Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Проектирование организационных систем






 

 

11.1. Понятие организационного проектирования

 

Организация представляет собой сложное образование, поэтому при ее проектировании необходимо учитывать множество разноплановых факторов внутренней и внешней среды. В современных условиях особенное значение следует придавать характеру конкуренции, развитию технологий, включая информационные, и росту объемов данных и информации.

 

Организации являются частью среды и испытывают ее воздействие, с другой стороны, и сами организации оказывают воздействие на окружающую среду. Организационное проектирование является одним из средств изменения окружающей среды.

Проектирование связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий для совершенствования внешней среды (создание моделей машин, приборов, шахты, системы управления и т.д.).

Организационное проектирование —это упорядочение организационно-

структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности172. В качестве предмета проектирования на уровне организации выступает система организации производства, труда, управления организации в целом, ее отдельных подразделений или видов деятельности. Поэтому целью организационного проектирования является разработка новых организационныхсистем, а результатом — представление комплекта технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной, управленческой системы.

 

Сложность задачи организационного проектирования заключается в том, что ее нельзя решать как задачу формального выбора лучшего варианта организационной структуры по однозначному, математически заданному критерию оптимальности. Напротив, данная задача предполагает необходимость сочетания формализованных методов анализа, оценки и моделирования с деятельностью менеджеров, экспертов на основе собственных знаний и опыта, субъективных предпочтений и интуиции.

 

 

11.2. Процесс организационного проектирования

 

Процесс организационного проектирования — это последовательность действий по принятию проектных решений, которая приводит к созданию описания проектируемой организационной системы. Процесс проектирования реализуется в соответствии со схемой, показывающей очередность выполнения основных этапов. Стандартную схему организационного проектирования мы представили на рис. 9.

 

 

172 Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003, с. 83


 

11.3. Методы организационного проектирования

 

Как уже говорилось, организационные системы представляют собой многоплановое явление, поэтому при их проектировании нельзя полагаться на какие-то однозначные методы — формальные или неформальные. Следует применять сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования), экспертно-аналитической


работы, изучения зарубежного и отечественного опыта173. Основой проектирования организационных систем должны стать цели организации.

Необходимо различать методы выполнения проектных работ и проектные методы174. Существуют три разновидности методов выполнения проектных работ.

 

1. Оригинальное проектирование —характеризуется тем, что все проектные работынацелены на создание индивидуальных проектов, то есть для каждого объекта с учетом его особенностей создается свой проект организации. Оригинальное проектирование требует времени и является трудоемким.

2. Типовое проектирование предполагает разделение проектируемой системы наотдельные элементы и создание для каждого из них своего проектного решения, которое впоследствии используется (с небольшой корректировкой) при проектировании организационной системы в целом. Удобство данного метода заключается в том, что проектные решения для отдельных элементов можно применять при проектировании нескольких организационных систем.

3. Автоматизированное проектирование —как следует из названия, данный методпредполагает применение компьютерных программ, с помощью которых создается глобальная модель организационной системы и на ее основе, с учетом необходимых параметров, — модель проекта организации.

К проектным методам относятся все действия, предпринимаемые в ходепроектирования. Их существует множество (некоторые авторы выделяют около трех десятков). Главная цель проектных методов — обеспечить проектировщика информацией, необходимой для создания нового объекта.

Охарактеризуем основные проектные методы.

Метод аналогий —при проектировании используется опыт создания структуруправления в аналогичных организациях, характеристики типовых структур управления, механизмов их применения. При этом типовые структуры должны иметь несколько вариантов, чтобы их можно было скорректировать под конкретную ситуацию.

 

В методе аналогий можно выделить два этапа:

 

• выявление в каждом типе экономических организаций общих характеристик и тенденций развития;

• обобщение принципиальных проектных решений, касающихся характера и взаимоотношений звеньев управления и должностей в конкретных условиях

 

работы данного типа организаций и конкретных отраслях, а также формулировка нормативных характеристик органов управления для данных организаций и отраслей.

Экспертный метод —собираются и изучаются рекомендации и мнения экспертови опытных менеджеров. При использовании данного метода ставится цель выявить специфику работы органов управления, положительные черты и недостатки различных уровней организационных структур и предложить обоснованные рекомендации по их усовершенствованию. Выявляются научные принципы создания организационных структур с учетом конкретных условий деятельности организации и текущей ситуации.

Метод является наиболее масштабным и гибким. Он позволяет выявить «узкие места» в организационной системе и предложить варианты решения. Его следует применять в сочетании с другими (аналогии, структуризации целей и др.).

Метод структуризации целей предполагает выработку системы целей и еесовмещение с организационной системой. Проводится экспертный анализ различных вариантов организационных структур, происходит распределение полномочий и ответственности по подразделениям и видам деятельности, определяются конкретные результаты и лица, ответственные за их достижение.

 

173 Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 225

174 Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003, с. 87


Метод организационного моделирования —разработка формализованныхграфических, математических, машинных отображений распределения полномочий и ответственности в организации, а также построение и оценка вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных. Преимуществом метода является возможность четкой формулировки критериев оценки эффективности проектных решений и наглядность за счет использования схем.

 

Можно отметить также ряд более узких проектных методов (средств), способствующих применению четырех методов, описанных выше: стоимостной анализ, анкетный опрос, интервьюирование потребителей, «мозговой штурм» и другие.

 

 

11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства

В некоторых ситуациях кроме задач проектирования общеорганизационных систем возникает необходимость в проектировании производства отдельных товаров. Такая потребность может появиться у организации, выходящей на новый рынок или желающей создать новую товарную линию.

 

Схема проектирования товара в принципе совпадает со схемой организационного проектирования. Также следует начинать с потребностей покупателей, исходя из чего определять характеристики продукта. Далее следует разработка производственных операций и определение производственных мощностей.

Критерии проектирования продуктов могут быть различны: стоимость, экономичность эксплуатации, качество, элементы роскоши, размер, мощность, прочность, срок службы, надежность в эксплуатации, простота эксплуатации, безопасность эксплуатации и универсальность использования.

Необходимо также принять решения относительно: размеров и формы, характеристик материалов, соотношения стандартных и специфических элементов, компонентов, элементов безопасности.

К критериям проектирования процесса производства относятся: производственные мощности, экономическая эффективность, гибкость, надежность, производительность, пригодность к ремонту, стандартизация, постоянство результатов, безопасность, удовлетворение потребностей рабочих.

 

Проектировщик процесса производства должен принять решения относительно: типа перерабатывающей системы, то есть типа производства, собственно производства, комплектующих изделий, методов переработки, степени механизации и автоматизации, специализации рабочих.

Если продукт и процесс его производства проектируют разные люди (группы людей), то они обязательно должны тесно сотрудничать между собой, так как разработка продукта и разработка процесса производства тесно взаимосвязаны.


Тема 12. Основы реструктуризации организации175

 

Как уже упоминалось в предыдущей теме, лучше всего проектировать организацию «с чистого листа», так как это позволяет наилучшим образом состыковать все ее составные части. В большинстве же случаев приходится иметь дело с уже существующими организациями, к тому же с накопившимися проблемами. Реструктуризация позволяет хотя бы частично решить некоторые проблемы организации, поэтому автор считает уместным включить данную тему в учебное пособие. Материал излагается на основе собственных исследований автора.

 

 

12.1. Сущность процесса реструктуризации

В настоящее время в России сложилось два наиболее распространенных понимания термина «реструктуризация»: 1) реструктуризация в смысле изменения (перераспределения или переопределения) прав собственности и связанного с этим изменения организационно-правовой формы; 2) как принятие новой схемы выплаты задолженности организации, включая отсрочку или рассрочку платежей, а также получение кредитов для выплаты текущей части задолженности и/или процентов по ней. Проведения реструктуризации согласно указанным определениям в современных условиях недостаточно. Изменяется форма, но не содержание деятельности организации. Современные подходы к определению реструктуризации (Л. Родионовой, Е. Гриншпуна, А. Алпатова, Л. Водачека) также описывают только отдельные стороны процесса реструктуризации, поэтому мы даем собственное определение данного термина.

Реструктуризация —это преобразование организации, обусловленное характером

и динамикой изменений внешней среды и имеющее своей целью повышение эффективности деятельности организации и синхронизацию внутренних изменений с внешними. При этом понятия «реструктуризация» и «реформирование» разграничиваются, как показано на рис. 10.

 

175 более подробно см.: Карпец О.В. Реструктуризация современных промышленных предприятий: виды и методика проведения: Моногр. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 356 с.


 

Факторы реструктуризации можно разделить на внешние, внутренние и промежуточные. К внешним, в частности, относятся: неустойчивость внешней среды, невозможность быстро решить возникшие проблемы правовыми способами, отсутствие поддержки со стороны финансовых учреждений, глобализация. Среди глобальных внутренних факторов реструктуризации можно отметить: размер компании, философию менеджмента и организационную культуру, личностные качества руководителя и его отношение к компании, принципы и стиль управления, качественные изменения рабочей силы, интеллектуальный потенциал и степень лояльности работников компании, уровень эффективности информационной системы компании, наличие внутри организации групп, преследующих различные интересы. Также существуют внутренние факторы, более приближенные к технологической цепочке: качество продукции; технология производства; дисциплина; указания менеджеров, не выполняемые в срок; запасы незавершенного производства; потери рабочего времени; поломки оборудования. В качестве промежуточных факторов можно назвать, например, «размывание» организационных границ, степень и скорость устаревания продукции.

 

Исходя из охвата организации внедряемыми изменениями мы различаем два вида реструктуризации: частичную и полную (реинжиниринг) (рис. 10).

В монографии176 нами обосновано, что отличие реинжиниринга от других видов реструктуризации выражается (кроме охвата) в радикальности изменений и скачкообразном увеличении основных экономических показателей компании.

 

Реинжиниринг предполагает реорганизацию основных видов деятельности(ключевых компетенций) и избавление организации от всех неосновных видов

176 Карпец О.В. Реструктуризация современных промышленных предприятий: виды и методика проведения: Моногр. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 356 с.


деятельности, однако мы считаем, что в российских условиях делать это следует очень осторожно, так как диверсификация в быстро меняющейся ситуации часто становится условием выживания организации. Ключевые компетенции должны приносить организации ценность, которую мы понимаем как материальные и, главное, нематериальные, выгоды, получаемые организацией, ее поставщиками и покупателями.

 

Особенностями процесса создания программы реинжиниринга являются новизна, изобретательность, синтез. При этом допускается даже некоторая степень неопределенности.

Объектом реинжиниринга являются процессы. Бизнес-процесс рассматривается как комбинация нескольких бизнес-линий. Бизнес-линия или продуктовая линия является более узким понятием, чем бизнес-процесс и представляет собой совокупность прав собственности, технологий и активов, обеспечивающих ожидаемые будущие доходы. Главная идея реинжиниринга — добиться того, чтобы каждый человек в компании напрямую служил потребностям покупателей на одном конце бизнес-процесса. Кроме того, товары должны соответствовать процессам внутри компании. Таким образом, при проведении реинжиниринга менеджер должен увидеть не только общие взаимосвязи, влияющие на состояние сложных систем (в нашем случае, организации), но и неярко выраженные, тем более что данные процессы обычно протекают независимо от воли людей.

При реинжиниринге устраняются недостатки бизнес-процессов, а также происходит их упрощение или собственно реинжиниринг, сопровождающийся ломкой существующей структуры. Руководство организации переориентируется на управление процессами, меняется организационная структура — для каждого процесса организуется бизнес-единица, самостоятельно отвечающая за свою часть работы во внутренних и внешних отношениях.

Мы выделяем следующие общие этапы реинжиниринга: оценка текущего состояния организации (внешних и внутренних условий); выявление главных бизнес-процессов; определение межфункциональных границ бизнес-процессов; реорганизация этих процессов с учетом намеченных для организации целей; как результат резкое повышение производительности.

 

Для успешного проведения реинжиниринга мы считаем целесообразным создание квалифицированного подразделения типа проекта, в задачу которого будет входить разработка плана реинжиниринга, постановка конкретных задач, проверка их выполнения, необходимая корректировка. Основным недостатком реинжиниринга является то, что этот процесс инициируется и управляется сверху, поэтому при его проведении предлагается стимулировать проявление инициативы со стороны работников, тем более что в дальнейшем бизнес-единицы становятся самостоятельными центрами предпринимательской активности. Для этого стоит изменить систему поощрений.

 

 

12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации

 

Для успеха реструктуризации необходимо понимать теоретические основы проведения изменений, а именно, предлагаемые теории изменений, сопротивления, методики проведения и факторы, способствующие и препятствующие изменениям. При проведении организационных изменений следует учитывать ряд препятствий или барьеров, которые подразделяются на личностные и организационные.

 

Чтобы изменения стали для организации естественными, необходимо сделать механизм изменений частью организационной культуры. Поэтому подход к проведению изменений в ходе реструктуризации должен быть комплексным.

На основе обзора стратегий проведения изменений мы составили матрицу (табл. 16), показывающую соответствие стратегий моделям принуждения и сотрудничества в зависимости от трех условий: ситуации, в которой находится организация в текущий


момент; времени на проведение изменений; отношения ключевых групп в организации к изменениям.

 

Таблица 16 Стратегии проведения изменений в рамках реструктуризации

    Стратегии постепенных изменений   Стратегии трансформативных изменений    
Моделисотрудничества 1. ПАРТИСИПАТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 2. ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ  
Используется, когда организация находится в Используется, когда организация находится в  
нормальной ситуации или находится в неблагоприятной ситуации, нет достаточного времени  
неблагоприятной ситуации, но есть время на на исправление ситуации, но внутри организации  
ее исправление и ключевые группы существует прочная поддержка радикальных  
положительно смотрят на изменения.   изменений.            
Моделипринуждения 3. ВЫНУЖДЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. 4. ДИКТАТОРСКАЯ   ТРАНСФОРМАЦИЯ.  
Используется, когда организация находится в Используется, когда организация находится в  
целом в нормальной ситуации, но требуются нормальной ситуации, но нет времени для проведения  
небольшие коррективы; а также когда партисипативной эволюции и члены организации не  
ситуация неблагоприятная, есть время на ее поддерживают радикальных изменений, но  
исправление, но ключевые группы внутри радикальные изменения необходимы для выживания  
  организации противостоят изменениям.   организации и выполнения ее миссии.      
                           

 

План и стратегия реструктуризации должны, на наш взгляд, разрабатываться с учетом субъектов, входящих в так называемый производственный комплекс (рис. 11).

 

 

Наиболее известным способом проектирования работ является Диагностическое Исследование Работы (Job Diagnostic Survey — JDS), разработанное Дж. Р. Хэкманом и Г. Р. Олдамом и ставящее две главные задачи: продиагностировать существующие работы до их перепроектирования, а также оценить последствия перепроектирования, то есть воздействие изменений на мотивацию, удовлетворение работников, их стремление к личному росту.

 

Для достижения успеха в проведении реструктуризации организация должна обладать определенными характеристиками. Конкурентные преимущества организации создаются не только материальными, но и нематериальными ресурсами, важнейшим из которых мы считаем знания. Поэтому необходимым условием успешной реструктуризации является способность организации к приобретению, усвоению,


переработке и созданию новых знаний. Организация должна быть, как минимум, обучающейся, а лучше мыслящей.

 

Другим важным условием является наличие организационной культуры, способной и стремящейся к позитивным изменениям.

 

 

12.3. Виды частичной реструктуризации организации

 

Частичная реструктуризация подразделяется нами по объекту на реструктуризацию системы человеческих отношений, организационную, финансовую, маркетинговую, информационно-технологическую и производственную.

 

 

12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации

 

Успешная реструктуризация невозможна без реструктуризации системы управления персоналом, а более широко (как мы ее и рассматриваем) системы человеческих отношений в организации. Человеческий ресурс мы рассматриваем как главную движущую силу организационных изменений. Работники должны быть инициативными, готовыми к постоянному обучению и способными к эффективному сотрудничеству со своими коллегами. В XXI веке должно измениться и отношение к работникам со стороны менеджмента. Достижение поставленных организацией целей зависит от каждого отдельного работающего в ней человека, поэтому мы считаем, что менеджеры (особенно в России) должны признать работников важнейшим активом организации, единственным длительным ресурсом, от которого зависит процесс предоставления ценности потребителю. Таким образом, реструктуризация системы человеческих отношений в организации —это осознание ценности человеческихресурсов и их переоценка, а также создание механизма для самореализации каждого работника.

 

Главные направления реструктуризации системы человеческих отношений в организации, а также примеры индикаторов этих направлений сведены в матрицу (табл. 17).

 

Таблица 17 Матрица реструктуризации системы человеческих отношений

    Предполагаемые индикаторы направлений реструктуризации системы    
    человеческих отношений в организации        
    Необходимос Необходимос Необходимость Развитие   Высокая  
    ть повышения ть снижения привлечения и технолог   текучест  
    лояльности и сопротивлени удержания лучших ий (Х4)   ь кадров  
    ответственнос я (Х2) работников и     5)  
    ти работников   изменения отношений        
    1)   работодателя и        
        работника (Х3)        
реструктуризациичеловеческих «Партисипативное + +          
управление» (H1)          
             
Реорганизация              
системы + +          
вознаграждений          
             
(H2)              
Применение              
частичной              
Направлениясистемы     + +   +  
занятости и гибких        
             
рабочих часов (H 3)              
Использование +     +      
групп и команд          
работников (H4)              
               

  Креативный            
  менеджмент + +        
  человеческих        
             
  ресурсов (H5)            

 

Функционально реструктуризация системы человеческих отношений описывается следующим образом:

H1 — «партисипативное управление» — есть функция вида: H1= H11, Х2);

H2 — реорганизация системы вознаграждений — есть функция вида: H2= H21, Х2); H3 — применение частичной занятости и гибких рабочих часов — есть функция

вида: H3= H33, Х4, Х5);

H4 — использование групп и команд — есть функция вида: H4= H41, Х4);

H5 — использование «креативного» менеджмента человеческих ресурсов — есть

функция вида: H5= H51, Х2).

Тогда вектор-функция реструктуризации человеческих отношений (H) имеет вид: H=(H1, H2, H3, H4, H5)τ , (здесь и далее τ — знак транспонирования строки в столбец).

 

12.3.2. Организационная реструктуризация

 

Целью организационной реструктуризации компании мы считаем обеспечение эффективной организационной модели, организационной структуры и организационно-правовой формы. Организационные модель и структура являются внутренними характеристиками, по отношению к которым компания имеет достаточно широкие возможности, в то время как организационно-правовая форма — внешняя характеристика, отражающая законодательные требования к ведению предпринимательской деятельности, поэтому компания может только выбрать правовую форму, наиболее соответствующую ее потребностям. Поэтому организационную реструктуризацию мы определяем как создание гибкой рациональной организации, структура которой использует преимущества различных организационных моделей и структур, а правовая форма соответствует данной структуре.

 

Рассмотрев бюрократическую, поведенческую, органическую модели, модели индивидуализированной корпорации и «организационной туманности», модель «ценностной плеяды/созвездия», мы пришли к выводу, что компания не должна быть скована какой-то одной организационной моделью, а может и должна заимствовать лучшие качества многих моделей. Можно также отметить, что организационная модель в современных конкурентных условиях будет постоянно меняться.

Основными девятью правилами организационной структуры являются: простота; легкость составления схемы организационной структуры управления и ее прозрачность; выдача каждому работнику ясных и кратких письменных инструкций для работы; эффективность информационной системы в обеспечении качественной передачи информации и знаний и обратной связи; четкость линий подчинения и ответственности, а также минимизация числа уровней управления; осуществление процесса координации деятельности компании высшим руководством; реальность нормы управляемости для каждого руководителя; разграничение и координация функций линейного руководства и функциональных служб; использование новых технологий и возможностей, предоставляемых научно-техническим прогрессом.

В качестве главных условий проведения организационной реструктуризации компании мы выделяем скорость изменения организационных структур; особенности экономической системы и модели страны; необходимость адаптации планов реструктуризации, разработанных зарубежными специалистами, к особенностям организации; ожидания руководства компании.

За время существования массового производства цель организации претерпела значительные изменения. На наш взгляд она трансформировалась от простого получения


прибыли до создания ценности и достижения конкурентных преимуществ, за счет чего компания и получает прибыль. Трансформация целей компании и отражение этого в организационной структуре показано на рис. 12.

 

 

12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации

 

Качественный уровень принимаемых в организации решений во многом зависит от объемов, скорости получения и передачи информации. Объем информации должен быть достаточен для принятия обоснованных решений, но не создавать перегрузки, особенно для менеджмента самого высокого уровня. Традиционные иерархические организации не являются образцом эффективности, так как прохождение информации (снизу-вверх и сверху-вниз) в них сопряжено с дублированием, искажениями, потерями. Сетевые организации обладают преимуществом свободного обмена информацией.

 

Главной задачей информационно-технологической реструктуризации (ИТР) мы считаем использование ИТ для создания и предоставления ценности покупателям с учетом интересов всех заинтересованных сторон, начиная с менеджеров различного уровня и заканчивая потенциальными партнерами и поставщиками программного обеспечения.


Информационно-технологическая реструктуризация (ИТР) —это изменениеинформационно -технологической системы организации (она включает потоки данных, информации и знаний, циркулирующие в организации, и технические средства обеспечения этих потоков), позволяющее ей восстановить или получить новые конкурентные преимущества.

 

Неотъемлемой частью ИТР является хранение данных. Внедрение данной концепции обеспечивает интеграцию всех данных, аналитических средств и приемов, используемых в организации, и позволяет избежать потери ценной коммерческой информации, содержащейся в ежедневном потоке необработанных данных. Развитие сети Internet усиливает преимущества хранения данных.

Информационная система организации, по нашему мнению, должна быть ориентирована в двух направлениях: внутрь организации (внутренняя коммерческая разведка) и во внешнюю среду (конкурентная разведка — CI). Для того чтобы получать полноценную информацию, необходимо использовать обе разновидности конкурентной разведки: наступательную и оборонительную.

На основе сведений, полученных с помощью CI и внутренней коммерческой разведки, организация может проводить конкурентный бенчмаркинг, в ходе которого деятельность организации сравнивается с деятельностью конкурентов с наиболее эффективными внутрифирменными операциями.

В случае слияний и поглощений, большинство из которых традиционно проводится только на финансовой основе, требуется особое внимание к информационным системам. При необходимом в таких случаях объединении информационных систем на первый план выходят масштаб, последовательность и скорость интеграции.

Выделяемые нами направления ИТР, а также примерные индикаторы данных направлений сведены в матрицу (табл. 18).

 

Таблица 18 Матрица информационно-технологической реструктуризации

    Предполагаемые индикаторы направлений информационно-технологической  
    реструктуризации          
    Необходимость Необходимость Усиление Различные Усиление  
    принятия решений в обработки конкуренц объединения развития  
    среде, насыщенной большого ии (Х8) компаний технологи  
    информацией (Х6) количества   9) й (Х4)  
      данных (Х7)        
  Реорганизация +     + +  
ИТР информационной      
системы (I1)            
Хранение + +        
Основныенаправления        
данных (I2)        
           
Применение CI +   +      
(I3)        
           
Конкурентный     +   +  
  бенчмаркинг (I4)            

 

Приведем функциональное описание информационно-технологической реструктуризации.

I1 — реорганизация информационной системы компании — есть функция вида:

I1=I16, Х9, Х4);

I2 — хранение данных — есть функция вида: I2=I26, Х7);

 

I3 — конкурентная разведка (CI) — есть функция вида: I3=I36, Х8); I4 — конкурентный бенчмаркинг — есть функция вида: I4=I48, Х4).

Тогда вектор-функция информационно-технологической реструктуризации (I)

имеет вид: I=(I1, I2, I3, I4)τ .


Помимо индикаторов, указанных в матрице, большое влияние на выбор вида реструктуризации оказывают финансовые возможности организации, поэтому многие российские предприятия просто не могут себе позволить проведение информационно-технологической реструктуризации, хотя и очень в ней нуждаются.

 

 

12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации

 

Значение маркетинговой реструктуризации заключается в наибольшей близости к рынку и ориентации на покупателя всей маркетинговой деятельности организации. Мы предлагаем следующее определение маркетинговой реструктуризации: выделение маркетинга в качестве одной из ключевых компетенций организации, что позволяет расширить рынки сбыта и извлечь максимально возможную ценность из отношений с покупателями.

 

Так как на большинстве российских предприятий маркетинг является слабым местом, начинать на них маркетинговую реструктуризацию, по нашему мнению, следует с определения задач и назначения ответственных за выполнение, а также с ведения специальной базы данных.

На маркетинговые возможности организации важное влияние оказывает и ее структура — в рамках сетей маркетинг менее обособлен от остальных функций, чем в иерархической структуре. Существуют 4 вида сетей, в каждом из которых маркетинг выступает в определенной форме и играет свою роль: внутренние сети (слоевые и сети внутреннего рынка), вертикальные сети, межрыночные и сети, основанные на использовании рыночных возможностей. В то же время в России выделяются сети выживания и сети предпринимательского рынка.

С появлением глобальной сети Internet возможности для удовлетворения потребностей покупателей возросли. Стали возможными три варианта организации продаж: традиционный, электронная коммерция и сочетание этих вариантов.

Электронная коммерция осуществляется по четырем направлениям (в зависимости от участников): «компания-потребитель» (В2С) — аналог традиционной розничной торговли; «компания-компания» (В2В) — межфирменная электронная коммерция; «потребитель-потребитель» (С2С); «потребитель-компания» (С2В). В России развитие получили первые три направления, но более всего распространена межфирменная электронная коммерция.

 

Анализ рынка электронной коммерции позволил нам выявить преимущества данной формы как для продавцов, так и для покупателей. Для продавцов это — более низкие издержки на содержание собственности и хранение запасов; возможность прямого взаимодействия с покупателями, поставщиками и дилерами; глобальное присутствие; быстрое реагирование и другие. Покупатели имеют возможность, в частности, сократить время на поиск товара по сравнению с обычным магазином и посещать электронный магазин круглосуточно.

Однако наибольшую выгоду, по нашему мнению, приносят объединения смешанного типа — электронных компаний и традиционных. Для обычных компаний это возможность расширить рынки сбыта и использовать при этом опыт партнера; электронные также расширяют свой рынок сбыта и страхуются на случай технических проблем.

Делается вывод о том, что с появлением и развитием электронных способов продажи маркетинг в полной мере начал выполнять задачу максимально возможного удовлетворения потребностей покупателей.

Все проанализированные нами направления маркетинговой реструктуризации и предполагаемые индикаторы мы поместили в матрицу (табл. 19).


Таблица 19 Матрица маркетинговой реструктуризации

      Предполагаемые индикаторы направлений маркетинговой реструктуризации  
    Усилен Повышение Различная Развити Стремление к Необходимос Необходимость  
    ие требований полезность е минимизации ть повышения  
    конкуре покупателе (ценность) техноло трансакцион расширения качества  
    нции й (Х10) покупателе гий (Х4) ных рынков обслуживания  
    8)   й (Х11)   издержек сбыта (Х13) 14)  
            12)      
  Позициони + +            
  рование            
  1)                
реструктуризации «Маркетин                
г +   +          
отношений            
               
» (М2)                
Создание                
информац                
ионной   +         +  
маркетинговой системы                
маркетинг                
а (М3)                
Электронн                
ая                
коммерция +     + + + +  
4)                
Направления                
                 
Интеграци                
я обычной                
и +         +    
  электронн            
  ой                
  торговли                
  5)                

 

Опишем маркетинговую реструктуризацию организации функционально: М1 — позиционирование — есть функция вида: М1= М18, Х10);

М2 — применение «маркетинга отношений» — есть функция вида: М2= М28,

Х11);

М3 — создание информационной системы маркетинга — есть функция вида: М3=

М310, Х14);

М4 — электронная коммерция — есть функция вида: М4= М48, Х4, Х12, Х13, Х14); М5 — интеграция обычной и электронной торговли — есть функция вида: М5=

М58, Х13).

Тогда вектор-функция маркетинговой реструктуризации (М) имеет вид:

М=(М1, М2, М3, М4, М5)τ .

Маркетинговая реструктуризация является актуальной для всех российских предприятий.

 

 

12.3.5. Производственная реструктуризация организации

 

Под производственной реструктуризацией организации мы понимаем изменение ключевых и дополнительных компетенций, организации поставок, системы управления качеством и инновационного процесса так, чтобы обеспечить новый уровень продукта или его замену.

 

Построение гибкой организации невозможно без гибкого производства. Одним из средств обеспечения гибкости производства выступает, на наш взгляд, диверсификация, которая является одной из разновидностей производственной реструктуризации.


В некоторых ситуациях вместо диверсификации сложившиеся на рынке условия заставляют организации переориентироваться на производство другого продукта, большее внимание уделить предоставлению услуг вместе с товаром или полностью отказаться от производства и заняться предоставлением услуг. Однако, не всем компаниям это действительно необходимо. Наибольший акцент на предоставление услуг наблюдается в высокотехнологичных отраслях, где информация, знания более важны, чем материальный продукт.

 

Достаточно эффективным средством интеграции производства с маркетингом являются цепи поставок и, более совершенные, ценностные цепи, которые позволяют одновременно учитывать интересы и производителей, и потребителей.

Цепь поставок —это сеть, включающая производителей, поставщиков, снабженцев, распространителей продукта и покупателей, выполняющая функции приобретения материалов, трансформации этих материалов в промежуточные и конечные продукты и продвижения этих товаров к покупателям. Цепи поставок существуют как в производственных компаниях, так и в сфере услуг, хотя сложность цепи зависит от отрасли и конкретных компаний -участников. Ценностная цепь не только обеспечивает своевременные и бесперебойные поставки сырья и компонентов (с этой задачей вполне справляется и цепь поставок), но и способствует получению не только измеримых материальных преимуществ (таких как рост производительности), но и нематериальных, главным из которых мы считаем ценность (value), которая передается в рамках ценностной цепи.

Содержание данных понятий также представлено на рис. 13 и 14 соответственно.

 

 

На наш взгляд, ценностная цепь является уникальной и в том смысле, что она позволяет объединить спрос и предложение. При этом доказывается, что построение цепи следует начинать со стороны спроса (с покупателей) после анализа рыночной ситуации.

 

Современные технологии, а именно, симуляционные техники, внедряемые при производственной реструктуризации, позволяют решать большинство производственных проблем до выпуска реального продукта (контроль качества производится еще в ходе


производства, что позволяет лучше проследить истоки проблем). Смещение контроля качества ближе к процессу дизайна также позволяет экономить время. Примерами симуляционных техник являются: пространственное (трехмерное) моделирование, технология виртуальной реальности.

 

Аутсорсинг, причем не только производства, но и поставок, мы также рассматриваем как направление производственной реструктуризации. По нашему мнению, для многих российских предприятий аутсорсинг мог бы стать дополнительным фактором создания минимизированного по ресурсам производства (МРП).

С точки зрения существующих в настоящее время производственных и управленческих систем МРП — попытка объединить западные методы управления с некоторыми характеристиками японской системы управления и производства. Если массовое производство основано на разделении труда и специализации, то МРП использует интеграцию и групповую организацию труда. Для массового производства главной целью является производство большого количества достаточно стандартизированной продукции настолько качественно, как это в данный момент возможно, МРП же больше внимания уделяет потребностям покупателей и направлено на постоянное совершенствование продукта, а качество контролируется еще в процессе производства соответствующей рабочей группой. В МРП используется чисто японский стиль внедрения инноваций: разработка новых продуктов и их запуск в производство происходит параллельно основному производству.

На наш взгляд, стратегии снабжения должны строиться в соответствии с их специфическими характеристиками промышленных изделий, которые дают организации стратегические альтернативы. Средством разработки не только стратегий снабжения, но и программ действий служат карты промышленных изделий. В зависимости от влияния промышленного изделия на производство и степени сложности поставок промышленные изделия подразделяются на промышленные изделия финансового рычага, стратегические, рутинные и дефицитные.

 

Необходимым направлением производственной реструктуризации является реструктуризация системы управления качеством. Предпочтительной системой управления качеством для руководителя организации является система, основанная на доверии, для чего у работников должны быть соответствующие психологические установки (заинтересованность в изготовлении качественной продукции). При их отсутствии (что характерно для российских работников) на начальной стадии производственной реструктуризации необходим контроль качества основных производственных операций традиционным способом (с помощью специальной структуры). Далее может последовать постепенный переход к системе, основанной на доверии.

Инновационная активность должна стать привычным видом деятельности любой прогрессивной обучающейся организации. В работе исследуются различные виды инноваций в соответствии с их применимостью к определенным ситуациям. Выделяются 5 основных этапов разработки инноваций: систематизация поступающих идей; отбор выявленных идей и предварительная разработка инновации; анализ экономической эффективности инноваций; окончательная разработка инновации и принятие решения о ее внедрении в производство. Продукт, полученный на основе инновации, также проходит внутри компании ряд стадий. Содержание инновационной деятельности определяется уровнем, на котором находится организация: стабильный, уровень реакции, предвидение, исследование или творчество. Данные уровни, а также их содержание и характер нововведений объединены нами в табл. 20.


Таблица 20 Уровни инновационной активности организации

Номер Название Содержание уровня Характер нововведений  
уровня уровня  
     
  Стабильность Инновационная активность основана на Стабильные рынки освоенной продукции  
  , постоянство прошлом опыте    
  Реактивность Помимо опоры на прошлый опыт Расширение освоенных рынков и  
  или уровень используются экспертные оценки усиление адаптации уже выпускаемой  
  реакции   продукции  
  Предвидение, Инновации основаны на предвидении, Расширение за счет рынков, близких к  
  упреждение предвосхищении будущих событий с данному; расширение ассортимента  
    использованием методов экстраполяции продукции на базе известной технологии  
  Исследование В основе инновационной политики Расширение за счет новых рынков; выход  
    новые технологические альтернативы на рынок с концепциями новой  
      продукции; внедрение новых технологий  
  Творчество Инновации за счет творческого подхода Создание новых рынков, новых образцов  
      продукции; создание новых технологий  

 

Рассмотренные направления производственной реструктуризации и их предполагаемые индикаторы представлены в следующей матрице (табл. 21).

 

Таблица 21 Матрица производственной реструктуризации

  Предполагаемые индикаторы направлений производственной реструктуризации    
      Отсутствие Низкая Необходимос Техниче Проблемы Разви Проблем  
      гибкости эффекти ть выделения ские с тие ы  
      производст вность ключевых и «произв продвиже техно в  
      ва или ее произво вспомогатель одственн нием логи области  
      недостаточн дства ных ые» продукта й    
      ый уровень 16) компетенций проблем на рынке 4) поставок  
      15)   17) ы (Х18) 19)   20)  
реструктуризации Диверсификация   +       +      
1)              
                 
Использование        





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.