Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расселение славян в середине I тыс. Н. Э.






В I тыс. н. э. Восточная Европа была ареной многократных передвижений (Великое переселение народов) различных племен и народов. Между этими разноязычными племенами, которые в первой половине I тыс. н. э. переживали период " военной демократии", порою происходило острое соперничество за области обитания или верховенство в племенных союзах.

В середине I тыс. н. э. в эти миграционные процессы были вовлечены славяне. С середины I тыс. н. э. славяне широко расселились по Центральной и Южной Европе. Образовалось три ветви славян - южные, западные и восточные. Каждая из этих ветвей имеют свою историческую судьбу. Восточные славяне освоили земли вдоль Днепра и Верхней Волги. К IX в. в Восточной Европе образовалось несколько крупных восточнославянских племенных союзов: ильменских словен, кривичей, древлян, северян, дреговичей, полян, радимичей, вятичей, тиверцев, белых хорватов.

Восточные славяне были земледельцами. Это определяло образ жизни и условия их существования. До последних веков I тыс. основным типом поселения у славян были селища. Позднее, когда наряду с неукрепленными поселениями стали строиться городища и города, основная масса населения по-прежнему была сосредоточена на селищах. В VI - VIII вв. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали небольшие, порой недолговременные селения, что обусловлено еще заметной ролью подсечного земледелия. Основным типом жилища в это время были землянки и полуземлянки. Развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к укрупнению деревень. Сельские поселения насчитывали 7 - 10 дворов.

Славянские городища в северной части Восточной Европы появились в VIII столетии и представляли собой укрепленные торгово-ремесленные поселения: - Изборское, Старо-Ладожское, Псковское и др. В первую очередь городища были местом поселения ремесленников, а также выполняли оборонительные функции. Живописный принцип планировки соответствовал укладу древнерусской жизни и эстетическим принципам (органическая слитность с природой) древних русичей. В застройке отсутствовали монотонность и скученность, и этим древнерусские города отличались от средневековых городов Византии и Европы.

49. ПЕНЬКОВСКАЯ (АНТСКАЯ) КУЛЬТУРА — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой.

История изучения

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.

География

К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с родственной колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Жилища

Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0, 6-0, 8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.

Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0, 7 − 0, 9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.

Ремесло

Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.

Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.

Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребения

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0, 5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

Генезис и связь с другими культурами

Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II—III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствие чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.

В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.

Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.

Обнаруженные на южном Днепре поселения Пеньковской культуры с юртоподобными жилищами позволяют считать, что в состав этой культуры вливались тюркоязычные (булгарскими) кочевники.

50. КОЛОЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА. Восточными и северными соседями носителей пражской культуры были племена колочинской и банцеровской культур, родственных между собой и примыкавшими к ним племенами тушемлинской культуры. Многие исследователи объединяют все три культуры в единую, типа тушемли-колочин-банцеровщины. Однако, несмотря на близкую связь, между ними все же имеются и отличия, позволяющие разграничить этот массив на три самостоятельных ареала.

Колочинская культура получила свое название по городищу у д. Колочин в Гомельской области, раскопанному почти полностью в 1955-1960 гг. московским археологом Э. А. Сымоновичем. Правда материалы колочинского типа были известны еще с начала ХХ века по Новобыховскому могильнику, открытому Е. Р. Романовым, однако их атрибуция и хронология в то время оставались неясными.

Памятники колочинской культуры распространены в Гомельско-Могилевском течении Днепра и Сожа, в Подесенье, в верховьях Сулы и Псла. Датируются они серединой V-VII вв. Благодаря раскопкам последних 30 лет, которые велись в ареале культуры, в том числе и в Белоруссии, стало возможным представить основные черты культуры.

Господствующим типом поселений являлись селища, располагавшиеся на возвышенных местах вблизи рек. Большие селища с материалами колочинской культуры открыты и исследованны Л. Д. Поболем в Адаменке, Тайманово, Нижней Тощице в Быховском районе, у д. Щатково Бобруйского района, О. А. Макушниковым у д. Нисимковичи и Носовичи на Соже. Жилища представляли собой небольшие прямоугольные полуземлянки с центральным опрным столбом. Конструкция стен чаще столбовая. Площадь полуземлянок 9-22 кв. м. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками.

Городища в ареале культуры единичны и сложились убежищами для окрестного населения. Наиболее полно изучено городище Колочин-1, расположенное по мысу. С напольной стороны оно прикрывалось двумя валами. Еще один вал опоясывал площадку, по его верху шла деревянная стена. К оборонительным сооружениям, по-видимому, примыкали наземные постройки. Здесь же концентрировалось большинство находок, в том числе глиняные сосуды, заполненные обгорелым зерном. Городище, вероятно, прекратило свое существование в результате военного нападения, о чем можно судить по следам пожара на площадке и деревянных укреплениях.

Погребальные памятники колочинской культуры представленны только грунтовыми могильниками с трупосожжением. Кремация покойных происходила на стороне, после чего не очищенные от костра кальцинированные кости помещались в урну или ссыпались на дно могильных ям. Погребальный инвентарь в захоронениях чаще всего отсутствует. Изредка встречаются глиняные сосуды или их фрагменты, детали одежды и украшения.

Керамический комплекс колочинской культуры характеризуется преимущественноо горшками различных форм. Среди них выделяют баночные, тюльпановидные, ребристые и цилиндро-конические сосуды. Изредка встречаюся миски и сковороды. Вся посуда груболепная, с примесью дресвы и шамота. Орнаментация отсутствует. Из глины изготовляли также биконические пряслица с широким отверстием, находящие прямые аналоги в киевской культуре.

Орудия труда представлены серпами, сошниками, косами, ножами, шильями, рыболовными крючками. Оружие встречается редко. Так, в Колочине найден наконечник копья с ребристым пером и наконечник стрелы с преркрученной втулкой. Детали одежды представлены чаще всего пряжками. Изредка попадаются кольчатые фибулы. Из украшений известны бронзовые подвески. браслеты, кольца.

Основой хозяйства племен колочинской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие уже было пашенным, о чем свидетельствует находка сошника на селище у д. Тайманово. В Колочине обнаружены обгорелые зерна проса и чечевицы. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную роль.

Происхождение колочинской культуры нужно скорей всего связывать с прешедствующей ей киевкой. Между ними обнаруживается большое сходство в ареале, домостроительстве, погребальном обряде, керамике и пряслицах. Что же касается этричесокй атрибутации носителей колочинской культуры, то этот вопрос не имеет однозначной трактовки. П.Н. Третьяков, Л.Д. Поболь, В.Д. Баран, Р.В. Терпиловский и некоторые другие исследователи считают их славянами на том основании, сто древности колочинской культуры имеют преемственность с одной стороны с зарубинецкой культурой. а с другой стороны с достоверно славянскими материалами конца I тыс. н.э. Между тем, между колочинскими и роменскими древностями прямой связи нет. И это дает основание В.В. Седову, И.П. Русановой, Э.М. Загорульскому отрицать возможную славянскую принадлежность носителей культуры и отнести их к балтскому этносу.

51. КУЛЬТУРА ДЛИННЫХ КУРГАНОВ. Культура псковских длинных курганов — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая в V—XI веках на территории Северо-запада России. Название получила по своему самому яркому отличительному признаку — погребальным насыпям удлинённой формы (однако, курганы относящиеся к этой культуре могут иметь и другую форму) — длинным курганам.

Основные памятники располагаются на берегах Псковского и Чудского озера, в бассейнах рек Великая, Плюсса, Луга, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек: Западная Двина, Пола, Молога и в верховьях Волги.

Характерные особенности

Погребальные насыпи удлинённой формы, однако распространены и круглые курганы. Погребения по обряду трупосожжения. Малочисленный и невыразительный инвентарь, отсутствие дорогих предметов, престижного импорта и элитных захоронений.

История изучения и основные версии принадлежности культуры

Первые попытки исследования длинных курганов относятся к сер. XIX - нач. XX веков. Первые предположения о датировки и этнической принадлежности высказал А. А. Спицын, интерпретировав их как погребальные насыпи летописных кривичей.

Следующую попытку осмысления предпринял Н.Н. Чернягин в 1930-х гг., в своде обобщающем результаты разведок и раскопок на территории СССР. Он также связал с кривичами, длинные и встречающиеся вместе с ними круглые курганы с сожжением, датировав их VI–IX веками. В послевоенный период изучение этой категории древностей активизируется, к ней обращаются многие исследователи, начинается исследование поселенческих памятников относящихся к культуре псковских длинных курганов. Широко обсуждались вопросы культурно-этнической принадлежности и датировки (С.А. Тараканова, Я.В. Станкевич, В. В. Седов), проводиться сопоставление псковских, смоленских и полоцких длинных курганов (В.В. Седов), Е.А. Шмидт).

В 1970-1990-х годах формируются две основные точки зрения на этнокультурную принадлежность этой культуры. По первой, это памятники славянского или славяно-балтского (разрабативалась И.И. Ляпушкиным, В. В. Седовым, Е. Н. Носовым), а по второй дославянского «чудского» (разрабатывалась С. Лаул, Г. С. Лебедевым)населения.

В 1974 г. В. В. Седов издал монографию, посвященную длинным курганам. По его мнению культура сформировалась в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён и разделяется на два вида: псковские длинные курганы и смоленско-полоцкие длинные курганы. Носители культуры псковских длинных курганов изначально являлись представителями разнообразного в этническом отношении населения, при этом славяне в итоге оказались доминирующим компонентом.

Особую версию происхождения курганов сформулировала М. Аун. По ее мнению, курганный обряд развивался в Восточной Эстонии от погребальных площадок с большим числом захоронений до насыпей с одиночными погребениями на вершине.

В конце XX - начале XXI в. исследователи возвращаются к проблеме хронологии этой культуры. Предпринимаются попытки выделить как ранние памятники (работы И. А. Бажана, С. Ю. Каргапольцева, И. Вернера, М. М. Казанского, Н. В. Лопатина, А. Г. Фурасьева), так и наиболее поздние (Е. Р. Михайлова, С. Л. Кузьмин). В настоящий момент, большинство исследователей склоняются к мнению о принадлежности культуры длинных курганов к дославянскому населению Северо-запада. Эта культура появляется в конце V – сер. VI в. под влиянием принесённого извне обряда погребения в курганах, какое-то время процветает и полностью исчезает в X - начале XI веках, растворившись в складывающейся " древнерусской культуре.

52. ЛУКА-РАЙКОВЕЦКАЯ И РОМЕНСКО-БОРЩЕВСКАЯ КУЛЬТУРЫ. Лука-райковецкая культура — славянская раннесредневековая рхеологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках. Сформировалась на основе корчакской культуры в качестве её эволюционного развития в VII—VIII. Выделена в 1946 году на основе городища в Житомирской области.

Характерные особенности

Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки:

Доминирующий тип поселений — неукрепленные селища, население которых занималось сельским хозяйством, для IX века характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер.

Керамика соответствует пражско-корчакской по состав материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации — защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IX века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.

Основной тип погребений — грунтовые могильники. С VIII века увеличивается доля курганных погребений, в IX—X веках вытеснивших грунтовые захоронения. Курганы содержат одиночные погребения.

Украшения, характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы, подковообразные фибулы, литые трехрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью и имеющие, как считается, западнославянское происхождение, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты выполненные из граненой проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки.

Наследие культуры

Памятники Корчакской культуры, предшественицы культуры Луки-Райковецкой, индентифицируют с культурой славянского объединения племен дулебов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян. Носителями Лука-Райковецкой культуры считаются указанные восточнославянские племенные союзы. В X веке вошла в состав древнерусской культуры.

Роменско-борщевская культура (укр. Роменсько-борщевська культура) — археологическая культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII—X века (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области[1]). Название идёт от города Ромны (Сумская область Украины) и села Борщево (Воронежская область РФ).

Материальная культура представлена остатками городищ (Новотроицкое городище, Титчиха) и селищ, состоящих из землянок. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами и низкими мисками. Могильники представляют собой курганы с элементами трупосожжения. Имелось развитое кузнечное ремесло. Основное занятие населения — земледелие (просо, рожь, пшеница). Культура исследована в середине XX века И. И. Ляпушкиным.

Носителями борщевской культуры были вятичи, роменской — северянский союз племен.

Генетически связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.