Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СХЕМА. Критерии оценки координационных способностей






Качественные Критерии Количественные
адекватность правильность точность
своевременность быстрота скорость
целесообразность рациональность экономичность
инициативность находчивость стабильность

Результаты исследований показывают, что все критерии оценки КС специфично проявляются в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с другом. Это надо учитывать учителю как при выборе или разработке соответ­ствующих тестов для оценки КС, так и при анали­зе показателей, полученных в результате тестиро­вания. Иначе говоря, ученик может иметь высокие показатели точности, быстроты и стабильности вы­полнения сложных акробатических или гимнасти­ческих упражнений на снарядах, но не отличаться такими же высокими характеристиками при осуществлении двигательных действий, свойственных спортивным играм, единоборствам или метаниям в легкой атлетике.

Оценивая КС, учитель должен иметь в виду, что вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – латентные, или скрытые (относительные, парциаль­ные) показатели КС. Абсолютные показатели выра­жают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школь­ника. Относительные, или парциальные, показате­ли позволяют судить о проявлении КС с учетом этих возможностей.

Например, время челночного бега 3 х 10 м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 х 10 м и времени бега на 30 м по прямой – относительный; длина прыж­ка с места, стоя спиной вперед к месту приземле­ния – абсолютный показатель, а частное от деле­ния длины прыжка с места из и.п. стоя спиной к длине прыжка из и.п. стоя лицом к месту приземления – относительный показатель КС и т.д.

Учителю физической культуры и тренеру важно знать, чему равны абсолютные и относительные показатели КС у детей и юных спортсменов. Это поможет им точнее определить явные и скрытые координационные возможности воспитанников, по­нять, что именно развито недостаточно – коорди­национные или кондиционные (скоростные, сило­вые, скоростно-силовые и другие) способности – и в соответствии с этим осуществлять и корректи­ровать ход учебного или тренировочного процесса.

Основными методами оценки КС служат: метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратур­ные методы и метод тестов.

Метод наблюдения может многое сказать опыт­ному и подготовленному педагогу о том, как разви­ты вышеназванные КС его воспитанников. Напри­мер, в процессе урочных и внеурочных занятий учи­тель физической культуры получает разнообразную информацию о том, как легко и быстро ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями школьной программы; как точно и быстро координирует он свои движения, участвуя в эстафетах, подвижных и спортивных играх; насколько своевре­менно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обста­новки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие тре­бования к КС. Если учитель опирается на выделен­ные нами критерии оценки КС, то эффективность его наблюдения при этом повышается.

Однако с помощью метода наблюдения можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития КС на уровне альтернати­вы: есть у данного школьника те либо иные КС или их нет. Получить точные количественные оценки координационного развития этим методом нельзя.

Оценивать КС можно также на основании мето­да экспертных оценок. Для этого учитель пригла­шает в школу опытных, сведущих специалистов, которые высказывают свое мнение о степени раз­вития различных КС ученика. Экспертизу можно проводить разными способами. Для школы наибо­лее подходящим является способ предпочтения (ранжирования), согласно которому эксперты рас­ставляют оцениваемых детей по рангам – в по­рядке ухудшения или улучшения их КС. Место, за­нятое учеником, определяется числом набранных баллов; ему соответствует относительный уровень КС ученика в группе или классе.

Однако и метод экспертных оценок имеет свои изъяны. Во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе. Во-вторых, с его помо­щью можно получить лишь субъективную характе­ристику степени развития КС, которая не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Аппаратурные, или инструментальные, методы позволяют получить достаточно точные количест­венные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Существует множество приборов, с помощью которых можно выявлять КС. Назовем наиболее типичные из них. Так, с помощью различных координациомеров, тремометров-координациомеров можно измерять точность, быстроту и экономичность движений. Для измерения точно­сти воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений соответственно при­меняют кинематометры, динамометры и рефлексометры (реакциомеры). Стабилографы используют для определения способностей к поддержанию рав­новесия тела.

В настоящее время в научных исследованиях по физическому воспитанию школьников и в спорте различная аппаратура находит все более широкое применение. Учитель, который использует инстру­ментальные методы, без сомнения, поднимает на более высокую ступень изучение проблемы КС. Однако нельзя не учитывать ограниченность при­менения этих методов в измерении КС, особенно в условиях школы. Во-первых, с помощью приборно­го оборудования можно точно измерить лишь от­дельные психофизиологические функции (сенсор­ные, интеллектуальные, сенсомоторные, мнемические) или отдельные признаки КС (например, точность воспроизведения силовых, временных или пространственных параметров движений), а не сами КС как целостные психомоторные образования. Во-вторых, многие лабораторные приборы дорогосто­ящи. И кроме того такую аппаратуру не выпускают серийно, и это не позволяет применять ее в широ­ких масштабах, в том числе в наших общеобразовательных школах.

Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобран­ные двигательные (моторные) тесты. Специалиста­ми разных стран определены основные теоретиче­ские и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов на КС; отобраны тес­ты, пригодные для оценки абсолютных и относи­тельных показателей, характеризующих уровень развития специальных КС школьников всех возрастно-половых групп; разработана методика тестиро­вания; осуществлено тестирование разных КС на большом количестве детей 7 - 17 лет; установлены добротные, надежные и информативные тесты; по ряду их них разработаны нормативы с учетом воз­раста и пола детей; подготовлены рекомендации по применению тестов в реальных условиях школы.

В практике физического воспитания и в на­учных исследованиях достаточно часто встречают­ся ситуации, когда для оценки КС используют только один - два теста, на основании которых делают вы­вод о степени сформированности всей координа­ционно-двигательной сферы. Однако с помощью одного, даже весьма сложного комплексного теста, включающего в себя несколько двигательных зада­ний, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития отдельных, конкретных КС. Поэтому лучше сначала разработать или отобрать возможно большее число двигательных тестов, оп­ределяющих абсолютные и относительные показа­тели, характеризующие особенности развития спе­циальных и специфических КС, а затем подвергнуть эти тесты экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда каждую отдельную КС изучают с помощью нескольких од­нородных контрольных испытаний. Это позволяет получить достаточно надежную оценку уровня ее развития, а в научном плане наличие положитель­ных взаимосвязей между однородными признака­ми говорит о том, что данные тесты или группа те­стов определяют одну и ту же КС.

Тесты должны быть доступны школьникам всех или определенных возрастно-половых групп и обес­печивать получение дифференцированных резуль­татов, показывающих уровень развития конкретных КС. В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного спе­циального обучения. Желательно, чтобы контроль­ные испытания не требовали сложного оборудова­ния и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения; чтобы ре­зультаты тестов как можно меньше зависели от воз­растных изменений размеров тела, его звеньев и от массы тела испытуемого; чтобы задания, входя­щие в тесты, выполнялись «ведущими» и «неведу­щими» верхними и нижними конечностями, что позволяет изучить явление латеральное (асимметрии) с учетом возраста и пола. Для учителя особенно важно, чтобы тесты давали достаточно полную кар­тину динамики изменения прежде всего тех КС, раз­витие которых предусмотрено в учебной програм­ме физического воспитания учащихся 1 - 11классов.

Для контроля за координационными способнос­тями в условиях школы чаще всего применяют сле­дующие тесты:

1) Варианты челночного бега 3 х 10 м. или 4 х 10 м. из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный по­казатель КС применительно к бегу, во втором – относительный;

Прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.