Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательно-координационные способности и основы их развития






Модуль № 9.

 

«Методики развития координационных способностей школьников».

Двигательно-координационные способности и основы их развития

(лекция)

Определение понятия. Виды координа­ционных способностей.

 

Что такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко поль­зоваться в последние 25 - 30 лет для более кон­кретной интерпретации одного из двигательных ка­честв – ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что лов­кость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и координированно перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обста­новки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, про­являющейся в относительно стандартных и неожи­данных, быстро изменяющихся ситуациях.

Такое представление оказалось, однако, не со­ответствующим огромному числу фактов, встреча­емых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что че­ловек, быстрее других обучающийся одним движе­ниям (например, акробатическим или гимнастичес­ким), в других случаях (скажем, при освоении тех­нико-тактических спортивно-игровых действий) мо­жет быть в числе последних.

Начиная с 30-х годов специалисты разных стран смогли доказать неправомерность сведения ловко­сти только к нескольким способностям. В результа­те на сегодняшний день насчитывают от 2 - 3 общих до 5 - 7 (по другим данным, до 11 - 20 и более) спе­циальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности. Среди ко­ординационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, спо­собность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно рас­слаблять мышцы и др.

Такое положение привело к тому, что вместо тер­мина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако тер­мин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубеж­ных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верх­них конечностей», «мелкая моторика», «динамиче­ское равновесие», «согласование движений», «из­менение ритма», «способность точно воспроизво­дить движения», «прыжковая ловкость» и др.).

Большое число терминов и понятий, с помощью которых пытаются объяснить индивидуальные раз­личия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной сторо­ны, указывает на сложность и разнообразие коор­динационных проявлений человека, а с другой – свидетельствует о неупорядоченности терминологи­ческого и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет пони­мание данного явления и создает для учителя оп­ределенные трудности при формировании коорди­национных способностей детей в практике физиче­ского воспитания.

Итак, КС – это возможности индивида, опреде­ляющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретиче­ские и экспериментальные исследования позволя­ют выделить специальные, специфические и общие КС.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам дви­гательных действий, систематизированных по воз­растающей сложности. В этой связи различают специальные КС: во всевозможных циклических (ходь­ба, бег, ползание, лазание, перелезание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных дейст­виях (прыжки); в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); в движениях манипулирования в про­странстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.); в движениях перемещения вещей в простран­стве (перекладывание предметов, наматывание шну­ра на палку, подъем тяжестей); в баллистических (метательных) двигательных действиях с установ­кой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота); в метательных движениях на меткость (метания или броски раз­личных предметов в цель; теннис, городки, жонгли­рование); в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборст­ва); в нападающих и защитных технических и тех­нико-тактических действиях подвижных и спортив­ных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.). В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, кото­рые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная клас­сификация КС.

К наиболее важным из специфических, или ча­стных, КС (горизонтальная классификация КС) от­носятся: способность к ориентированию в простран­стве, равновесие, ритм, способности к воспроизве­дению, дифференцированию, оценке и отмерива­нию пространственных, ввременных и силовых па­раметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произволь­ное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость. Дадим краткие определения этих спо­собностей.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевре­менно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и эко­номичность пространственных (позиций углов в су­ставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроин­тервалов времени) параметров движений.

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем).

Способность к перестроению двигательных дей­ствий – это быстрота преобразования выработан­ных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию – соединение (со­подчинение) отдельных движений и действий в це­лостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию – сохранение устой­чивости позы (равновесия) в тех либо иных стати­ческих положениях тела (в стойках), по ходу выпол­нения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером).

Способность к ритму – способность точно вос­производить заданный ритм двигательного дейст­вия или адекватно варьировать его в связи с изме­нившимися условиями.

Вестибулярная (статокинетическая) устойчи­вость – способность точно и стабильно выпол­нять двигательные действия в условиях вестибу­лярных раздражений (кувырков, бросков, поворо­тов и др.).

Произвольное расслабление мышц – способ­ность к оптимальному согласованию расслабле­ния и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Каждая из вышеназванных КС не является од­нородной, а имеет сложную структуру. Например, в способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание пред­метов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и сило­вых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие спо­собности.

Следует иметь в виду, что названные КС специ­фически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности. Поэтому, например, способность к диф­ференцированию параметров движений своеобраз­но проявляется как чувство дистанции в боксе и фехтовании, чувство снаряда – у гимнастов и лег­коатлетов, чувство мяча – у баскетболистов, во­лейболистов, футболистов, чувство снега – у лыж­ников, чувство льда – у конькобежцев, чувство воды – у пловцов и т.п. Стольже своебразны способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов и спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может точно определить и назвать все подобного рода способности и тем более их возможные варианты.

Результатом развития специальных и специфи­ческих КС, своего рода их обобщением, стало по­нятие «общие КС». Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые име­ют одинаково высокие или одинаково низкие пока­затели координации, проявляемой в различных дви­гательных действиях. Можно наблюдать детей, ко­торые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверж­дая реальность существования фактора «общая координационная готовность», или, что весьма тож­дественно, — «общие КС». Общая координацион­ная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора в структу­ре КС уменьшается. Правда, значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных КС. То же можно сказать и про проявления специфических КС: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним – на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Итак, под общими КС мы понимаем потенциаль­ные и реализованные возможности человека, опре­деляющие его готовность к оптимальному управле­нию различными по происхождению и смыслу дви­гательными действиями. Специальные КС – это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действи­ями. А под специфическими КС понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфи­ческими заданиями на координацию – на равно­весие, ритм, ориентирование в пространстве, реа­гирование, перестроение двигательной деятельно­сти, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчи­вости и др.

Вышеперечисленные виды КС можно предста­вить как существующие потенциально, т.е. до нача­ла выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС). Деление на потенциальные и актуальные КС вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности существу­ют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, кото­рые можно считать врожденными, или наследствен­ными. После того как он позанимался определен­ное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных КС.

Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как некий фиксированный предел, пото­му что нельзя достоверно спрогнозировать возмож­ности развития у школьника различных двигатель­ных, в том числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достиже­ний в различных видах спорта, в частности, в гим­настике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают как один из ведущих факторов достижения высоких результатов.

Таким образом, учителя физической культуры и тренеры должны прежде всего распознать, к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели раз­ных КС. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим ор­ганизовать ход учебно-тренировочного процесса.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные – в единоборст­вах и спортивных играх. Способность точно воспро­изводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях вне­запного изменения обстановки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.