Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективные темы и направления развития психологии




Нашли свое место на страницах общественно-научной периодики и основные развивающиеся области психологической науки, приоритетные исследовательские темы.
Успех дарвинской теории пробудил активный интерес к сравнительной психологии. Многочисленные статьи биологов и натуралистов сопоставляли ступени психического развития в эволюционном ряду организмов, касались исследования инстинктивного поведения, разума и сознания с биологической точки зрения: " Биология и психология толпы (у животных и людей)" (" Образование", 1905, № 9), " Сравнительная психология и метод её изучения" (" Русская мысль", 1903, № 11), " О сознании у простейших животных" (" Образование", 1898, № 3) и др. В разделе зоопсихологии журнала " Вестник знания" печатались П. Агне-Супле " Психологические основы приручения животных" (1912, №10), Э. Клапаред " Методы зоопсихологии", (1908, № 9), Г. Бенс " Чувство направления у животных" (1910, № 12). В работе В. Вагнера, основоположника зоопсихологии в России - " Отношение самцов и самок друг к другу у пауков" (1912, № 3,) показаны экспериментальные исследования инстинктивной деятельности и утверждается объективный метод новой области психологии - зоопсихологии (см. Видео).
Интерес вызывали и вопросы психофизиологии. Стремление объяснить душевную жизнь на основе достижений естествознания, в частности данных, полученных в физиологической науке, вызывало поток статей о связи психических процессов с функционированием различных отделов головного мозга. Так, в журнале " Вестник знания" публикуются статьи Л. Гасковца " К вопросу о локализации сознания" (1911, № 50), Сиджвик-Мино " Сознание с биологической точки зрения" (1903, № 4), А. Мюнцера " Локализация в мозгу полового инстинкта" (1911, № 12), В.М. Бехтерева " Биологическое развитие мимики с объективно-психологической точки зрения" (1910, № 2-4), его же статья " О биологическом развитии человеческой речи" (1911, № 42) и др.
Другой развивающейся областью психологии была детская и педагогическая психология. Внедрение эксперимента в эту сферу практики, собственные потребности педагогики в расширении знаний о детской психике приводили большое число энтузиастов педагогов в психологию. На страницах журнала " Вестник знания" это направление представлено работами А. Лазурского, В.Н. Бражаса, Р. Геннинга и других. Еще более широко работы по педагогической психологии и исследованию детства были представлены в журнале " Образование". Авторов интересовали темы об отношении психологии к воспитанию, о возможности применения тестологии, измерения умственных способностей учащихся, о психическом утомлении школьников, об измерении психических явлений, о развитии наблюдательности у детей. Журнал публиковал работы ведущих психологов (Дж. Селли, Г.И. Челпанова, Т. Рибо, У. Джемса, А.П. Нечаева, Флексига, Кейра и др.), которые вызвали большой интерес и широко обсуждались.
Интерес читающей публики к психологии вызвал стремление распространить ее закономерности на самые широкие явления и стороны жизни. В русских " толстых" журналах появлялись, например, такие статьи: " Психология театра" (" Мир Божий", 1902, № 2), " Из психологии мысли и творчества" (" Жизнь", 1901, № 1), " Мистика в области психологии" (" Образование", 1900, № 7-8), " Душевная слабость и ее значение в общественной жизни и художественном творчестве" (" Русская мысль", 1899, № 1-2), " Психофизиологические условия таланта" (" Русская мысль", 1905, №№ 7, 9), " Загадки Диониса (к психологии творческого экстаза)" (" Вестник Европы", 1916, № 7).
Вопросы наследственности, влияния музыки на человека, изучение метафизических явлений, гипнотизм, половой вопрос, любовь, воля и разум, темперамент и характер, социальная психология и политика и много других тем освещалось с психологической точки зрения в печати России начала ХХ в.
Уже этот короткий экскурс по страницам популярных журналов литературного и общенаучного характера свидетельствовал о том, что психология прочно занимала одно из ведущих мест в общественном сознании, значительно опередив по популярности и вызываемому интересу многие другие интенсивно развивающиеся области науки. Имевшая своим предметом духовную жизнь человека и общества, будучи органически связана с естествознанием с одной стороны, и с философией - с другой, психология обретала реальный шанс стать той областью знания, где бы взаимопересекались и соприкасались разные научные области, направления и течения.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.