Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 9. Тема: Неспрягаемые формы глагола






Тема: Неспрягаемые формы глагола. Причастие и деепричастие.

Вопросы.

1. Причастие как грамматическая форма глагола.

2. Образование причастий. Парадигма причастий.

3. Адъективация (переход в прилагательные причастий).

4. Деепричастие как грамматическая форма глагола.

5. Образование и употребление деепричастия.

6. Переход деепричастия в другие части речи.

Задание 1. Объясните сходство и различие следующих предложений:

1) Туристы поднялись на гору и залюбовались окрестностями.

2) Поднявшиеся на гору туристы залюбовались окрестностями.

3) Туристы, поднявшиеся на гору, залюбовались окрестностями.

4) Туристы, поднявшись на гору, залюбовались окрестностями.

Задание 2. Какие из приведенных ниже слов относятся к причастиям, а какие - к деепричастиям? Каждое причастие и деепричастие употребить в контексте. В чем заключается принципиальное отличие между спрягаемой формой глагола и неспрягаемой?

Уцелевший, усиливаясь, сыпался, неубранный, блеснет, дрожащий, сверкая, проверено, заросший, смотрятся, напоминало, поднимаясь, уплачено, неоконченный, назначена, закрытый.

Задание 3. Определить вид и переходность глаголов, образовать возможные причастные формы, выделить формообразующие суффиксы. С тремя-четырьмя причастиями записать предложения, употребив причастия до и после определяемого слова.

Желтеть, проплывать, полоть, забыть, забывать, скорбеть, жечь, сжечь, вдумываться, колоть, дышать, отпускать.

Задание 4. От данных глаголов образовать деепричастия, указать зависимость образования форм от вида глагола, выделить формообразующие суффиксы:

владеть, заблудиться, корчевать, знать, создать, нагнуться, печь, мокнуть, засохнуть, облокотиться, пустить, пускать, махать, признавать.

Задание 5. Разбить слова на три группы: 1) прилагательные, 2) причастия, 3) могут быть причастиями и прилагательными. Со словами третьей группы составить предложения с причастиями и прилагательными.

Привязанный, развеянный, рассеянный, затеянный, воспитанный, необитаемый, потертый, задумчивый, ограниченный, взвешенный.

Задание 6. Чем объясняется разница в написании слов (приведите подобные примеры сами):

Копченый - копченный, взволновано – взволнованно, глаженый – глаженный, стираное – стиранное.

Задание 7. Почему обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, не являются обособленными?

Гусь сидел растопырив крылья и с разинутым ртом. Бежал он быстро и не разбирая дороги. Докладчик говорил торопясь. Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь. Не переставая шел дождь. Маша сидела зажмурясь.

Задание 8. Заменить деепричастием сначала первый глагол, а потом второй. Записать предложения с нужными знаками препинания. Объяснить различия в значении предложений.

1. Снег падал на землю и одевал её покрывалом. 2. Белка распушила хвост и прыгала по веткам. 3. Ребенок рассмеялся и потянулся к игрушке.

Задание 9. К данным деепричастиям прибавить зависимые слова (два, три или четыре слова). Составить с некоторыми деепричастными оборотами предложения. Записать их, расставив знаки препинания:

Помахивая, поравнявшись, заговорив, обернувшись, принимаясь, размышляя, выполнив, наклонившись, жалея.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.