Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации функциональной направленности, по степени регламентации и числу критериев оценки






Лекция 2-3. Классификации управленческих решений (4 часа)

Признаки классификации управленческих решений

Управленческие решения принято классифицировать по следующим основaниям:

- причины разработки и принятия решения (ситуационные, по предпиcaнию, программные, инициативные, сезонные);

- время воздействия на объект управления (стратегические, тактические, оперативные, перспективные, текущие);

- организация принятия решения (иидивидуальные, коллегиальные, коллективные);

- способ фиксации (письменные, устные, электронные);

- степень повторяемости (традиционные, оригинальные);

- содержание (УР, имеющие количественные характеристики; УР, не имеющие количественных характеристик);

- поле принятия (планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие);

- степень регламентации (директивные, ориентирующие, рекомендующие);

-прогнозируемые результаты (с определенным результатом, с вероятностным исходом);

- методы переработки информации (алгоритмические, эвристические);

- система оценки эффективности или число критериев (однокритериальные, многокритериальные);

- направление воздействия (внутренние, внешние);

- ограничение на ресурсы (с ограничением, без ограничения);

- глубина воздействия (одноуровневые, многоуровневые);

- объект (кадровые, финансовые, производственные);

- степень альтернативности (безальтернативные, бинарные, многовариантные);

- способ выработки (интуитивные, адаптационные, аналитические);

- масштаб воздействия (общие, частные);

- стили принятия решения или характер разработки (уравновешенные, импульсивные, инертные, рисковые, осторожные).

- по частоте принятия решений (единовременные, циклические, частые).

- по числу субъектов, влияющих на принятие решения (определяющие, конкурирующие, адаптирующие)

- по степени важности учета временных ограничений (в реальном масштабе времени, принимаемые в рамках одного из этапов, не имеющие временных ограничений).

- по составу и сложности реализации решения (простые решения и процессные, которые делятся на алгоритмизированные и размытые).

- по характеру изменения условий реализации решений (гибкие и жесткие).

- по объекту управления (системотехнические – система, исследование операций – процессные).

- по ответственности (социальная, моральная, уголовная, материальная и т.д.)

Классификации функциональной направленности, по степени регламентации и числу критериев оценки

По функциональной направленности решения подразделяют на [55]:

1) Плaниpyющиe решения определяют необходимые параметры для стратегического, тактического и оперативного планирования. 2) Организационные решения направлены на изменение условий организации труда и работ. 3) Координирующие решения применяются для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды. 4) Контролирующие решения обеспечивают достижение соответствия результатов действий работников определенным правилам, нормам, планам. 5) Информирующие решения предоставляют сотрудникам необходимую информацию.

В зависимости от степени регламентации различают (4): 1) Нормативные решения обязательно должны быть выполнены по определенному алгоритму и не предполагают никакой инициативы. 2) Ориентирующие решения определяют возможные варианты деятельности сотрудников при наступлении определенных условий. 3) Рекомендующие решения определяют возможные направлении деятельности сотрудников, не предоставляя им конкретной схемы действий.

В зависимости от числа критериев оценки различают 1) Однокритериальные решения позволяют оценивать альтернативы на основе одного критерия, важность которого определена по объективным основаниям или субъективно ЛПР. 2)М ногокритериалъные решения оцениваются системой показателей при разработке сложных обычно стратегическим проблем (муниципальная целевая программа, решение о распределении муниципальных средств на ремонт дорог).

Управленческие решения, в зависимости от причины, обуславливающей необходимость разработки и принятия, делятся: 1)ситуационные вызваны событиями, нарушившими запланированный ход мероприятий. Обычно это текущие, повседневные решения. Их большое количество говорит о неэффективном процессе управления, возможности кризиса. 2)решения по предписанию определяются соответствующим регламентом. 3) Программные носят долговременный и всеобщий характер, определяют главные направления развития, являются основой для более детальных решений, призванных обеспечить достижение задач программы на каждом этапе ее реализации в определенные сроки. 4) Инициативные принимаются управляющими, занимающими достаточно высокое, главенствующее положение. Руководители среднего и низшего звена обычно конкретизируют инициативные решения, принятые на высшем уровне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.