Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы 1 страница






Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интере­сами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг от­дельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведе­нии человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о спосо­бах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределе­ние, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональ­ной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных це­лях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на се­бя ответственность за создание новых организаций и общественных институ­тов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных про­блем.

Очевидно, что перечисленные качества будут по-разному проявляться в различ­ных ситуациях. Сегодня практикующему социальному работнику, чтобы решить проблемы клиентов, необходима масса различных умений.

В процессе подготовки социальных работников било многое сделано для того, чтобы дать людям общие знания и умения на уровне высшей школы, которые за­тем совершенствовались бы в процессе непрерывного образования. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные со­циальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организато­ра в общине, медика, консультанта, администратора, эксперта по вопросам поли­тики. Предполагается, что во время учебы студенты будут иметь возможность развивать умения, необходимые в исполнении нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике. Для этой цели необходимо организовывать практическую работу под наблюдением хороших наставников (супервизоров) в действующих социальных агентствах.

Психологическое консультирование в социальной работе

Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британ­ской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффек­тивного консультанта (Соulshed, 1991, р. 45):

1. Эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение — такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ ком­муникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность — способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность («immediacу» — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с приме­ром того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консульти­рования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Аsру, Rоеbuск, 1977).

В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психо­терапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсужда­лись в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали, что:

• наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психоте­рапии, не является гарантией эффективности психотерапии;

• пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективно­стью психотерапии;

• ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере было по­казано, что человек не обязательно является более успешным психотерапев­том, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;

• психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, ча­ще являются менее эффективными в работе;

• помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиента­ми, разделяющими их собственный жизненные ценности.

По поводу предпоследнего положения заметим, что, но данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некото­рый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполез­ность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в при­веденных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется свои исключительным «психическим здоровьем» и отсутстви­ем эмоциональных проблем по сравнению с другими.

В целом подобного рода исследования отмечают существование того феноме­на, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Не­которые авторы (например, Nelson – Jones, 1983) считают, что консультанту недо­статочно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать на­выками эксперта.

Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультан­тов», и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя» (Соulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоана­литик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоана­лиза не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими умениями профессионального консультирования (там же, р. 49):

• предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;

• точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

• перефразировать сказанное другим;

• подытоживать этап интервью так, чтобы продвинуть беседу дальше;

• прояснять собеседнику свою собственную роль;

• использовать открытые вопросы;

• использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собесед­ника вперед в его повествовании;

• создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

• предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации;

• чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта;

• быть толерантным к молчанию;

• контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; *

• фокусироваться на «здесь и теперь» так же легко, как и на «там и тогда»;

• определять направление и держать фокус в ходе беседы;

• регистрировать проявления амбивалентности, непоследовательности и уметь противостоять им при необходимости;

• находить и ставить общие цели;

• быть толерантным к болезненным темам;

• генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;

• оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;

• начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.

Интересной представляется и научная дискуссия о том, являются ли психоте­рапевтические и консультативные отношения специфическим видом межлично­стных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиент-ориентированного подходов считается, что психотерапия не «является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседнев­ной жизни» (Rоgеrs, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что «отношения помощи имеют много общего с дружбой, се­мейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Все они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, все они выглядят достаточно сходными» (Brammer, 1973. р. 51). Эту позицию разделяют Дж. Эган (Еgаn, 1975), который создал свои тренинговыe программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 72), которые считают консульти­рование «образом жизни»; И. Иллич с соавторами (Illich.et al, 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по кон­сультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консуль­тирование является «только набором убеждений, ценностей и стратегий поведе­ния, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом» (Sса11у, Норsоn, 1979, р. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить «демистификацию» помощи и консультирования.

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь опреде­ленную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, не­смотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Для помощни­ка крайне важно осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Вгаmmег, 1973) считает, что помощник при построении сво­ей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отра­жает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. За­тем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собствен­ных теорий. II в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уни­кальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией себя.)

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) дейст­вовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Сагкhuff', 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профес­сионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Сагкhuff', Ветеnson, 1976, р. 81). Для не­го помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в боль­шей степени контролировать собственную жизнь.

Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождение в проблему,

б) классификация,

в) структурирование,

г) построение взаимоотношений,

д) исследование,

е) консолидация,

ж) планирование,

з) завершение.

Он также выделил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и дру­гих» (Вгаmmег, 1973).

А. Ивой предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее осо­бенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование (Ivеу, 1971). Н. Ка­ган с соавторами (Каgan еt а1., 1967) также разработали микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинге" вой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на ко­торых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в про­цессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгапа (Еgan, 1975), в ко­торой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает пред­варительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от по­мощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1) реакции на запросы другого и исследования самого себя;

2) интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляю­щегося в ходе процесса) самопонимания;

3) содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно дейст­вий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент).

Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), ко­торая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с про­фессиональными.

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как исполь­зовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются:

Модель помощи по Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley, 1977)

ЦЕЛИ ПОМОЩИ (по Скалли и Хопсону, 1979)

Самоусиление других (помощь другим в их усилении себя).

• Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира).

• Формулирование собственных целей.

• Формирование ценностей.

• Развитие навыков.

• Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире). Личностное развитие помогающего

• Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания.

• Мониторинг собственного самочувствия и развития.

• Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии.

• Оказание и получение поддержки.

• Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта такого взаи­модействия, изменение их и собственные изменения под их воздействием.

Создание здоровых микро- и макросистем

изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Модель М. Скалли и Б. Хопсона была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиент-центрированной ориентации и являются про­тивниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультирова­нии. Они считают, что существуют три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель ~ личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени, обучить тому уровню осознавания себя и тем навы­кам, которыми владеет он сам. Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными иденти­фицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощни­ки, так же как и другие люди, видят в окружающих отражение своих собственных черт. — считают М. Скалли и Б. Хопсон, — поэтому для видения другого и пони­мания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого че­ловека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципи­ально важным профессиональным качеством помощника, является не резуль­татом (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а процессом, который происходить в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечива­ем и некоторый контроль над направлениями пашей работы с людьми. Кроме того, самоосознавание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный про­фессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы, в свою очередь, подвергаемся воздействию их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и систе­мы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навык заботиться о себе и уметь отка­зывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственно­му состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.

Специальный интерес — особенно для нашего бурно развивающегося общест­ва — представляет понимание сущности здоровых систем. Эти системы обладают рядом следующих качеств:

· существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;

· ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, под­линность и эмпатию;

· поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;

· открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;

· время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;

· скорее динамические, чем статические в своем функционировании;

· оказывают и получают поддержку от своих членов;

· признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;

· используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;

· используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;

· приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собствен­ным путем к общим целям;

· проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оце­нивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;

· обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит суще­ствование членов;

· имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;

· открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрак­тов для достижения максимально возможного позитивного результата;

· всегда открыты для альтернативных идей и решений.

Приведенные характеристики здоровых функционирующих систем могут при­меняться для анализа и оценки систем любого рода и уровня: от семьи до государст­венной системы. В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать са­мый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в слу­чае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:

• улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);

• изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоциональ­ного напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);

• способность принять решение; *

• способность осуществить принятое решение;

• подтверждение своих мыслей, чувств, решении;

• получение поддержки;

• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

• поиск и изучение альтернатив;

• получение практической помощи через прямые действия (помощника и дру­гих специалистов, которых привлек помощник);

• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

• получение информации;

• реагирование на действия других людей и ситуацию.

Каждая из пяти целей, приведенных в части «самоусиление других», взаимо­связана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами пси­хической жизни субъекта. Осознавание помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Нали­чие целей позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. Ценности (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то. ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценно­стей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому разви­тию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ря­да альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчи­вый характер. Человек, который строит свое поведе­ние на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает но благо здоровых систем, его деятельность носит проактивный (рroасtivе — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увели­чивать и использовать их потенциал. Информация представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность па основе объема информации и ее источников, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация - это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и как их использовать. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирова­ние целей и ценностей, требуют формирования навыков. Только навыки позволя­ют реализовать паши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответ­ственны за наше достоинство, но нам необходимо уметь достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).

Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе ученик должен уметь планировать свои цели и действия, орга­низовывать время, читать и писать (как мы знаем, даже взрослые обладают этими навыками в различной степени), получать знания самостоятельно, принимать ре­шения, работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, рекомендаций и советов: форми­рование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему бу­дет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсоп и Скалли предло­жили следующий перечень жизненных навыков и умений (life skills), которые яв­ляются нашими «издержками» во имя развития и процветания.

Я и ТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой):

• эффективно общаться;

• завязывать, поддерживать и завершать отношения;

• оказывать и получать поддержку;

• действовать в ситуациях конфликта;

• давать и получать обратную связь.

Я и ДРУГИЕ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими):

• быть настойчивым;

• оказывать влияние на людей и системы;

• работать в группах;

• конструктивно выражать свои чувства;

• развивать силу и потенциал других людей.

Я (навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти):

• читать, писать и считать;

• находить информацию и ее источники;

• конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее;

• знать, использовать и развивать свой творческий потенциал;

• эффективно организовывать свое время;

• делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем;

• исследовать свои собственные интересы;

• исследовать свои ценности и убеждения;

• ставить цели и достигать их;

• обустраивать, оборудовать свою жизнь;

• критически переоценивать свою жизнь;

• находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю;

• быть позитивным относительно самого себя;

• справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним;

• принимать конструктивные решения;

• быть п реактивным;

• проживать свои негативные эмоции;

• иметь дело со стрессовыми ситуациями;

• достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие;

• управлять своей сексуальностью (получать удовлетворение, но не зависеть от нее).

Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Образование:

• находить возможности и пути для обучения;

• выбирать, что изучать;

• учиться.

Работа:

• находить возможности работать;

• сохранять работу;

• менять работу;

• выживать в ситуации возможной безработицы;

• находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сфе­рами жизни;

• уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.

Дом:

• выбирать стиль жизни;

• поддерживать и сохранять дом;

• жить с другими людьми.

Досуг:

• выбирать между различными вариантами проведения досуга;

• увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг;

• при необходимости использовать свой досуг для приработков.

Сообщество:

• быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления);

• развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание;

• при необходимости пользоваться общественными структурами.

Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчер­кивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопиче­ской (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологиче­ской парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с сто стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных «крайне левых» позиций, заключающаяся в том, что профессио­нализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается» под­разумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечелове­ческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию «навешивания ярлыков»: одни могут и имеют право оказывать помощь, другие — нет. (Безусловно, негативные последст­вия постановки диагноза или «навешивания ярлыка» хорошо известны в психо­логии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что кон­сультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причи­нам принципиально не признают термин «психотерапия», поскольку, по их мне­нию, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически не­здоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.