Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые проблемы реализации права собственности государством.






Государственная собственность в настоящее время рассматривается как многообразные отношения, построенные по иерархическому принципу:

внутри органов законодательной и исполнительной власти, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением государственным имуществом, утверждением бюджета;

между центральными и региональными органами исполнительной власти и местного само­управления;

между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропро­изводителями. В этом смысле научное значение приобретает необходимость разграничения с одной стороны - гражданско-правовых отношений, связанных с приобретением, отчуждением объектов собственности, а с другой стороны - административно-правовых отношений, основан­ных на управленческих аспектах.

Необходимо отметить, что сложность в понимании правового регулирования управления государственной собственностью обусловлена отсутствием законодательного закрепления этого понятия.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан понятие управления по отношению к собствен­ному имуществу не используется вообще. Существуют две его разновидности - управление иму­ществом собственника и управление деятельностью юридического лица.

Ст.1 п.18 Закона РК «О государственном имуществе» «...управление государственным иму­ществом - осуществление государством (Республикой Казахстан или административно-террито­риальной единицей) права государственной собственности и иных имущественных прав. При управлении республиканским имуществом Правительство Республики Казахстан организует вза­имодействие государственных органов Республики Казахстан по реализации ими прав Республи­ки Казахстан на республиканское имущество в рамках их компетенции, установленной главой 2 Закона и иными законами Республики Казахстан, положениями и иными актами, определяющи­ми статус этих государственных органов /13/.

При управлении имуществом государственный собственник в лице органов исполнительной власти отстранен от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу. То есть существуют два субъекта, связанные отношениями по поводу объекта соб­ственности.

В управлении имуществом собственника присутствуют признаки публичного (государствен­ного) управления:

множественность субъектов и их юридическая иерархия;

субъекты имеют «связь» с объектом и друг с другом по поводу объекта;

главный юридический субъект (собственник) отстранен от объекта;

у управляющего субъекта строго определенный объем полномочий;

отношения субъектов регулируются отдельно и подробно - непосредственно законом или договором между ними;

действия управляющего субъекта ограничены заданием собственника или его интересами.

деятельность управляющего субъекта контролируется и оценивается собственником или органом, назначившим управление имуществом;

за неэффективность управленческой деятельности возможны санкции

Отсутствие четких критериев необходимости создания и функционирования принадлежащей государству собственности приводит к тому, что существующее количество государственных унитарных предприятий и учреждений, объектов недвижимости и долей государства в акционер­ных обществах не в полной мере соответствуют его потребностям и возможностям /1/. В резуль­тате, государство не в состоянии объективно управлять и осуществлять действенный контроль за принадлежащей ему собственностью.

Управление государственным имуществом в обобщенном понимании представляет собой сис­тему экономических, административных, правовых действий органов исполнительной власти, непосредственно управляющих объектами государственной собственности по поводу организа­ции воспроизводства, использования и трансформации ее объектов с помощью определенных принципов, форм и методов с целью реализации основополагающих социальных и экономиче­ских публичных интересов общества и государства

Можно полагать, что управление - это форма существования права государственной собствен­ности. В свою очередь, содержанием управления определяются его субъекты.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.