Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Социальная структура общества






1. Сущность проблемы и подходы к её изучению.

2. Социальная мобильность.

 

1.

Социальная структура - совокупность взаимодействующих социальных групп, различающихся по их положению в обществе.

Любое развитое общество представляет собой систему из множества элементов: микроэлементы (индивиды), миниэлементы (социальные группы), макроэлементы (классы, нации). Все эти элементы более или менее проявляются, признаются, что даёт возможность говорить о явных и скрытых элементах социальной структуры.

К явным элементам можно отнести:

1. Классы и классоподобные образования.

2. Политические группы (партии, общественно-политические организации, профсоюзные движения).

3. Территориально-региональные группы, различающиеся по критериям географическим, этническим, социально-экономическим (Поволжье, Дон, Кубань, Урал, Сибирь и т.д.).

4. Вероисповедные группы (большие: православие, католицизм, ислам, буддизм; малые: баптизм, иеговизм, шестидесятничество и т.д.).

5. Демографические группы, различающиеся по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. (мужчины, женщины, молодёжь, учителя, врачи и т.п.).

К скрытым элементам относятся:

1. Элиты - множество людей, занимающих высшее положение в обществе с точки зрения установленных правил престижа или авторитета.

2. Лобби (" группы давления") - группы, защищающие прежде всего свои экономические интересы, но попутно могут выражать интересы тех слоёв, которые являются источником их силы. Лобби оказывает давление на парламенты, партии, звенья власти.

3. Клика - малая группа, существующая в рамках большой, возникает спонтанно и принадлежит к системе неформальных связей.

4. Мафия - группа лиц, которые стремятся к достижению своекорыстных и властолюбивых целей не только в рамках определённой организации, но и в обществе в целом по принципу " Цель оправдывает средства".

5. Родственно-земляческие связи объединяют круг людей, связанных родством, происхождением, принадлежностью к определённой социальной группе и занимающих ключевые позиции в хозяйстве, управлении, культуре. Сам характер деятельности заставляет их вступать в контакты и оказывать услуги друг другу.

Современная социология фиксирует своё внимание на явных элементах, причём особенно на классах и классоподобных образованиях.

Понятие социальной структуры в узком смысле отождествляется с делением общества на классы и социальные слои.

В изучении вопроса существует два основных направления: марксистское и структурно-функционалистское.

В основе марксистского подхода лежит деление общества на классы, структурные функционалисты учитывают роль функционального разделения труда - природного, механического (связанного с полом, возрастом) и органического (требующего обучения, профессионализма).

В изучение классов и социальных групп внесли свой вклад многие учёные. Остановимся на взглядах некоторых из них.

К. Маркс считается основоположником конфликтологического подхода. Он делит общество на классы в зависимости от их отношения к собственности. В каждой общественно-экономической формации он видит два противоположных класса. Один из них имеет собственность и поэтому получает возможность эксплуатировать другой класс (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа). На этой основе между классами разворачивается борьба, которая становится источником общественного развития. Кроме основных, существуют промежуточные классы и расслоение внутри классов.

М. Вебер существенно расширил марксистское представление об основных критериях деления общества на классы. К экономическим различиям Вебер добавляет различия, не связанные с собственностью: профессиональное мастерство, квалификация и т.п. Кроме этого, Вебер учитывает различия, связанные со статусом (престиж, общественное уважение) и партией, под которой Вебер понимает власть, которую могут обрести представители одной партии независимо от их экономического положения. При этом власть Вебер считает более важным критерием, чем экономическое положение.

П. Сорокин вводит понятие социального слоя, или страты. Он отмечает, что для выделения в обществе страт нужен многомерный подход, то есть множество критериев. Нагрузки на стратообразующие факторы различны, их значение и роль могут меняться. К таким критериям он относит имущество, капитал, власть, образование и т.д.

Р. Дарендорф главным слоеобразующим признаком считает авторитет, по которому общество подразделяется на управляющих, в свою очередь делящихся на собственников и несобственников (бюрократы, менеджеры), и управляемых, состоящих из рабочей аристократии и неквалифицированных рабочих. Через объединение несобственников и рабочей аристократии образуется средний класс.

Интересную концепцию предлагает А. Турэн - чем большей информацией обладает человек, тем выше его положение в обществе.

В 40-е годы ХХ века американские социологи Т. Парсонс, Р. Мертон и У. Мур создали концепцию структурного функционализма, в которой особое внимание уделялось общественному разделению труда. С точки зрения функционалистов, для нормального существования общества необходимо выполнение множества самых разнообразных функций, различающихся по степени важности для общества. Между людьми складываются сложные, иерархически оформленные отношения, связанные с выполнением ими функций, в своём единстве составляющих целостный процесс жизнедеятельности общества.

Выполнение этих функций может не только потребовать от человека большей или меньшей подготовки, но и порождает у человека различные переживания (работа может быть интересна или скучна и т.д.). Сами люди, составляющие общество и привлекаемые к выполнению этих функций, тоже разные (одарённые, обычные, отставшие в развитии, здоровые и больные, образованные и необразованные и т.д.), поэтому выбор сферы приложения сил, способностей индивида - проблема не только личная, но и общественная. Функционалисты утверждают, что общество заинтересовано так разместить индивидов, чтобы наиболее важные функции выполнялись самыми талантливыми и умелыми людьми, и в любом обществе в какой-то мере осознанно, в какой-то мере случайно формируется механизм отбора наиболее компетентных индивидов и их размещения по жизненно важным для общества постам. Наиболее важным критерием отбора являются реальные деловые качества претендента на важный пост, а назначение по " тёплым местечкам" родственников и лично преданных лиц мешает размещению на важных для жизнедеятельности общества местах умных и талантливых людей.

Практика показывает, что высокое положение в обществе может быть получено двумя путями:

1) достижение, то есть получение индивидом высокого статуса благодаря его личным качествам, знаниям, опыту, и

2) аскрипция, то есть не по заслугам (по протекции, по родству или землячеству), в этом случае отбор наиболее подходящих людей затрудняется, что ведёт к ослаблению общества и его выживаемости.

На основе существующей в обществе системы ценностных представлений и оценки значимости выполняемых индивидами функций различные социальные группы ранжируются по социальному престижу - оценке, которую общество даёт статусу или должности: занимая должность, индивид вместе с ней получает и соответствующий этому месту престиж.

Место разных положений на шкале престижа обозначается термином ранг - наиболее высокий ранг и самое высокое вознаграждение должны получать те положения, которые:

а) имеют наибольшее значение для общества,

б) требуют больше, чем другие, таланта и более длительного обучения.

Неодинаковая оценка социальных ролей необходима также для мотивации через систему наград и поощрений: занимающие низшие позиции будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие привилегии, доход или власть.

В современной западной социологии господствует теория социальной стратификации. Она представляет собой разделение общества на упорядоченные страты, различающиеся между собой в вертикальном пространстве. Страта - социальная группа особого рода, она - элемент иерархии и одна не имеет смысла. Основаниями для выделения страт являются:

1. Объём власти, измеряемый количеством индивидов, находящихся в подчинении у представителей страты.

2. Собственность, находящаяся в распоряжении владельца.

3. Образовательно-квалификационный статус.

4. Объём и источник получения дохода (недвижимость, заработная плата, дивиденды, душевой доход и т.д.).

5. Стиль жизни (традиции, культура, ценности, места расселения, набор благ, окружающих человека).

Каждый из параметров измеряется от нуля до бесконечности - чем выше показатель, тем выше положение человека в обществе.

Стратификация создаёт общественную пирамиду, и чем ниже слой, тем он многочисленнее, чем выше - тем слой малочисленнее и больше объём власти. Несмотря на некоторые национальные особенности и традиции, социальная пирамида делится на три слоя: высший, средний и низший, каждый из которых тоже подразделяется.

Весьма важным является положение концепции функционализма, гласящее, что стратификация с чётко обозначенными нормами и позициями упорядочивает движение к вершине социальной пирамиды, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотичную борьбу за власть.

В идеале социальная стратификация способствует соревнованию между индивидами за право выполнять наиболее важные функции, стремлению занять высокое положение, а общество, предъявляя высокие требования к тем, кто претендует на получение доступа к благам и услугам, получает возможность выбирать из многих желающих тех, кто наиболее достоин высокого поста и, соответственно, наибольшего количества благ.

 

 

2.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

Существует два основных вида социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная.

Под горизонтальной мобильностью понимается переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне (переход с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса, смена места жительства, религиозной группы, семьи и т.д.).

Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивида, группы из одного социального слоя в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. Кроме того, вертикальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

Групповая мобильность связана с изменением своего социального положения целой группой (например, буржуазией после победы буржуазных революций, большевиками после революции в России, рост влияния христианских священников после распространения христианства).

Вертикальная социальная мобильность характеризуется такими параметрами, как интенсивность (скорость), и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция, то есть количество слоёв - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за определённый промежуток времени.

Социологи сравнивают общества по уровню мобильности. Так, исследования С.М. Липсета и Р. Бендикса (1959 г.) анализировали данные по мобильности " синих воротничков" в " белые" в девяти развитых индустриальных странах. Общая вертикальная мобильность колебалась между 27 и 31%, в США она составила 30%. Исследования У. Рубинштейна ставили целью выяснить происхождение британских миллионеров, он пришёл к выводу, что самый надёжный путь стать богатым - родиться богатым.

Д. Гласс изучал межпоколенческую мобильность (мобильность между старшими и младшими поколениями одной семьи - произошло ли изменение социального положения следующего поколения семьи и в каком направлении). Э. Гидденс отмечает, что нисходящая внутрипоколенческая мобильность в Великобритании охватывает много женщин. Это связано с перерывом в карьере в связи с рождением ребёнка.

Существенный вклад в развитие теории социальной мобильности сделал П.А. Сорокин. Он ввёл это понятие, разработал принципы мобильности, назвал основные каналы, обеспечивающие вертикальную мобильность. Среди них основными являются: служба в армии; церковь; получение образования; вхождение в правительственные группы, политические организации и партии; принадлежность к профессиональным организациям; использование организаций по созданию материальных ценностей для обогащения; семья и брак.

Основные принципы вертикальной мобильности были сформулированы П.А. Сорокиным следующим образом:

1. Не существует общества без вертикальной мобильности. Общества, где мобильность затруднена и существует множество препятствий на её пути, называются закрытыми (типичный пример - кастовое общество древней Индии, в котором перемещение между кастами было в принципе невозможно, но заключались межкастовые браки, низвергались правители и брахманы). Общества, в которых на пути вертикальной мобильности мало преград (фильтров), называется открытым, и социологические исследования показывают: чем более мобильно общество, открыто, тем успешнее оно развивается.

2. Не существует общества без препятствий на пути мобильности. Препятствиями могут быть собственность (или её отсутствие), образование, партийность и т.п. Эти препятствия поддерживают стратификационную пирамиду, разделённость общества на неравнозначные группы, затрудняя переход из одного социального слоя в другой.

3.Интенсивность и всеобщность мобильности колеблются в пространстве и во времени. Например, мобильность в индийском кастовом обществе и современном американском существенно отличаются, так же как отличается мобильность в советском и современном российском обществах.

4. В вертикальной мобильности нет постоянной направленности в сторону усиления или ослабления её интенсивности и всеобщности. В разные исторические моменты встречные потоки вертикальной мобильности могут иметь разную силу.

 

Вопросы для повторения: 1. Дайте определение социальной структуры. 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению социальной структуры.

3. Что такое социальная стратификация? 4. Охарактеризуйте основные виды социальной мобильности. 5. Раскройте содержание основных принципов вертикальной мобильности.

 

Литература

 

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.1992. N9. С.112-123, N10. C.107-120.

Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1992. N7. С. 62-72.

Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. N2. С. 98-106.

Панфёрова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. N5. С. 92-104.

Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. 1992. N9. С. 3-16.

Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. М.: Прогресс, 1989.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.