Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективизму






 

Оцениваемый Проявление индивидуализма Проявление коллективизма
параметр    
Идентификация себя Идентификация себя только с Идентификация себя с социальной
  собой, как с личностью («Я»). сетью по принадлежности («МЫ»).
Связь с социально- Индивид эмоционально не зависит Индивид эмоционально зависим от
экономической от системы; расчет строится на системы; вовлеченность в дела
системой основе вовлеченности в дела системы с упором на
  системы с упором на достижения, принадлежность, а, в идеале — на
  инициативу и лидерство. членство.
Отношения дружбы и Существует потребность в Дружба предопределяется
стандарты поведения дружеских отношениях, стабильностью социальных
  специфика которых определяется отношений, причем в рамках этих
  особыми чертами индивида. отношений проявляются
  Нормы поведения одинаковые для потребности в престиже. Нормы
  всех. Единая, универсальная поведения для одного и того же
  мораль требует говорить правду во человека различаются внутри и вне
  всех случаях. группы. Действует двойная мораль,
    когда ради избежания конфликта
    допускается сокрытие правды.
Отношения с Контрактные, на основе Подобны семейным: один отвечает
коллегами взаимозависимости и за всех и все — за одного.
  взаимодействия, но каждый  
  отвечает сам за себя.  
Процесс научения Провинность вызывает чувство Провинность ведет к обвинениям и
  вины и потерю уважения к себе. потере собственного лица и лица
  Знания и умения приобретаются группы. Знания и умения
  для повышения благосостояния и приобретаются для повышения
  уважения к себе, при этом авторитета в группе, причем
  изучается то, как чему-либо изучается, как что-то делать.
  научиться.  
Цели Краткосрочные, устанавливаются Долгосрочные, устанавливаются
  индивидом. другими.
Проектирование Ролевая ориентация. Тенденция к Ориентация на задачи. Тенденция к
работы и структуры широкой специализации и узкой специализации и
  мониторингу процесса. Сложность мониторингу функций. Важным
  (качество) работы более важна, считается масштаб работы и ее
  чем ее содержание. Уделяется содержание. Уделяется внимание
  внимание отношению к работе. отношениям, связанным с работой.
  Работа для человека. Человек для работы.
Проектирование Связи в основном горизонтальные, Связи в основном вертикальные,
структуры координация производится на координация производится на
  основе дифференциации. Норма основе интеграции. Норма
  управляемости широкая, а управляемости узкая с большим
  количество уровней малое. количеством уровней.
Решение проблем Ориентация на внешние Ориентация на внутренние
  проблемы. проблемы.
Принятие решений Вера в силу индивидуальных Вера в силу групповых решений.
  решений.  
Особенности Низкая важность контекста. Высокая важность контекста.

коммуникации Обратная связь через Обратная связь через открытие
  самореализацию. себя для других.
Отношение к Конфликт — конструктивное Конфликт — деструктивное
конфликту начало, основа здоровой начало, может привести к распаду
  конкуренции, а сотрудничество — группы. Путем к его разрешению
  путь к его разрешению. является компромисс.
Источники власти Преимущественно личностные. Преимущественно статусные.
Особенности Результаты важнее отношений, Отношения важнее результатов,
лидерства осуществляется управление управление группой индивидов.
  индивидом в группе.  
Основания для Учитываются индивидуальные Больше учитывается мнение
карьерного роста способности и умения, процедуры группы, процедуры носят
  формализованы. неформальный характер и могут
    меняться.

 

2) «Дистанция власти» (дистанция между людьми, обладающими различнымстатусом) определяет способ, с помощью которого общество воспринимает различия в социальном статусе, положении людей и управляет социальным неравенством. Можно выделить две крайние ситуации: для первой характерен дисбаланс власти, богатства и общественного положения; для второй — стремление снизить неравенство насколько возможно. Российская модель стоит ближе к первой крайности: власть в компании сильно централизована, а доступ к руководителю затруднен; подчиненные стремятся получить побольше власти, однако не стремятся брать на себя ответственность за результаты деятельности. Американская модель во многом является противоположной российской: полномочия делегируются, практикуется «бездверная» политика, а подчиненные желают не только руководить, но и брать на себя ответственность за это. Российская модель в какой-то степени представляет собой порочный круг: руководители не делегируют полномочия, а работники не желают нести ответственность, чем еще больше препятствуют делегированию полномочий и способствуют централизации власти. Единственный выход мы видим в постепенном приучении работников к ответственности.

 

3) «Избежание неуверенности» обозначает отношение людей к ситуациям, вкоторых они неспособны точно предсказать будущие события. В одних культурах люди предпочитают не беспокоиться о будущем и жить одним днем. Четких правил в таких организациях немного, а правила, которых невозможно придерживаться, меняются или исключаются. В принципе, такие организации постоянно готовы к изменениям. Культуры,

в сильной степени стремящиеся избежать неуверенность и риск, создают для этого специальные институты, тщательно разрабатывают правила, политику, процедуры (политика пожизненного найма в Японии). В российских компаниях, на наш взгляд, сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, нет уверенности в завтрашнем дне, степень риска достаточно большая, и компании не планируют на длительный срок (живут одним днем); с другой — практически везде есть отработанные правила и процедуры. Такое положение дел можно было бы объяснить попытками руководителей компаний обеспечить некоторую степень стабильности, если бы они предпринимали еще какие-то действия в этом направлении кроме установления правил поведения.

4) Противостояние мужского и женского начал (мужественность или женственность в культуре).Мужественность предполагает независимость, утверждениесвоего превосходства, настойчивость, а также четкое определение ролей в зависимости от пола. Мотивация обусловлена честолюбием. Преобладание женственности в культуре подразумевает преобладание эмоциональной открытости, заботы о других людях и о качестве жизни; гибкого распределения ролей, основанного на равенстве полов. Больше ценятся индивидуальные способности и навыки человека, а не принадлежность к тому или иному полу. По мнению В. Томилова, на территории России нет и не может быть единообразия организационных культур по критерию «мужественность-


женственность»115. Организационная культура с преобладанием «женского» начала характерна для Северо-Западного региона (города Санкт-Петербург, Новгород, Псков и др.), отдельных регионов Западной Сибири. Для Центрального региона, Забайкалья, Московской области и, по-видимому, Дальнего Востока больше подходит организационная культура с преобладанием «мужского» начала. В зависимости от преобладания «мужского» или «женского» начала в культуре организации будет различаться стиль управления: при организационной культуре с преобладанием «мужского» начала он будет более авторитарным, так как носители культуры дальше находятся от своих лидеров и неохотно воспринимают неопределенность. Организационная структура в условиях организационной культуры с «мужским» началом должна соответствовать принципу единоначалия, из-за чего, например, не совсем подходит матричная структура.

 

Данные четыре измерения не дают полного представления об особенностях культуры конкретной организации, поэтому мы считаем необходимым дополнить их еще несколькими характеристиками.

Отношение ко времени во многом определяется национальной культурой. В одних странах (например, США) время считается ограниченным ресурсом, и работники стараются не допускать задержек и опозданий. В Южной Америке опоздание считается нормальным, рядовым явлением.

Отношение к действию отражает психологические особенности и характер выполнения определенной работы. Ориентация культур большинства организаций на процесс, а не результат снижает гибкость отдельных работников и самих компаний. Для потенциально инициативных и инновативных работников обычно характерна ориентация именно на результат, поэтому они оказываются в чуждой обстановке, которая требует подчинения размеренному распорядку и заглушает их природные способности. Нам кажется, что культура развитой организации должна объединять оба подхода, ставя их использование в зависимость от вида деятельности и особенностей конкретной личности.

 

Отношение к формальностям подразумевает количество формальных процедур в организации, степень их выполнения и степень контроля за соблюдением. Формальности могут касаться всех аспектов деятельности, начиная с правил проведения встреч и переговоров и заканчивая формой одежды.

 

 

6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры

 

Организационную культуру можно описать при помощи признаков всеобщности, неформальности и устойчивости 116. Всеобщность организационной культуры означает, что она охватывает все сферы деятельности внутри организации. Неформальность организационной культуры связана с тем, что ее формирование и функционирование почти не зависит от официальных, установленных в приказном порядке правил организационной жизни, и действует параллельно с формальным механизмом организации. Роль неформальных контактов определяется тем, что более 90 % деловых решений в современных корпорациях принимается не в формальной обстановке (на совещаниях, собраниях и т.п.), а при неофициальных встречах117. Однако нельзя отождествлять организационную культуру со всеми неформальными контактами в организации. К организационной культуре можно отнести только те неформальные отношения, которые соответствуют принятым в организации ценностям. Например,

 

115 Томилов В. Формирование организационной культуры экономических систем//Проблемы теории и практики управления. 1995. № 1, с. 70-71

116 Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. — М.: «Экзамен», 1999, с. 212

117 Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994,

с. 118


личные разговоры сотрудников, несомненно, являющиеся неформальными контактами, могут не соответствовать принятому в организации отношению к производительности.

 

Неформальность организационной культуры приводит к тому, что результаты действия культуры практически нельзя измерить количественно: можно только сказать «лучше» стало или «хуже».

Устойчивость организационной культуры обусловлена таким общим свойствомлюбой культуры, как традиционность ее норм и институтов. С одной стороны, для формирования организационной культуры требуются значительные усилия со стороны руководителей. Результаты функционирования культуры можно увидеть только спустя длительное время. Будучи же сформированной, организационная культура приобретает значительную устойчивость, которую и сохраняет на протяжении нескольких поколений работников. Например, основы корпоративной культуры IBM были заложены еще в первые десятилетия ХХ века ее основателем Т. Дж. Уотсоном118. Именно устойчивость организационной культуры может стать значительным препятствием при проведении реструктуризации компании. Теоретически можно, конечно, попытаться провести реструктуризацию в рамках существующей культуры, но на практике этого скорее всего не случится.

 

Разные авторы по-разному понимают структуру организационной культуры. Эдгар Х. Шейн считает, что организационная культура — это ряд базовых предположений, которые данная группа создала, открыла или выразила с целью соотнесения их с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции.119 Данный набор предположений можно передавать новым членам группы.

 

Организационная культура, как система разделяемых в организации ценностей, норм и убеждений, является результатом взаимодействия управленческих функций, поведения, структуры и процессов самой организации с внешней средой, а также процессом исключения ряда сотрудников, ее не разделяющих. Менеджмент, с одной стороны, является составной частью культуры, с другой, — оказывает непосредственное и весьма существенное влияние на процесс ее формирования и развития. Важнейшей задачей руководства является обеспечение принятия культуры компании новыми работниками и обеспечение максимально возможной лояльности всех работников, так как в этом случае легче внедрять изменения.

 

Ф. Харрис и М. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик120: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление себя на работе; что и как едят люди, привычки и традиции в этой области; осознание времени, отношение к нему и его использование (монохроническое или полихроническое); взаимоотношения между людьми: по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданства и т.п. и степень их формализации; ценности (наборы ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предложений и ожиданий в отношении определенного типа поведения); вера во что-то и отношение или расположение к чему-то; процесс развития работника и научение; трудовая этика и мотивирование.

 

Вышеперечисленные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают смысл концепции организационной культуры. Члены организации разделяют определенные ожидания, вырабатывают собственный язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия, выражают свои чувства и эмоции.

 

 

118 Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М., 1992, с. 416

119 Предпринимательство и новые формы управления производством: Сб. научных трудов/Редколлегия: О.М. Никандров (отв. ред.) и др.; СПб.: СПбГИЭА, 1993, с. 36

120 Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. — М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998, с. 115-118


Восприятие всего этого другими работниками позволяет им правильно понять и интерпретировать культуру компании.

 

Организационная культура должна быть достаточно стабильной, но, одновременно, и адаптивной. Изменение организационной культуры необходимо во всех случаях проведения реструктуризации, хотя это довольно сложный процесс в силу естественного стремления сформированной культуры к стабильности.

Будущее, по нашему мнению, принадлежит организациям, чья культура не привязана к национальной культуре конкретной страны и способна ассимилировать национальные особенности. Так поступает компания Coca Cola, одна из наиболее известных в мире торговых марок, которая делает акцент на восприимчивости к разным культурам. Большую часть успеха менеджмент компании связывает со способностью одновременно учитывать организационную культуру самой компании, культуру ее торговой марки и культуру покупателей продукта компании.121

 

Более того, организационная культура обычно влияет на поведение компании на рынке и ее эффективность. В силу этого руководство компании должно стремиться к формированию культуры, поощряющей конкуренцию между работниками, их лояльность компании, стремление обеспечить конкурентоспособность компании на рынке.

Культура состоит не только из открытого поведения, гораздо большая часть скрыта от постороннего взгляда, тем не менее, учитывать приходится обе составные части. Значение видимой части организационной культуры состоит в том, что по ней компания в целом и работники по отдельности оцениваются со стороны. Знание скрытой части организационной культуры, по-видимому, должно входить в состав качеств успешного руководителя.

Английский специалист в области менеджмента Ч. Хэнди выделяет четыре идеальных типа организационной культуры, связанных со структурой компании122: культура власти (сетевая культура или модель «паутина); ролевая или позиционная культура (модель «греческий храм»); культура, ориентированная на задачи (матричная или кластерная); культура «звезд» (индивидуальности или личности) или культура, нацеленная на человека (модель «протоплазма»). Данные типы описаны нами в табл. 11.

 

Таблица 11 Типы организационной культуры по Ч. Хэнди

Характеристики Основные типы организационной культуры по Ч. Хэнди      
типа          
организационной          
Культура власти Ролевая или позиционная Ориентированная на Культура «звезд»  
культуры (сетевая или модель (модель «греческий храм») задачи (матричная (личности или  
   
  «паутина»)   или кластерная) модель  
        «протоплазма»)  
Основные черты Сильная власть, Власть сосредоточена В качестве оснований Представители  
власти сосредоточенная у наверху, а колонны для власти культуры личности  
  одного руководителя в (функциональные отделы и признается только не признают власти  
  центре организации. подразделения) ее опыт (возраст, стаж организации,  
  Деятельность поддерживают, то есть строго работы или близость поэтому нет  
  руководителя соблюдается иерархия. к руководству не организационных  
  включает в себя Властные полномочия учитываются). В средств оказания  
  подавление определяются силой некоторых случаях влияния на них.  
  сопротивления положения. Если в культуре отсутствие единого    
  подчиненных и власти менеджер обладает начала и распыление    
  сдерживание внешней собственной властью, то в ответственности    
  обстановки, возможно культуре роли менеджер — могут стать    

 

 

121 Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с

англ. — 8-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000, с. 52

122 Handy Ch. Understanding Organizations. L.: Penguin Books, 1993, p. 180-191; цитировано по: Колесникова Л., Перекрестов В. Организационные структуры и культура предпринимательства//Вопросы экономики. 2000. № 8, с. 21-22


  проявление это человек, который проблемой.    
  агрессивности. находится у власти123.      
Особенности Центральный лидер Решения принимаются Как правило, в такой Менеджер может  
управления принимает решения медленно и их большая часть культуре нет единого лишь предлагать,  
  довольно быстро; все относится к процедурным лидера, власть и высказывать  
  остальные решения вопросам. По отношению к ответственность замечания, если его  
  принимаются на руководству такой распределяется среди об этом просят, и  
  основе догадок и организации больше компетентных руководить на  
  предположений о подходит термин сотрудников (по основе общего  
  мнении центральной «администрирование» (как клеточкам сети). согласия  
  фигуры. следование неким заранее Работники являются подчиненных.  
    расписанным процедурам), а как бы элементами    
    не «управление». матрицы.    
Особенности Необычная форма Информация между Свободный обмен Свободный обмен  
коммуникаций коммуникаций — колоннами не передается информацией и информацией и  
  эмпатия124. Эмпатия напрямую, связующим знаниями в командах знаниями.  
  не требует служебных звеном служит верхушка      
  записок, комитетов храма, предпочтение отдается      
  или формальных письменному общению.      
  полномочий, поэтому Колонны связаны между      
  общение преобладает собой невидимыми      
  устное. арматурными конструкциями      
    — правилами и процедурами.      
Отношение к Организация Люди — неотъемлемая часть Чтобы внести вклад в Каждый человек  
сотрудникам и их ориентирована на рабочих операций, хотя при работу человек (иногда  
характеристики индивидуальную технологическом прогрессе должен обладать подразделение)  
  работу, хорошим все большее число талантом, является «звездой»  
  считается сотрудник, стабильных операций может творческим и выполняет лишь  
  который следует всем быть автоматизировано125. мышлением, те действия,  
  указаниям и не Роль — это фиксированный интуицией и свежим которые  
  проявляет набор обязанностей, а взглядом. соответствуют  
  собственной индивид должен им В таких организациях его/ее интересам.  
  инициативы. соответствовать. Работники  
    Индивидуальные процветают молодые стремятся  
    особенности человека не таланты, а развиваться  
    творчество  
    имеют отношения к делу и самостоятельно,  
    рассматривается как  
    даже могут мешать ему. уважают ценности  
    Ценятся не люди, а функции; награда. и потребности  
    служебный рост планируется   других членов  
    и поощряется. Хорошим   организации.  
    считается сотрудник,   Организация  
    выполняющий указания   служит для того,  
    начальства и не   чтобы помогать  
    выдвигающий предложений.   индивидам в  
        достижении их  
        личных целей.  
Характеристики Построено по Обучение рассматривается Обучение — Люди в данной  
обучения принципу обучения как способ приобретения приобретение культуре  
  подмастерья у мастера новых знаний и навыков и способностей решать предпочитают  
  (наблюдение за происходит путем прямой проблемы. Так как обучение методом  
  работой мастера). передачи знаний и навыков решение проблем погружения в  
  Обучение теми, у кого они есть, тем, у происходит в новый для них  
  руководителя вообще кого их недостаточно. группах, лучшими опыт, при этом  
  должно держаться в   способами обучения некоторые из них  
  секрете (признание   считаются оставляют  
  потребности в   исследовательские и профессию, в  
  обучении   проектные группы, которой достигли  
  приравнивается к   группы по решению высокого уровня  
  признанию своей   проблем. только потому, что  
  неполноценности).     им в этой области  
        уже нечему  
        учиться.  
Особенности Характеризуется Приверженцы ролевой Чтобы стать Руководитель  
руководителя интуитивным и культуры отличаются успешным должен быть  

123 Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 2000, с. 300

124 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М., 1996, с. 410

125 Марков М. Теория социального управления. — М.: Прогресс, 1978, с. 69


  целостным логичностью, руководителем, профессионалом,
  мышлением, быстро последовательностью и менеджер должен заслуживающим
  принимает решение, аналитичностью мышления, сначала заслужить уважения
  оценивая в уме его верят в упорядоченный авторитет у работников,
  пригодность, не формализованный мир. Им подчиненных. каждый из которых
  склонен к пошаговому нравится последовательно Пропуском в и сам является
  логическому анализу, двигаться от определения культуру задач экспертом.
  а больше полагается проблемы к определению является  
  на личные механизмов ее решения. квалификация, но  
  впечатления. Считается, что тем больше последующие  
    механизмов решения проблем некомпетентные  
    известно человеку, тем действия могут  
    большее количество проблем подорвать репутацию  
    он может решить. и слава об этом  
    Эффективность означает пойдет далеко за  
    упрощение задачи и ее пределы данной  
    разбиение на простые, но организации126. Для  
    существенные подзадачи. оказания влияния на  
      подчиненных в этой  
      культуре надо  
      изменить общую  
      задачу (путем  
      консенсуса).  
      Навязывать новую  
      проблему можно  
      лишь в случае  
      крайней  
      необходимости.  
Отношение к Такая организация Приветствуется стабильность Организация с таким Организация для
изменениям способна быстро и предсказуемость; типом культуры работников —
окружающей реагировать на неспособность действовать в способна гибко побочное
среды изменения. критических ситуациях. реагировать на образование (в
    Первая реакция на перемены изменение внешних отличие от других
    — игнорирование, условий, а типов нет
    следующая — продолжение сотрудники легко целостности),
    того, что делалось и раньше. приспосабливаются к поэтому нельзя
    В случае значительных новым требованиям, предсказать, как
    изменений (изменения поэтому культура они отреагируют на
    предпочтений потребителей, задач обычно изменения.
    появление новых технологий процветает в  
    и др.) создаются периоды появления  
    многочисленные группы и новых рынков, новой  
    комитеты по продукции или  
    межфункциональным связям. технологии, или  
    Если это не помогает, то когда есть  
    происходит банкротство, соглашение между  
    поглощение, реорганизация с ведущими  
    участием внешних производителями о  
    консультантов127. поддержании  
      высоких цен.  
Другие Ценятся деньги (как Одним из важнейших Основной задачей Максимально
особенности ресурс для оказания является понятие долга, организации служит интересам
данного типа влияния или символ ценится обязательность. считается своих членов, так
культуры личных достижений), Люди в ролевой культуре непрерывное и как позволяет им
  но особое значение ценят власть, источником успешное решение сохранять
  имеет «личный которой является сила проблем в командах. независимость,
  кредит» — право положения, поэтому Когда время личную свободу.
  делать, то, что человек увеличение своих нововведений Большая
  хочет, и как он формальных полномочий и заканчивается или неустойчивость
  хочет128. Личный соответствующие этому наступают трудные организации и
  кредит зарабатывается символы статуса (кабинет, времена, встает довольно высокая
  успешными служебная машина и др.) они вопрос о текучесть кадров.
  результатами воспринимают как целесообразности  
  собственной вознаграждение и упорно поддержания такой  

126 Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. — М.: Наука, 1990, с. 91

127 Попов Г.Х. Эффективное управление. — 2-е изд. перераб. — М.: Экономика, 1985, с. 89

128 Кабаченко Т.С. Психология управления. — М., 1996, с. 115


  деятельности и может конкурируют за эти символы. дорогостоящей  
  быть израсходован,   культуры.  
  если работник   Дороговизна вызвана  
  допускает ряд   тем, что в ней  
  серьезных ошибок,   работают эксперты,  
  приводящих к   которые  
  неудачам, что в   рассчитывают на  
  организациях с такой   оплату своей работы  
  культурой происходит   по рыночным  
  довольно часто из-за   расценкам.  
  высокой скорости      
  принятия решений и      
  повышенной степени      
  риска.      
Компании, для Как правило, малые Компании любого размера в Творческие, Творческие,
которых компании, где стабильных условиях. исследова-тельские, исследова-
предпочтителен учредитель   консалтинговые и тельские,
данный тип одновременно   тренинговые консалтинговые и
культуры является   компании. тренинговые
  собственником и     компании.
  руководителем.      

 

В чистом виде описанные типы организационных культур существовать не могут, более реальной ситуацией является смешанная культура. Так, на практике, организации с ролевой структурой для адаптации к изменениям внешней среды укрепляют себя созданием множества рабочих групп с культурой задачи. Решение разумное, но часто возникают недоразумения, когда представители ролевой культуры игнорируют рабочие группы, так как те вносят путаницу в формальную структуру организации, или рабочие группы считают, что их аргументированные предложения окажут влияние на часть организации. В принципе существование матричной и сетевой организационных структур доказывает возможность сосуществования различных культур на практике.

 

Другая классификация организационных культур была предложена А. Вилдавским129, который использует для этого два критерия: «сила границ группы» (сплоченная, рыхлая, полностью разобщенная) и «количество и разнообразие предписаний для действия» (инструкций). Культура согласно данным критериям бывает четырех идеальных типов:

 

• апатичная — множество предписаний и слабые связи внутри группы;

 

• соревновательная или индивидуалистическая культура также характеризуется слабыми связями внутри группы, но в данном случае предписаний немного, поэтому между работниками существует конкуренция. Работники подразделения, полагающиеся на власть высшего руководства, могут оказаться неготовыми к конкуренции с другим подразделением, а руководитель не всегда в состоянии использовать власть для получения полного контроля над ситуацией;

 

• иерархическая или коллективистская культура отличается прочными связями внутри группы и большим количеством предписаний (инструкций), поэтому получается сильная организация с четкой структурой и определенными линиями коммуникаций и команд;

 

• эгалитарная культура означает наличие прочных связей и малого количества предписаний. Все члены группы преследуют одинаковые цели и доверяют друг другу, поэтому суверен (руководитель) становится менее властными и

 

выполняет больше роль посредника в достижении взаимопонимания и проведении изменений.

Вообще-то обе приведенные классификации выделяют идеальные типы организационной культуры, но для руководителя знание их характеристик, по нашему

129 Wildawsky A. Choosing Preferences by Constructing Institutions: A Cultural Theory of Preference Formulation//American Political Science Review. 1987. vol. 81, p. 3-21


мнению, позволяет наиболее точно определить способы оказания влияния на членов организации.

 

Особое внимание следует уделить проблеме организационной культуре при создании сетей. Дело в том, что выработка культуры — процесс длительный и дорогостоящий, поэтому в сетях такую работу нельзя вести методами, годными для обычных компаний. Простым выходом из ситуации представляется заимствование культуры одного из участников сети, однако остальные участники могут оказать сильное сопротивление. Поэтому надо учитывать сходство интересов и возможности глобальных связей (например, сети Internet), позволяющие создать адаптированную культуру для сети.

Система управления компанией тесным образом связана с культурными особенностями и менталитетом работников, поэтому нельзя изменить один аспект, не затрагивая другой. Наиболее перспективными нам представляются комплексные изменения. Соответствие основных черт менталитета особенностям системы управления представлено в табл. 12.

 

Таблица 12 Соответствие системы управления менталитету 130

Черты менталитета Обусловленные ими особенности управления  
       
  Индивидуализация Ориентация на личность; оплата по личному вкладу; личные  
  сознания, повышенное способности являются двигателем карьеры.  
чувство собственного    
  достоинства    
  Стремление к Формальные отношения на производстве; формирование  
  обособленности рабочих мест с учетом независимости работника;  
    управленческое решение также зависит от чувства  
    собственного достоинства работника.  
  Прагматизм Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор  
    главного направления, обеспечивающего достижение цели;  
  личные взаимоотношения подавляются, если это мешает  
     
    достижению цели.  
  Практицизм Формирование нестандартной системы управления и  
    приведение ее в соответствие с конкретными целями и  
    задачами.  
  Рационализм Основной задачей управления является выбор оптимального  
    решения; создание оптимальной структуры производства;  
  рациональные отношения в коллективе; рациональная  
     
    система управления.  
  Стремление к Дисциплина и карьерный рост определяются уровнем  
  богатству (алчность) заработной платы; управленческие решения основаны на  
    выгоде; их главный мотив — деньги.  
  Пунктуальность Облегченные формы контроля за рабочим процессом;  
    скрупулезность в выполнении порученного задания; высокий  
    уровень дисциплины; слаженность системы управления.  
  Консерватизм Непринятие нововведений; почитание руководителя; высокое  
    качество; поддержка существующей организации труда и  
    сложившейся производственной структуры.  
  Лень Низкая производительность труда, в том числе  
    управленческого; в управлении необходимо использовать  
    давление.  
  Трудолюбие Высокая производительность; отсутствие жестких  
    управленческих решений по отношению к персоналу.  

 

130 Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3, с. 14-16


  Аккуратность Высокое качество; высокая культура управления; выборочные  
    формы контроля; высокая исполнительность; установка на  
    непрерывный рост качества.  
  Группизм Коллективный способ принятия управленческих решений на  
    основе единогласия; коллективная ответственность;  
  коллективный контроль; оплата труда по показателям работы  
     
    группы.  
  Бережливость Максимальная экономия на системе управления; установка на  
    экономию ресурсов; внедрение безотходных технологий.  
  Патернализм Неформальные отношения с подчиненными; продвижение по  
    службе по старшинству и стажу работы. Замедленная оценка  
  работы и служебный рост. Руководитель должен быть отцом  
    коллектива, координировать и контролировать деятельность  
    подчиненных.  
  Высокая Восприимчивость к нововведениям, их быстрое внедрение.  
  приспособляемость к    
  новизне    
  Христианско- Альтруизм сочетается со стремлением к деньгам, уважению,  
  протестантское поклонению богатству; в управлении цели достигаются  
  направление любыми средствами.  
  Христианско- Стремление к трансцендентному; пуританство; осуждение  
  православное богатства.  
  направление    
  Ислам Авторитет руководителя по возрасту; религия является  
    первичной а производство — вторичным; опора на общину;  
    дисциплина.  
  Синтоизм Обостренное чувство экологической безопасности;  
    использование энерго- и материалосберегающих технологий.  
  Буддизм Производство вторично, равно как и деньги. На первом месте  
    — религия, вера. Поведение на производстве определяется  
    религиозными ценностями.  

 

Россия — страна с богатой историей, обладает сложившейся за продолжительный период национальной культурой, которая, в свою очередь, во многом определяет организационную культуру большинства компаний. Некоторые особенности российской культуры с точки зрения различных исследователей отражены в табл. 13.

 

Таблица 13 Особенности российской культуры, выражающиеся в чертах характера

Описываемая Взгляды исследователей на конкретные черты российского характера
характеристика В.О. Ключевский П.Я. Чаадаев Г. Дилиганский131
Отношение к Расчетливость и Эстахологически- Способность к терпению и
трудностям и изворотливость в мессианская адаптационный
изменениям мелких затруднениях; религиозность; индивидуализм
  привычность к борьбе обрядоверие; незападного типа и низкая
  с невзгодами. воинствующая способность к
    безбожность самоограничению ради
      групповых интересов.
      Духовность и приоритет
      духовного над
      материальным

 

131 Дилиганский Г. К новой модели человека//Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 10,

с. 47-61


Отношение к Преобладание Внешнее благочестие, Потребность во внешнем
планированию и осмотрительности над раболепие, слепая «образце»,
постановке предусмотрительность покорность. подсказывающем
целей ю. Внутренняя свобода направление движения.
  Большее внимание   Внутренний и внешний
  следствиям, чем   эскапизм
  постановке целей    
Отношение к Способность к Универсализм и Способность впитывать
особым большому, но всечеловечность инородные культурные
условиям труда кратковременному   образования или отвергать
  напряжению сил   их, защищая свою
  (авралу)   самобытность («устойчивая
      неустойчивость»)
Отношение к Приемлемость Безличный Открытость в
совместной совместной работы на коллективизм, коммуникации
деятельности больших просторах национализм и  
    самохвальство  
Проявления





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.