Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Применение диагностических методик в педагогическом исследовании






Цель: раскрыть сущность, особенности применения диагностических методик; формирование способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование

Форма текущего контроля: представление проектов

Задания:

1. Составьте аналитическую справку о существующих методиках изучения личностных качеств

2.Разработайте анкету для изучения личностных параметров в соответствии с предполагаемым напрвлением вашего исследования

2.Ознакомьтесь с описанием методики изучения ценностных ориентаций.

4. Пользуясь методикой М.Рокича, изучите ценностные ориентации своих товарищей. Проведите анализ полученных результатов.

 

Методические рекомендации:

В аналитическую справку возможно включить следующие методики: морфологический тест смысложизненных ориентаций, разработанный Д.А. Леонтьевым и модифицированный А.В.Серовым, А.В. Юпитовым); для оценки позитивной и негативной мотивации применялся опросник А.А. Реана; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера; методика оценки социально-психологической адаптации (К.Роджерс и Р.Даймонд); методика В.В. Бойко, позволяющая определить особенности психологической защиты, характер психоэмоциональной устойчивости.

Важное значение и для педагогов, и для самих воспитанников имеет представление о показателях социального развития.. К ним относятся: патриотизм, коллективизм, гуманность, честность, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, активность, смелость, сила воли, самокритичность, скромность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенствованию. В педагогике разработаны критерии социального развития личности по каждому показателю, которые можно рассматривать как норму воспитанности.

Для получения необходимых знаний о воспитанниках используются разнообразные приемы (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел студентов, их творческих работ). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки. Во-первых, социальные качества проявляются в социальном окружении и должны оцениваться теми людьми, среди которых воспитанник живет и учится. Во-вторых, данный метод позволяет студентам научиться определять наличие данных качеств у себя, способствует развитию их самооценки и самовоспитанию.

Как организовать коллективную экспертную работу?

После специальной беседы о том качестве (показателе), которое является предметом диагностики студенты получают задание оценить данный показатель у своих товарищей. Результаты отмечают в заранее подготовленном оценочном листе. Далее в диагностическую карту на основе обобщения полученных сведений заносится среднее арифметическое значение оценок всех воспитанников. Графа «общий индекс» (среднее арифметическое значение всех позиций для конкретного воспитанника) характеризует уровень воспитанности каждого студента. Строка «среднее значение» отражает качественную характеристику воспитанности. Для этого применяется диагностическая карта.

Важно понимать, что диагностика уровня воспитанности не самоцель, а действенное средство повышения эффективности педагогического процесса. Проанализировав полученные данные, можно получить четкое представление о том, какие акценты необходимо сделать в воспитательной работе с отдельными кадетами и с подразделением в целом, чтобы повысить ее результативность.

При систематизации результатов используйте критериально-уровневый подход.

При подготовке таблицы ознакомьтесь с характеристикой терминальных ценностей и инструментальных ценностей. Установите зависимость между выбором ценностей и стратегией жизненной судьбы. Докажите, что выбор прагматических ценностей часто ведёт к утрате смысла жизни. Приведите примеры, доказывающие различия подходов молодёжи к выбору ценностей. Проанализируйте материалы периодической печати, приведите примеры, доказывающие изменения в ценностных ориентациях современного студенчества (например, статья: Лачин И.П. Опыт конкретно-социологических исследований в сфере гражданского воспитания студентов высшей школы // Педагогика.-2014.-№1.-С.91-93). Ознакомьтесь с методиками изучения выбора жизненных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6....через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Присоставлении характеристики необходимо учесть следующие параметры: социальное положение, состав семьи, индивидуальные особенности, отношение к товарищам, родителям, взрослым, отношение к учёбе, дисциплинированность, способности, тип нервной системы, акцентации характера, темперамент и др. свойства.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

 

 

Дополнительная литература:

1.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

 

2.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика.-2012.-№7. – С.3-13

 

4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

5.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с.

6.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

7.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012

8. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

 

9.Романов К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы// Педагогика. – 2009. - №5. – С. 27-32.

10. Бермус А.Г. Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика. – 2008. -№6.-С.15-22.

 

Интернет-ресурсы:

1.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

2.https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

3.https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании.

4.https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека

5.https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.