Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация норм права по их диспозициям
Это позволяет по характеру содержания императива в диспозиции подразделить нормы на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие совершать определенные ими действия. - Обязывающие нормы предписывают совершить названные в них действия, указывают на конкретную обязанность органа государственной власти, местного самоуправления, юридического или физического лица. В частности, это обязанность выполнить налоговую повинность, представить декларацию о доходах, уплатить процент за ссуду, выдать налоговое извещение. Это, строгая необходимость хранить и совершать операции с иностранной валютой через уполномоченные банки, застраховать пассажира, выделить сумму дотации или трансферта для сбалансированности бюджета, обеспечить финансирование объекта, расходовать средства по целевому назначению, соблюдать сроки налоговых платежей. Обязывающих норм в финансовом праве большинство и они определяют представительно обязывающий характер данной отрасли права. - Запрещающие нормы указывают на недозволенность совершения конкретных действий или их прямой запрет. Как правило, это обязанность воздержания от действий, влекущих правонарушение или от нарушения пределов дозволенного поведения. Нельзя скрывать доходы и объекты налогообложения, совершать наличные операции с иностранной валютой, начинать финансирование без открытия бюджетного кредита (бюджетной росписи). Нельзя предоставлять индивидуальные налоговые льготы, если иное не предусмотрено законом, а также изымать у нижестоящих бюджетов дополнительно полученные в финансовом году доходы. Запрещено устанавливать налоги, имеющие обратную силу и ухудшающие положение налогоплательщика и т. д. - Уполномочивающие нормы финансового права предоставляют субъекту самостоятельную возможность совершения конкретных действий в сфере финансов, но в установленных рамках. Например, предоставлять льготы в пределах сумм, поступающих в собственный бюджет; устанавливать налоги в пределах, определенных налоговым законодательством; расходовать прибыль после уплаты налогов; самостоятельно исчислять налоги в соответствии с указанными ставками и льготами. Таким образом, речь идет об императивности нормы за рамками предоставленной самостоятельности, и волевом установлении рамок свободного поведения. По способу изложения: 1. Прямая диспозиция - вся " информация" присутствует в самой диспозиции. 2. Ссылочная диспозиция - переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция. 3. Бланкетная диспозиция - не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам. По содержанию: 1. Простая - такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение. 2. Описательная - подробно описывает устанавливаемое отношение. 3. Санкция финансово-правовой нормы — та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф. Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют право-восстановительный и карательный (штрафной) характер. К право-восстановительным санкциям относится пени, к карательным (штрафным) санкциям — штраф. Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения финансово-правовых мер государственного принуждения, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды.
|