

· Осознавание.

· Сублимация.

· Вытеснение, изгнание образа.

1. Идентификация:

Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:

а) интериоризация – принятие внутрь себя.

б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ

Этапы идентификации:

§ идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)

§ идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей)

§ идентификация с социальными ролями.

Задачи педагога:

· организация воспитывающей среды.

· перевод социальной ситуации развития в педагогическую.

2. Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.

Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета)

Переживание ведет к созданию нового образа.

Условия создания нового образа:

§ среда

§ личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)

§ создание напряженной эмоциональной ситуации;

§ блокирование, задержка реакции педагога (пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках)

Приемы инициирования драматизации:

· театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);

· расширение среды (автостоп, организация экскурсий);

· групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.

3. Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)

Этапы:

§ выявление;

§ овладение – присвоение;

§ управление;

§ контроль и ответственность за выбор.

Для вербализации необходим диалог

Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.

Уровни рефлексии:

· самопознание;

· ты – в отражении других;

· приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.

Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.

Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:

§ Эмпатическое понимание;

§ Открытость личному опыту;

§ Доверие к возможностям, способностям воспитанника;

§ Искренность в выражении своих чувств.

4. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).

Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.

Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).

5. Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях

· недопускание к осознанию, блокировка образа;

· осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;

· аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).

Виды аннулирования:

§ запрет;

§ запрет коллектива;

§ табу;

§ ритуал;

§ прощение с последующим забвением.

Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.

Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.

6. Выделяют следующие механизмы социализации:

а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)

Задача педагога: взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.

б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).

Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.

Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).

Задачи педагога:

· включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех)

· Рефлексия совместная (поиск истины);

· Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности

Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для своей деятельности при организации педагогического процесса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.