Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология - наука о целостности общественных отношений и обществе как целостном организме.






СОЦИОЛОГИЯ

 

Лекция 1. Социология как наука

 

1. Предмет и функции социологии.

2.Основные направления развития современной социологии.

 

1.

Социология принадлежит к числу общественных наук.

Можно сказать, что отечественная социология находится в стадии становления, так как по-разному трактуются её предмет, структура, роль в системе гуманитарных и социальных наук.

Вопрос о предмете науки – это вопрос о том, что она изучает.

Объект социологии – то, на что направлен процесс исследования - социальная реальность, так же как и других общественных наук: истории, экономики, этнографии и т.д.

Предмет социологии – это стороны, связи, отношения общества и в обществе.

Социология - наука о целостности общественных отношений и обществе как целостном организме.

Предмет науки не может быть стабильным, он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания. Его развитие зависит от:

а) процесса накопления самого научного знания, и

б) меняющихся потребностей (запросов) общества.

Поэтому предмет науки не есть нечто раз и навсегда данное, есть смысл говорить о том, каков предмет на данном уровне развития мировой и отечественной науки. На протяжении полутора веков в определении предмета изучения социологии идёт борьба, отражающая существование двух основополагающих принципов изучения: микро- и макросоциологического.

Макротеоретики оперируют понятиями " общество", " культура", " социальный институт", " система", " процесс".

Микротеоретики акцентируют внимание на " социальном поведении", " межличностных взаимодействиях", " стимулах действия" и т. п.

Отсюда вытекают два определения предмета социологии:

1) как науки о целостности общественного организма, о социальной организации и социальной системе (цивилизация, социально-политическая система), и

2) как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении (изучаются процессы в общностях: классах, семьях, коллективах).

При первом подходе социология сливается с политическими, демографическими, экономическими, антропологическими науками, при втором возникает социальная психология.

Вопрос о приоритете этих подходов не решён. В различные периоды развития социологии на первый план выступали проблемы макро- или микросоциологии.

Есть различия в методах, которые используются этими направлениями социологии.

Макросоциология выступает внутринаучным методом, логическим базисом, фундаментом конкретных концептуальных исследований. В марксизме, например, роль общесоциологической концепции играет исторический материализм.

В нашу эпоху, когда человеческая цивилизация переживает радикальные перемены, связанные с фундаментальными структурными изменениями, возникает настоятельная потребность в теоретическом осмыслении происходящих в обществе процессов. Именно в такие периоды возникает необходимость в макротеории.

Если говорить об отечественной социологии, то она прямо связана с диалектико-материалистическим мировоззрением, но имеет свой самостоятельный статус как " нефилософская наука об обществе".

Исторический материализм изучает поступательное развитие человеческой цивилизации в масштабах всемирно-исторического процесса. Он утверждает единство общедиалектических законов развития материального мира, первичность бытия, видит источник общественного развития в противоречии между производительными силами и производственными отношениями.

Социология рассматривает общество в более специфичных категориях и понятиях, соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивает развитие общесоциологического принципа и частносоциологической отрасли.

На уровне категорий различия социальной философии (марксизма) и социологии можно проследить так: исторический материализм – материя, сознание, человек; социология – социальная структура, институты, взаимодействия.

Социология изучает, во-первых, социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним относятся: собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, воспитание, образование, политика, право, идеология, искусство, армия, труд и т.д.

Уровень развития социологии по отдельным институтам позволяет сегодня говорить о самостоятельных отраслях науки: социология семьи, социология политики, социология труда и т.п.

Во-вторых, социология исследует социальные общности – реально существующие, эмпирически фиксируемые совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения. Социальные группы подразделяются на большие (классы, социальные слои, этнические группы и т.д.) и малые (производственные коллективы, семья и т.д.).

В-третьих, в поле зрения социологии находятся социальные процессы, пред-ставляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Процессы могут быть интеграционные и дезинтеграционные, стабильности и мобильности, стихийные и сознательные, целенаправленные и хаотичные.

Итак, социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных институтов и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Какие функции выполняет социология?

Социология, исследуя социальную жизнь, закономерности её развития, пытается объяснить, обосновать, понять происходящее. Это важнейшая, теоретико-познавательная функция социологии как науки.

Давая знание об обществе, его системах, процессах, человеческих взаимоотношениях, наука обогащает людей, влияет на их культуру, знания. В современном обществе социологические знания всё более необходимы. Эта функция науки называется культурно-просветительной.

Мировоззренческая функция социологии состоит в том, что она вооружает человека системой знаний об обществе, повышает культуру социального мышления, позволяет человеку лучше ориентироваться в происходящих процессах, занимать сознательную позицию. Множество доктрин и концепций, которые дала наука за время своего существования, позволяют представителям различных социальных групп выбирать между ними или синтезировать нечто своё.

Описательная и социально-прогностическая функция социологии позволяет как бы " сфотографировать" общество в определённый момент, исследовать и замерить человеческие отношения, взгляды, мнения и т.п. Исходя из имеющейся информации, социолог может строить прогнозы о вероятных тенденциях социальных изменений, поведении социальных групп, сдвигах в экономической и социально-политической жизни общества.

Социология возникла из потребности управлять обществом, изменять его в соответствии с действующими в нём законами. Вследствие существования такой потребности и тех возможностей, которые открыла наука, возникли управленческая и социально-преобразовательная функция.

Сквозь эти функции проходят два уровня социологического знаниятеоретический и эмпирический, они тесно связаны и нет необходимости разделять функции науки теоретической и прикладной: последняя даёт исходные данные для развития теории, а теория вооружает практику.

 

 

2.

1. Основное развитие социологии идёт в направлении от естественно-научной модели к гуманистическому знанию.

Со времени О. Конта социологи пытались найти такие же законы для общества, которые объясняли бы его движение, развитие, подобно законам природы в естественных науках. Позитивистское направление в социологии опирается на модель " предмет знания отстранён от субъекта знания" – учёные узнают, политики разрабатывают решение. Следовательно, поколение становит-ся лучше, его жизнь улучшается. Эта модель применительно к обществу не работает, поскольку сам исследователь часть того, что он исследует, он не стоит над этим процессом, а включён в него. Социолог может видеть только то, что может, и не в состоянии показать направления улучшения жизни всех.

2. Гуманистическое направление в социологии на первый план выдвигает субъекта, который осмысливает жизнь, эмпирический опыт, но под своим углом зрения. Это влечёт за собой другой поворот в структуре социологического знания – переход от поиска всеобщего закона к определению интересов. Жизнь развивается не в соответствии с нашим знанием законов, а в соответствии с тем, что группа людей берёт на себя смелость, например, ликвидировать общественную собственность и установить частную. Это апелляция не к объективному закону, а к интересам людей. Интересы же не есть что-то объективное, они субъективны, причём сами люди их определяют. Человек верит тому, что он проверил своим жизненным опытом. Роль субъективного начала повышается и в обществе, и в науке.

3. Движение науки идёт от стремления найти во всяком действии объяснение внешних факторов или силу, которая приводит то или иное событие к такому состоянию, к познанию внутренних процессов, событий. Социология движется к анализу событийного процесса, социально-политическая ситуация рассматривается как цепь событий, где предшествующее – причина последующего.

4. Одним из основных постулатов социологии, особенно марксистской, было признание первичности базиса над надстройкой, экономики над политикой. Эта точка зрения критиковалась М. Вебером, который утверждал, что в основе социальных конфликтов лежат различия не по отношению к собственности, а по отношению к власти. Кто имеет власть, тот имеет и собственность. Власть сама – ценность, источник мотивации. Стремятся к власти для увеличения не только собственности, но и количества людей, находящихся в подчинении у данного индивида, и возможность руководить ими более значительна, чем обладание имуществом. Тем самым социология всё более политизируется.

5. В социологии всё большее значение приобретает социология конфликта. Конфликт сегодня признаётся основным источником движения социальных изменений, но центр тяжести в изучении его роли смещается в сторону личностных, а не общественных отношений.

6. В социологии идёт развитие и в плане изучения самого знания: что такое знание? какое знание истинно? как относиться к знанию, которое не совпадает с нашим? Современные социологи уходят от такого положения, когда " неистинное" знание подвергалось гонению, насилию, принуждению. Знание, подчинённое политике, стало ущербным. Следует исходить из того, что знание плюралистично, другой может иметь право на истину, точно так же следует усомниться в истинности своих знаний.

 

Вопросы для повторения: 1. Что является объектом и предметом изучения социологии? 2. В чём состоит разница между микро- и макросоциологическими концепциями? 3. Какие явления в общественной жизни изучает социология? 4. Каковы функции социологии? 5.Охарактеризуйте основные направления развития социологии.

 

Литература

Маркович Д. Общая социология. – Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1993. С. 31-55.

Момджян К.Х. Социум. Сообщество. История. М.: Наука, 1994. С. 92-100.

Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1992. - С. 4-19.

Радугин А.А., Радугин А.К. Социология. Курс лекций. - Воронеж: Воронеж. арх.-строит. акад. 1994. С. 4-12.

Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - С. 14-39.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 156-175.

Социология. М: Знание, 1995. С. 4-25.

Социология: курс лекций. Воронеж: Изд. ВГУ, 1994.С. 5-22.

Социология труда: Учебник // П/ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: Изд. МГУ, 1993. С. 105-127.

Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994. Гл. 1, 2. С. 5-30.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. N2. С. 3-16.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.