Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маржинальный доход и его использование для принятия управленческих решений






В научной и практической литературе, под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.

Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:

МД = ЧВ – ПЗ

где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов); ПЗ - переменные затраты.

Более информативно определение маржинального дохода не на весь объем производства, а на каждую номенклатурную единицу продукции:

МД = (ЧВ - ПЗ) / Ор = р – b

где Ор - объем реализации в натуральных показателях; р - цена изделия; b - переменные затраты на единицу продукции.

В основе методики маржинального анализа лежит анализ трех главных экономических показателей: объём продаж, себестоимость и прибыль. Основополагающим моментом маржинального анализа является деление затрат на переменные и постоянные.

Указанный метод также получил распространение под названиями: анализом безубыточности или содействия доходу или график критического объема производства.

Данный метод планирования и принятия управленческих решений был разработан в 1930 году Уолтером Раутенштрахом.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход (marginal revenue – MR, предельный доход), который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, иными словами дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы продукции и переменными затратами на ее производство. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Перечислим основные возможности маржинального анализа, которые состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности);

необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.п.

В теории и практике управления сложились основные этапы маржинального анализа, перечислим их:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Условия проведения расчетов по методике маржинального анализа:

1) Напомним что, маржинальный анализ строиться на делении издержек на две части: переменные и постоянные. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции, постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.

2) Тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

3) Эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

4) Пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Маржинальный анализ при принятии управленческих решений должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает организация, на какие цели и нужды они расходуются?

Маржинальный анализ в управлении позволяет найти наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж.

Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками. Необходимая часть маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.