Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни диагностики 14 страница






• узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

2. Циалогичностъ. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно-мотивационной сферы, развитие сознания и т.п.), процесс развития творческого потенциала личности имеет социально- историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием " социального запроса" на творческое самоосуществление человека, принятой " социальной нормой" данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт,

4. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающийся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов), логике развития каждой полсистемы в отдельности. (12)

Эффективность развития творческого потенциала школьника, как любой процесс, нуждается в объективной оценке соответственно следующим показателям:

способности (критичность ума, изобретательность, развитое воображение, открытость ко всему новому, быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности, чувствовать эмоцио­нальное состояние другой личности, понимать и принимать уникальность любой личности), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями;

знания (о рефлексии, сущности творческого потенциала и процессе его развития, о философских, социологических, психологических и педагогических теориях человека, общества и творчества, их генезисе, о содержании и технологии образования в социальном, историческом и методическом аспектах, о технологии и методике организации процесса обучения, формирующих творческое мышление, обеспечивающих трансляцию знании и способов творческой деятельности, о технологии и методике организации пространства жизнедеятельности, способствующих становлению творческой личности, о валеологии, о познавательных процессах – память, внимание, воображение, мышление, о сущности импровизации как вида и компонента творчества, специфике, структуре и видах педагогической импровизации; о сущности научного творчества и условиях его развития, о сущности педагогического исследования, его логике, методах, об эксперименте как методе исследования, его логике, о сущности педагогического предвидения и прогнозирования);

умения (рефлексивной деятельности, конструировать процесс обучения, нацеленный на развитие творческой личности, раскрытие ее дарований в учебном творчестве, организовать деятельность учащихся в соответствии с их способностями, потребностями, обеспечивая раскрытие индивидуальности личности, развивать гибкость, нестереотипность, оригинальность мышления, включаться в познавательную деятельность, организовывать " открытие" новых знаний, самостоятельный поиск проблем и путей их решения, генерировать идеи, развивать воображение, интуицию, творческое вдохновение, фантазию, импровизировать, организовать педагогическое исследование, эксперимент);

убеждения, что взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала, повышения уровня профессиональной компетентности. основ творческой доминанты, педагогической импровизации, эвристической деятельности осознанны одновременно как личностно-необходимые, и, следовательно, внутренне принимаются, становятся убеждениями;

отношения (увлеченность, активный поиск оригинальных идей, нестандартных решений, сотрудничество, сотворчество, осознанность, самореализация);

направленность (на рефлексию педагогической деятельности, создание личностной установки на овладение сущностью творческой» потенциала и процесса его развития, повышение уровня профессиональной компе­тентности, создание основ творческой доминанты, педагогической импровизации, определяющих результаты деятельности; новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию).

Творческое саморазвитие личности – это особый вид творческой деятельности субъекта – субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов " самости", среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Законы творческого саморазвития:

l. Закон неравномерности творческого саморазвития личности, равномерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств личности порождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние условия для становления творческой личности.

2. Закон целостного творческого саморазвития личности. Прогрессивные изменения в одном из компонентов " самости" (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряют процесс творческого саморазвития личности в целом.

3. Закон свободы творчества. Чем большей свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает и в творческом саморазвитии.

4. Закон самоусложнения творческих задач и проблем. Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные для себя творческие задачи личность выбирает и решает.

5. Закон периодической мобилизации и релаксации (уменьшение напряжения, его снятие после сильных переживаний или физических усилий),

6. Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству.

Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкретной борьбе с сильным и достойным соперником.

7. Закон сотворчества. Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.

Творческие способности – способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки (Я. А. Пономарёв, Дж. Гилфорд).

Т.С. относятся к особому типу генерализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты. В исследовании феномена «Т.С.» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и креативности. В ранних исследованиях (Р. Кэттелл, Дж. Равен, Р. Амтхауэр и др.) эти понятия отождествлялись, однако к концу 50-х гг. начался новый этап исследования креативности как интегративной личностной характеристики, способности генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблемных задач (Л. Термес, Е. Торренс). Отечественные психологи (Д. Б. Богоявленская, Э. А. Голубева, Б. М. Теплов и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру.

Творческая ситуация – ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия. Она провоцирует поиск нового метода, приёма, средства деятельности, которые одновременно стимулируют и развитие творческого потенциала личности.

Тематическая программа – общее содержание деятельности многопрофильных объединений, реализуемое на основе возвышающей цели, единой темы, комплексного формотворчества, обеспечивающих поэтапность развития стойких интересов, открывающих перед ребёнком значимость социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью.

Тематический вечер – 1) многожанровая форма культурно-массовой работы, представляющая собой цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, организованных сценарием в единое целое.

2) массовая культурно-просветительная акция, отличающаяся особой социальной значимостью затрагиваемых проблем и органическим слиянием документального, жизненного материала с произведениями искусства или их фрагментами и предполагающая полную или частичную театрализацию. Борьба за мир и международную солидарность трудящихся, утверждение здорового образа жизни, исторический путь Вооруженных Сил РФ, трудовые подвиги народа – таков круг тем, освещаемых на Т. в. Подготовка их начинается с разработки сценария, состоящего из ряда дополняющих друг друга фрагментов. Здесь, как и в любом другом театрализованном мероприятии, присутствуют все композиционные элементы: пролог, экспозиция, завязка, событийный ряд, кульминация и финал. Отдельные эпизоды Т. в. могут быть представлены выступлением хора, демонстрацией фильма героическим танцем, выступлением чтеца, массовой пантомимой и т. п. Каждый фрагмент Т. в. логически связан с предыдущим и последующим таким образом, что, взятые в целом, они образуют единое целое логически развивающееся повествование, которое будучи воплощенным на сцене или какой-то иной площадке, становится развернутым театрализованным представлением. Исключительно велико жанровое разнообразие Т. в. Если, скажем, повествование ведется в хронологической последовательности свершившихся или грядущих событий, рождается вечер-хроника. В другом случае за основу повествования берется конкретная человеческая судьба и тогда формируется другой жанр – вечер-портрет. В случае смещения двух этих подходов и объединения их какой-либо общей идеей создается вечер-рассказ, вечер-размещение. Группировка событий в связи с местом их протекания или определенным временем подводит постановщиков к вечеру-репортажу. Выделяются также вечера-митинги, вечера-диспуты, вечера-обозрения и др. Практически каждый Т. в. предполагает непосредственное вовлечение в происходящее действие реальных людей, присутствующих в зале. Одни поднимаются на сцену и рассказывают о себе и своих товарищах, другие подходят с вопросами к установленному в зале микрофону, третьи вносят в зал знамена или гирлянды, четвертые поют песни, скандируют лозунги, голосуют предлагаемые решения и т. п. Это, собственно, и превращает людей, пришедших на Т. в., из посетителей в участников, что является непреложным правилом в проведении мероприятий подобного рода. В то же время, в программу таких вечеров включаются литературно-художественные фрагменты, в которых участники говорят от имени героев популярных литературных произведений, спектаклей, художественных кинофильмов. Общими методическими требованиями к таким вечерам являются: своевременное планирование и проведение подготовительных работ; яркое и убедительное рекламирование и афиширование предстоящего мероприятия; тщательный отбор высокохудожественных произведений искусства или их фрагментов; заботливое и участливое отношение к почетным гостям вечера, их психологическая подготовка к возможным выступлениям; обеспечение Т. в. исправными техническими средствами, их органичное включение в программу будущего представления; коллективность творчества, привлечение как можно большего числа активистов к подготовке и проведению мероприятий такого рода.

Теория культурно-досуговых учреждений – прикладная отрасль научного знания о закономерностях, принципах, направленности, содержании, способах и формах организации социально-культурной деятельности личности и социума в условиях свободного времени

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений, навыков по определённым параметрам. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, вербальными и невербальными. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.

Техника педагогическая – совокупность навыков и приемов педагогической деятельности, необходимых для инструментовки избираемых методов обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует специальных знаний по педагогике, психологии и особой практической подготовки педагога.

Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Драматизация в обучении – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).

Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод групповой дискуссии – 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) приём, позволяющий в процессе непосредственного общения путём логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Метод морфологического анализа – один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.

Метод фокальных объектов – метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психол. инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (например, «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный – «личность»), можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идёт от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определённой последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т.д. до 1-7; 2, 2-2…2-7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storminq) – метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы, предложенной американским психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринуждённой, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

Театрализация в обучении – инсценировка разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени с декорациями и т.п. атрибутами.

Технология игрового общения – это искусство, мас­терство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчет – условий игрового поля, настроений собравшихся, их интел­лектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.

Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, аниматору необходимо знать все об игре. И прежде всего то, что любая организованная игра состоит из составляющих ее элементов, расположенных в опреде­ленной последовательности. Рассмотрим это.

1. Все начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Он приветствует со­бравшихся, пока просто зрителей, не проявляющих ин­тереса к играм.

2. Как сломить стену отчуждения, создать условия активного игрового общения?

Необходимо действие. Нужен конфликт, решить кото­рый могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистен­тов. Например, аниматор – юморист, ассистент – человек без юмора (ЧБЮ), или другой прием – Ржевский и Эллочка-людоедка. Возможен вариант сказочных персонажей – вечно ссорящиеся Лиса Алиса и Кот Базилио, Баба Яга и Кикимора и т. п. Ведущий с ассистентом спорят, присутствующие уже вовлечены в круговорот проблем, они уже соучастники разворачивающихся со­бытий.

3. Для игры необходимо конкретное число участни­ков. Как их вызвать, минуя просьбы, объяснения, возможные препирательства?

На помощь приходит манок прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо.

Например, загадывание загадок; предложение продол­жить известное стихотворение; повторить скороговорку... Это все «крючки», на которые цепляются желающие вза­имодействовать с ведущим, становящиеся сразу участ­никами предлагаемой игры или конкурса.

4. Появившиеся на игровом поле участники становят­ся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры, определяется арена их действий. Участ­ников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т. е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителями.

5. Игровое действие для ее участников – всегда на­ стоящее соревнование. Поэтому необходимо усвоить пра­вила игры. С этой целью часто применяется «пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состязания.

6. Соревнование проходит до полного выполнения ус­ловий игры. Заканчивается игра определением победите­ля по решению жюри или зрительской симпатии.

7. Награждением для соревнующихся может быть ра­зыгрываемый приз, зрительские овации, предоставление возможности взять с «лавки призов» приглянувшуюся безделушку, получить в подарок концертный номер...

Зная все перечисленные этапы игрового действия, ани­матор (ведущий) осознанно разворачивает игровое пред­ставление.

Технология педагогическая (Т.) – рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно. Признаки Т. – постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтернативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.

Типы культурно-досуговых учреждений – центры культурной досуговой деятельности, отличающиеся друг от друга условиями, формами и средствами организации свободного времени трудящихся (клубы, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, выставочные, танцевальные залы, центры досуга, национально-культурные центры и т. п.)

Типы педагогического творчества: Модель первая – «Лидер». Педагог, который способен выдвинуть яркую, интересную, оригинальную педагогическую идею и повести за собой весь педагогический коллектив.

Модель вторая – «Генератор педагогических идей». К такому типу творческой личности в педагогике можно отнести учителя, который создаёт новые и новые педагогические гипотезы, рождённые в собственном опыте, и немедленно проверяет их в практике обучения и воспитания. Способность самостоятельно вырабатывать свою педагогическую позицию, находить оригинальные педагогические ходы, применять и готовые педагогические решения в самых различных ситуациях.

Модель третья – «Энтузиаст». Учитель увлечён своей деятельностью, не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня, буквально захвачен своим поиском и увлекает им ребят. Сила влияния его педагогического энтузиазма и подвижничества весьма значительна.

Модель четвертая – «Исследователь». Педагог – исследователь склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической действительности. Он многократно проверяет себя, создаёт свои модели решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, приём, оригинальное решение, а как сложившиеся педагогические положения, за которыми стоит длительный исследовательский поиск.

Типы проявления творчества - стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер, но это каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула. Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей;

- эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается самим субъектом деятельности как открытие, творческая находка. В то же время она оценивается только как новый, «свой» способ, который позволит ему решить поставленные перед ним задачи;

- креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы.

Токсикомания – общее название болезней, характеризующихся влечением к постоянному приёму различных веществ, вызывающих опьянение, кратковременную эйфорию.

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, к другому человеку в отношении его расы, пола, политических и иных убеждений, сексуальной ориентации; готовность к компромиссу. Один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека.

Традиция (лат. – передача, повествование) – 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи и правила; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Тренинг общения – ситуации, упражнения построенные по законам психофизиологии на основе практических приемов. Выполнение физических действий необходимо начинать с настройки к действию и с метода снятия мышечных " зажимов". К настройке относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в творческий процесс. Публичные эмоции педагога несут большой энергетический заряд как детскому коллективу, так и самому воспитателю. Организатор в аудитории находится как бы на своеобразной сцене. Само расположение педагога лицом к детям (фас) или в повороте (труакао) тоже обладает соответствующим воздействием. По законам психофизиологии восприятия прямолинейный выход (анфас) на аудиторию настораживает детей, ибо композиционно «выращивает» фигуру педагога, придает ей решительность, многозначительность. Полуфас – одна из ценнейших мизансценических возможностей, дающая красноречивый и выгодный для прямого и косвенного общения (ракурс корпуса в три четверти

Тренировку в общении целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение; ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки; соблюдение интимности; руководство группой осуществляется в соответствии с общим положением социально-психологического тренинга.

Начинаются занятия с разминки. Члены группы либо молча смотрят друг на друга, либо пожимают или кладут руки на плечи друг другу, иногда поют, танцуют. Окончание занятий необходимо делать более эмоционально насыщенным, чтобы участники уходили с занятий с чувством радости.

Вступительная разминка начинается с психогимнастики. Далее следуют групповое пение или танцы, прослушивается специально подобранная музыка, проводятся проективное рисование на заданную тему (например, " Каков я в будущем"), двигательные игры, осуществляется бессловесное или словесное общение, составляются социограммы, игры.

При тренинге можно использовать следующие игры: " Кто есть кто". Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов, касающихся причин их психического состояния, переживаний и поведения, вопросы (" Что бы я сделал с крупным выигрышем по лотерее? ", " Какие вещи взял бы с собой на необитаемый остров? " и т. п.). За каждый правильный ответ, правильную расшифровку автору ответа засчитывается очко " Интуиция". Игра ориентирована на нового или малознакомого члена группы, который записывает свои ответы на однозначные вопросы. (Я оптимист – пессимист, люблю легкую – серьезную музыку и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.

" Таможня". Каждый член группы пять раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какой-то предмет, остальные по его поведению и высказываниям пытаются отгадать, когда этот предмет был внесен в комнату.

" Кто ты? ". Все члены группы отвечают на вопрос " Кто я? ", причем ответ пишется на бумаге. В игре не начисляются очки, т. к. она воздействует как предпосылка для самокритики.

" Язык тела". При помощи рук, лица, контактируя с выбранным членом группы, показывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций, так и за верное исполнение роли наблюдателя.

" Катастрофа". Игра моделирует экстремальные ситуации, при которых погибают люди и требуется мгновенное решение. Оставшиеся в живых между собой распределяют ролевые функции по социальному статусу, " Рондо". Так называется игра, когда вначале все высказываются по очереди на определенную тему, затем выясняется состояние робких членов группы (" рондо" обратной связи и его варианты: выражение чувств, мыслей о соседе справа, карикатурное изображение соседа, передача эстафеты).

" Плюсы и минусы". За активное поведение в группе члены получают плюсы, за пассивное – минусы. Составляется таблица лидерства, что способствует стимуляции и персональных взаимодействий к пробуждению активного членства в группе.

" За спиной". Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится их обсуждение и " проработка".

" Стрессовые ситуации". Педагог дает 15 секунд для общения членов группы по кругу, Необходимость успеть что-то сказать за столь краткое время мешает возможности фиксироваться на трудностях в ответе: некоторые " выпаливают" первое, что приходит в голову, чем избавляются от страха в общении. Иногда молчание самого педагога заставляет членов группы задуматься и вводит их в стрессовое состояние, которое может стать целебным, то есть стимулирующим ученика к дисциплинированности в выполнении педагогических указаний.

" Бессловесное выражение чувств". В определенных ситуациях бывает полезно предложить членам группы выразить свои чувства к товарищу через прикосновение, кивком головы, поднятием руки и т.п.

" Двигательная социограмма". При обсуждении отношений между отдельным членом группы и всей группой все свободно размещаются в пространстве. Например, члены группы встают вокруг своего товарища, который находится в центре. Мизансцена и дистанция являются достаточными для диагностики отношения группы к испытуемому. Становясь в центре площадки, сам испытуемый жестами как бы приближает к себе тех или иных членов группы, кого-то удаляет. Потребность в индивидуальной дистанции между испытуемым и всей группой проверяется при помощи " делового круга", который может устанавливаться на любом расстоянии. При исследовании ситуации в группе либо каждый участник ставит и поворачивает стул ближе (как ему кажется) к центру группы, либо все члены группы рассаживаются в зависимости от собственных симпатий на различные расстояния и представляют собой живую социограмму, которую можно дальше корректировать педагогическими средствами. При разборе социограммы важно учитывать следующие интерперсональные ситуации: доминирующее положение одного из участников группы; кто кому пытается доставить радость, кто кому симпатизирует, на кого направлено общение; чьего внимания добивается член группы, от кого зависит, кем восхищается; с кем советуется, у кого ищет поддержку; с кем не уверен в общении; как оценивается превосходство другого, стремится ли обогнать его в чём-либо; предубеждение к кому либо из членов группы, нанесение обиды, кто является источником обид; дистанция и «непереносимость» кого-либо из членов группы; агрессия – обвинения критика, в чей адрес они направлены. Те же позиции разбираются и в отношении воспринимающего интерперсональные акции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.