Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. Задание 1.Дать исходную форму глагола:






Задание 1. Дать исходную форму глагола:

выдастся, побежденный, разваливающийся, разравнивал, шел, обещая, сожгли, сжигающий, согнешься, увлекаясь, остаюсь, достанется, оставленный, переворачивался, перевернетесь, отдам, отдаешь, убежденный, сошедший, просыпайся, мелю, молотит, развешанный, завешенный, подговаривающий, вырос, вырастивший, перечитывая, подыгрывая.

Задание 2. Дать систему спрягаемых форм глагола бегать. В каждой глагольной форме выделить окончания и суффиксы, с помощью которых она образуется. Определить грамматические значения, выражаемые этой формой.

Задание 3. Определить синтаксическую роль инфинитива в пословицах и поговорках (обстоятельство, определение, дополнение, подлежащее, сказуемое):

Худо жить тому, у кого нет ничего в дому.

Зови гостей поглодать костей.

Тарас есть пряники горазд.

Нужда научит Богу молиться.

Убогого убить – добычи не добыть.

Наука побеждать.

Нищего ограбить – сумою пахнет.

С сумой ходить – не хороводы водить.

Жить вкрасне хорошо и во сне.

Плакать не смею, тужить не велят.

Тебя звали обедать, а ты пришел объедать.

Ежовая голица – учить мастерица.

Задание 4. Указать способ образования видовых пар:

Класть – положить, купить – покупать, победить – побеждать, найти – находить, приказать – приказывать, брать – взять, будить – разбудить, заряжать – зарядить, рассыпать – рассыпать, оскорбить – оскорблять, вытирать – вытереть, варить – сварить, строить – построить, решить – решать, надрезать – надрезать, молчать – смолчать, сказать – говорить.

Задание 5. Составить видовые пары, назвать способ образования видовых пар от глаголов:

Решать, подписывать, благословить, гасить, утонуть, оборачивать, внедрить, дублировать, монтировать, дослушать, опустить.

Задание 6. Какие из перечисленных глаголов являются переходными? Употребите их в контексте.

Читать, видеться, горевать, ждать, сохнуть, учительствовать, чувствовать, удивиться, вянуть, исполнить, передать, бежать, посетить.

Задание 7. Чем объясняются широко распространенные в речи ошибки типа:

«объяснить о задачах нашей поездки»; «доказать о необходимости заниматься спортом»; «оплатить за проезд»; «описать о прогулке на яхте».

Задание 8. В данных словосочетаниях прибавьте к переходным глаголам частицу НЕ. С каким падежом существительного будут сочетаться глаголы с отрицанием. Составьте предложения с полученными словосочетаниями:

Пришил воротничок, выполнил задание, отдал приказ, переписал упражнение, делает зарядку, читал рассказ, объяснил правила, дал разъяснение.

Задание 9. Реальное или нереальное значение имеет содержание следующих предложений. Ответ мотивируйте.

Ночь темна. Мой брат - студент. Лиза, отвечай урок. Мы будем купаться в море и загорать. Пусть наша команда победит! Я хотел бы встретиться с вами.

Задание 10. Проанализируйте структуру безглагольных предложений. Как в безглагольных предложениях выражается значение наклонения (модальности), присущее предложению. Возможна ли классификация этих предложений?

1) Дождь. 2) На улице холодно. 3) Вокруг ни души. 4) Ночь Улица. Фонарь. Аптека. 5) Поздняя осень. 6) Ребенку холодно. 7) Саша вполне здоров. 8) Мой отец - врач. 9) Коле десять лет. 10) Птичку жалко. 11) У Маши грипп. 12) Завтра! 13) С большим удовольствием

Задание 10. От каких глаголов нельзя образовать формы 1 и 2 лица, единственного и множественного числа. Ответ мотивируйте.

Шкодить, сказать, дерзить, похудеть, басить, галдеть, вечереть, близиться, дурачиться, воспалиться, кудахтать, ощутить, победить, получить, напоминать, полыхать, смеркаться, бузить, чудить, телиться.

Задание 11. Образуйте от глаголов формы повелительного наклонения. Объясните способы их образования.

Нести, делать, верить, диктовать, есть, петь, вернуться, встать, бежать, кроить, воевать, давать, дать, лечь, клеить, уехать, стлать, кричать, крикнуть, умываться, собираться, уведомить.

Задание 12. Чем объясняется разница в написании глаголов:

Обессилить – обессилеть, обезлюдеть – обезлюдить, обезводеть – обезводить, напишите – напишете, выйдите – выйдете, крикнете – крикните.

Задание 13. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении. Рассказать об особенностях предложений и их грамматической основы. Возможна ли классификация приведенных ниже предложений?

Отдай немедленно малышу игрушку! Постарайся всё вспомнить! Спешу на последний автобус. Читаешь хорошо и выразительно. Не торопись! Каждый день хожу на работу мимо почты. Ребенка незаслуженно обидели. Настойчиво стучали в дверь. Где-то играли на гитаре. По радио сообщили о приближающемся тайфуне. Из деревни пишут о богатом урожае яблок. Крайне трудно было сбить его с намеченного плана. За дождем не видно было ни моря, ни неба. К концу октября сильно похолодало. Из окна сильно дует. Мне уже давно не спится. Быстро темнело. Лодку ветром унесло в море. Очень хотелось уехать на юг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.