Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционная культура Московского государства.(XV-XVIвв.)






 
Важнейшим явлением культуры 16 века стало начало книгопечатания. В 1564 году дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол» - первая русская печатная книга с выходными данными. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский Букварь с грамматикой. Однако в 16 веке печатали в основном богослужебные книги.

Традиционная культура Московского государства Традиционализм как явление. Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире это отображение божественного первообраза, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило искажение истины. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого. Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать по отчине или по обычаю, т. е. точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. А которая земля обычаи переменяет, писал боярин Берсень Беклемишев, та земля недолго стоит. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XVXVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи брить бороду и курить табак. Это активизировало силы традиционалистской реакции. Иван Грозный с тревогой писал, что обычаи в прежние времена после отца моего... и до настоящего времени поизшаталися. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Иконопись в 16 веке испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название «строгановская школа», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

В 16 веке ведется грандиозное крепостное строительство. К Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада.

14) Правление первых Романовых: Внутренняя и внешняя политика России в XVIIв

 
Первые Романовы уделяли главное внимание укреплению дворянского землевладения. В области внешней политики правительство старалось обезопаситься от нападений со стороны крымского хана и посылало ему систематически щедрые подарки - нечто вроде дани. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых оказалась под Польшей и Швецией. 1632 г. - война за возвращение Смоленска, но взять его не удалось из-за вторжения с юга крымского хана. 1637 г. - казаки взяли турецкую крепость Азов (в устье Дона). Сразу прекратились набеги татар на русскую землю. I половина XVII века - России не удалось разрешить задачи воссоединения русских земель, внутренние противоречия в стране все более нарастали и привели к целой полосе массовых движений.

К середине XVII в. выросли налоги с населения. 1646 г. - налог на соль увеличили вчетверо, что вызвало недовольство в народе. Увеличился срок розыска и возврат беглых крестьян до 10 лет, а вывезенных насильно другими землевладельцами - до 15 лет.

648 г. - крупное восстание в Москве, а также в Козлове, Воронеже, Курске, Елье, Соли Вычегорской, Устюге Великом, Томске. 1650 г. - восстания в Новгороде и Пскове. Характерная черта восстаний - верхушка горожан была на стороне правительства. Восстания эти обнаружили классовое размежевление в среде самих горожан.

1649 г. - Земский собор принял название Соборное уложение. Он был направлен на укрепление феодально-крепостнического строя. Отныне поместья предавались по наследству, разрешалось обменивать их на вотчины. Соборное уложение распространило крепостничество и на города.

XVII в. - падение авторитета официальной церкви. В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов (старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами). Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. (Федор)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.