Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)






Методические указания содержат в себе не только краткий перечень учебного материала дисциплины (модуля), но и указания как работать над курсом, как проверять усвоение материала в процессе работы, какие контрольные работы, и на каком этапе изучения курса полагается выполнить, на что обратить особое внимание и т.п.

Студент всегда должен помнить, что весь указанный в программе и методических указаниях материал должен быть тщательно изучен.

Приступая к изучению каждой новой темы дисциплины (модуля), прежде всего надо ознакомиться с содержанием темы по программе и методическим указаниям, уяснить объем темы, последовательность рассматриваемых в ней вопросов и характер контрольных заданий. Такое ознакомление студент получает или путем беглого просмотра всего материала темы, или путем просмотра только ее заголовков и наименований отдельных параграфов. Выбор того или иного приема определяется характером самого предмета, объемом подлежащей изучению литературы и т.п. Когда этот первый этап работы выполнен, можно перейти к глубокому изучению материала учебника или учебного пособия, указанного в программе и методических указаниях.

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

· информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

· усваивающая (усилия студента направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

· аналитико-критическая (студент стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

· творческая (создает у студента готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

· библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

· просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

· аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Практические занятия.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что задание предлагается по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса.

Самопроверка.

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества практических задач на практических и самостоятельных занятиях студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, положения, характеристики, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал.

Консультации.

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Подготовка к зачету.

Изучение дисциплины (модуля) завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной проблеме.

 

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Математический аппарат анализа экономических систем.

Обзор экономико-математического моделирования: математическая статистика, математическое программирование, математическая экономика, экономическая кибернетика, исследование операций, системный анализ, теория игр, теория графов, теория экстремальных задач, эконометрика, теория массового обслуживания, сетевое планирование и управление, матричное моделирование и др. Модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, оптимизационные и равновесные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.

 

Тема 2. Макромодели экономической динамики

Показатели экономической динамики. Понятие динамического равновесия. Модели макроэкономической динамики: модель Харрода-Домара, модель Солоу, линейные модели с дискретным временем (модель Леонтьева, модель Неймана) и с непрерывным временем.

Тема 3. Модели и математические методы анализа микроэкономических процессов и систем.

Модели поведение потребителей. Модели поведение производителей. Модели взаимодействия потребителей и производителей.

Тема 4. Теория потребительского спроса.

Постановка задачи оптимизации выбора потребителя. Точка спроса и ее характеристика. Функция спроса. Уравнение Слуцкого. Кривые «доход-потребление». Кривые «цены-потребление».

Тема 5. Теория фирмы.

Постановка задачи фирмы. Задача производителя. Функция спроса на ресурсы. Функция предложения продукции. Функции затрат ресурсов. Функция выпуска продукции.

Тема 6. Фирма и ее действие на конкурентном рынке услуг.

Фирма на конкурентном рынке. Фирма-монополист. Налоги и действия потребителей при взимании налогов.

Тема 7. Модели поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Сотрудничество и конкуренция двух фирм на рынке одного товара. Условия работы двух фирм на рынке одного товара. Стратегия Курно. Объединение двух фирм. Образование картеля. Стратегия Бертрана.

Тема 8. Модели общего экономического равновесия.

Аксиома спроса. Предложение. Аксиома предложения. Равновесие на рынке одного товара. Паутинообразная модель рынка. Модель Эрроу-Гурвица. Динамическая модель Неймана. Замкнутость модели Неймана. Правило нулевого дохода. Динамическое равновесие в модели Неймана. Модель Эванса - установление равновесной цены на рынке одного товара. Базовая модель Солоу – динамическая односекторная модель экономического роста. Общие модели развития экономики.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Информационные технологии - это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Под информационными технологиями понимается использование компьютерной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации для всех сфер общественной жизни.

Используются такие информационные технологии, как использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций, электронного курса лекций, графических объектов, видео- аудио- материалов (через Интернет), виртуальных лабораторий, практикумов), информационных (справочных) систем, баз данных, организация взаимодействия с обучающимися посредст­вом электронной почты, компьютерное тестирование.

К новым информационным технологиям в образовании относят:

- применение средств мультимедиа в образовательном процессе (например, презентации, видео);

- доступность учебных материалов через сеть Интернет для любого участника учебного процесса (например, конспекты лекций размещены в Интернет в свободном доступе, ви­део-курсы лекций, семинаров);

- возможность консультирования обучающихся преподавателями в любое время и в любой точке пространства посредством сети Интернет.

Используются следующие варианты учебных занятий с ИТ-поддержкой:

1. Лекция с мультимедийной поддержкой(лекция демонстрационного типа) (используется один компьютер, им пользуется преподаватель в качестве «электронной доски»).

Это известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. Имеется один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать лекцию с компьютерной поддержкой.

В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по темам.

2. Практическое занятие с компьютерной поддержкой (в аудитории несколько компьютеров, за которыми студенты работают группами или индивидуально).

На таких практических занятиях даются задания, выполняя которые студенты работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Проводится индивидуальный и полный анализ уровня знаний студентов и даётся объективная оценка, а также выявляются слабые места в усвоении знаний.

На практических занятиях с компьютерной поддержкой проводится тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы.

Рациональны занятия профессионального тренинга или конструирования. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач.

3. Традиционная лекция с использованием Интернет-ресурсов

На такой лекции рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы.

Примерный алгоритм проведения лекции:

· на этапе подготовки - проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;

· при изложении лекционного материала - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;

· при предварительном закреплении теоретического блока информации - предложить работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности студентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.