Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая и налоговая среда бизнеса в РФ.






 

Финансовая среда предпринимательства.

Среда предприятия включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Ее можно рассматривать как спектр некоторых ограничений деятельности, при этом важно учитывать ее нестабильный характер.

Анализ среды включает:

- анализ факторов среды, т.е. ее состояние;

- анализ природы изменения среды;

- выявление возможностей реагирования на эти изменения.

Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы.

Поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду.

Основная среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов.

Социальная среда: демографические факторы, стиль жизни, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества, а также социально-экономические классы.

Правовая среда. Производственные предприятия, как и все бизнесорганизации, работают в определенных юридических рамках, имеют определенные права и обязанности (трудовое, гражданское, потребительское экологическое отрасли права, монопольное законодательство и права собственности).

Государственная и политическая среда: роль государства как законодателя, которая тесно связана с уровнем политической стабильности и настроением законодателей по отношению к бизнесу, государство также выступает как регулятор (субсидии, налоговые льготы).

Технологическая среда может создавать для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения (влияние изменения технологии на структуру и профессиональный уровень персонала).

Экономическая среда: доходы населения, курс валют, инфляция, налогообложение и др.

Наиболее значимым фактором, как правило, является политико-правовой, на втором месте - экономический, далее социальный фактор и фактор технологических инноваций.

Экономический фактор макросреды будет описываться, прежде всего, основными факторами макроэкономического риска - это платежный баланс страны, фискальная позиция государства, т.е. его бюджет, денежные индикаторы.

При этом для прогнозирования сценариев изменения этого фактора необходимо провести детальный анализ по таким важнейшим социально-экономическим показателям как:

- валовой внутренний продукт (ВВП);

- объем промышленной продукции;

- доходы населения;

- денежная масса (МZ);

- инвестиции в основной капитал;

- индекс цен производителей промышленной продукции;

- индекс цен производителей в строительной промышленности;

- кредитные вложения в экономику;

- ввод в действие общей площади жилых домов;

- оборот от розничной торговли;

- процентные ставки;

- уровень инфляции;

- численность зарегистрированных безработных;

- налоговые ставки;

- курс доллара;

- цена на нефть.

Аналогично анализируются и описываются и прочие составляющие финансовой макросреды.

Также важно отметить, что с точки зрения финансов предприятия финансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.

Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции). К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д.

Таким образом, с этой точки зрения, совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства.

Финансовая микросреда предпринимательства оказывает прямое и потому более повседневное воздействие на бизнессубъекты.

Существует два подхода к определению понятия «финансовая микросреда предпринимательства»:

- первый подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции маркетолога;

- второй подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции финансового менеджера.

С точки зрения маркетинга, можно выделить финансовую микросреду предпринимательства, характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию — поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурные факторы.

Несмотря на важность для оценки финансовых и предпринимательских рисков таких элементов микросреды, как поставщики, покупатели, посредники и конкуренты, в рамках данного курса мы не будем углубляться в их характеристику, поскольку они разбираются в соответствующих учебных дисциплинах, однако скажем несколько слов о контактных аудиториях.

Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными.

Благотворные аудитории - это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ними, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государственных учреждений, гражданские группы действий, местные группы, широкую публику, внутренние группы.

Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости и у них формируется благоприятный образ предприятия.

Контактные аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образа предприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности.

При отношении к контактным аудиториям государственных учреждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведений в рекламе и т.д.

К контактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.

Местными контактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском.

Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти.

Широкая публика обычно не выступает по отношению к предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д.

К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства.

Микросреда с позиции финансов предприятия и менеджмента включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Каждый из указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка оборудования, осуществление исследований и разработок, эффективную работу с клиентами и заказчиками.

Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему. Риск связан с участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету.

Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Управление персоналом. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношений между работниками и т.п.

Структура организации, которая включает организационное устройство компании, согласно ее организационно-штатному расписанию, это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения. Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная культура может способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

Внутри предприятия финансовые отношения складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в акционерных обществах - и с советом директоров (наблюдательным советом). Формы и методы реализации этих отношений направлены на:

- установление и соблюдение порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений;

- организацию контроля за выполнением этих заданий;

- оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их влияния на показатели работы предприятия;

- определение и применение экономических стимулов, направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовые отношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного, качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом направлении.

Таким образом, двумя важными составляющими финансовой микросреды будут финансовые отношения между работниками предприятия и финансовые отношения между структурными подразделениями.

Отношения между работниками предприятия - это отношения, связанные с выплатой заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется в виде заработной платы. Трудовой кодекс РФ в ст. 129 закрепляет легальное определение заработной платы.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как видно, трудовое законодательство включает в понятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. К выплатам стимулирующего характера относятся премии, различного рода надбавки. Компенсационные выплаты призваны возместить работнику расходы, произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.

С целью учета квалификации работника используются тарифные системы оплаты труда, которые устанавливают зависимость между тарифной ставкой (размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда за единицу времени) и квалификационным разрядом работника. Учет условий труда выражается в установлении различного рода доплат, повышающих коэффициентов за работу в особых условиях труда или в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, районные коэффициенты, которые применяются для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, или доплаты за сверхурочную работу).

Система оплаты труда представляет собой способ исчисления размеров вознаграждения за труд. Различают две основные системы заработной платы работников - повременную и сдельную. Кроме того, любая из этих систем может дополняться премиальной системой оплаты труда.

При повременной оплате труда заработная плата работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Размер заработка определяется по формуле:

ЗП = С ∙ Т, (1.4)

где:

ЗП - заработная плата;

С - тарифная ставка за единицу времени;

Т - фактически отработанное время.

Сдельная оплата труда предполагает зависимость заработка работника от количества изготовленной продукции. Заработная плата при такой системе исчисляется с помощью сдельных расценок:

ЗП = Р ∙ Н, (2.4)

Где:

ЗП - заработная плата;

Р - сдельная расценка на единицу продукции (выполненной работы, услуги);

Н - количество произведенной продукции (выполненных работ, услуг.

Существуют различные разновидности сдельной оплаты труда: коллективная, аккордная, сдельно-прогрессивная, косвенная и т.п.

При коллективной или бригадной сдельной системе оплаты труда заработная плата рассчитывается исходя из количества продукции или объема работ, выполненного бригадой в целом. Такая система оплаты труда применяется, если нормы выработки устанавливаются не для отдельных работников, а для бригады.

При аккордной сдельной системе оплатытруда оплачивается выполнение определенного комплекса работ, входящих в аккордное задание. Заработная плата в данном случае определяется с учетом сдельных расценок на отдельные виды работ, входящих в аккордное задание. Например, аккордная сдельная система оплаты труда применяется при производстве строительных работ.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предполагает увеличение сдельной расценки за выполненные операции, детали или изделия при достижении определенного показателя (нормы выработки). В пределах нормы выработки оплата производится по обычным сдельным расценкам, а за изготовление каждой единицы продукции сверх этой нормы - по повышенным расценкам.

Как сдельная, так и повременная системы оплаты труда могут дополняться премиальной системой. Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц при достижении определенных показателей премирования и выполнении установленных условий премирования. Установление премиальной системы оплаты труда является правом работодателя, которое он реализует путем принятия специального локального акта - положения о премировании.

Показателями, достижение которых дает право на получение премий, могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана по производству продукции и т.п.

Помимо них могут определяться условия премирования. Например, такими условиями могут быть максимальный процент брака в произведенной продукции, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.п.

На основании положения о премировании у работника при выполнении показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии, а у работодателя - обязанность ее выплатить. Несмотря на то, что установление премиальной системы, в том числе и размеров премий, является правом, а не обязанностью работодателя, если в организации принято положение о премировании, последний не может в произвольном порядке лишить работника премии. Лишение премии допускается исключительно по основаниям, предусмотренным данным положением (либо иным нормативным актом), например, при нарушении условий премирования.

Вместе с тем нужно отметить, что премирование работников может иметь характер меры поощрения (поощрительное премирование). Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдать премию, наградить ценным подарком и т.п. Это могут быть, например, разовые премии по результатам различного рода смотров, конкурсов и т.п. В этом случае выплата премии является не обязанностью, а правом работодателя. К стимулирующим выплатам также можно отнести вознаграждение по итогам работы за год. Кроме того, в заработную плату работника может включаться доплата за выслугу лет, которая, как правило, устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке (окладу) и зависит от непрерывного стажа работы работника.

Финансовые отношения между структурными подразделениями промышленного предприятия в общем виде заключаются в выполнении трех основных производственных функций - это снабжение, производственная деятельность и сбыт. Оценить и проследить эти функции можно лишь по информации о внутренней среде предприятия, которая представляет собой данные бухгалтерского и управленческого учета.

Информация о внутренней среде предприятия охватывает всю деятельность предприятия. Полная отчетность о деятельности предприятия формируется на основе отчетности по трем видам планов:

- бюджет (и, соответственно, финансовая и бухгалтерская отчетность);

- производственный план - план по ассортименту и объему производства продукции;

план мероприятий (событий) - квартальный (или месячный) план действий каждого подразделения и всего предприятия.

При наличии корректно разработанной системы отчетности, соответствующей этим трем видам планов, руководство предприятия будет обладать всей полнотой информации о том, что происходит на предприятии.

На многих российских предприятиях принята трехуровневая система управленческой отчетности, основными компонентами которой являются:

- сводки (также называемые книгами, журналами и т.д.) для записи всех операций предприятия в данной сфере деятельности или в данном подразделении;

- отчеты - краткие сведения о деятельности предприятия или подразделения на конкретную дату или за конкретный период;

сводные отчеты - отчеты, подводящие итог деятельности предприятия в нескольких сферах за определенный период.

Рассмотрим управленческую отчетность производственного предприятия. Его основные виды деятельности:

- снабжение - закупки сырья и полуфабрикатов у поставщиков;

- производственная деятельность - обработка сырья и полуфабрикатов для получения готовой продукции;

сбыт готовой продукции потребителям для получения прибыли.

Такая классификация видов деятельности применима и к другим типам предприятий: торговым предприятиям, предприятиям сферы обслуживания и т.д.

Управленческая отчетность охватывает все эти операции. Управленческие отчеты обобщают и систематизирую данные об этих основных видах деятельности, необходимые руководителям различного уровня.

Снабжение:

- какие материалы и полуфабрикаты, в каком количестве и когда нужны для выпуска продукции;

- есть ли эти материалы в наличии (товарно-материальные запасы) или ожидается их поступление к необходимым срокам (план поставок по размещенным заказам);

- если нет, то кто может поставить требуемые материалы и полуфабрикаты (поставщики);

- какова задолженность поставщикам и сроки ее погашения.

Производственная деятельность:

- что выпускается;

- какой объем производства обеспечивают имеющиеся мощности;

- сколько людских и материальных ресурсов нужно для выпуска продукции требуемого количества и качества.

Сбыт:

- каков рынок для выпускаемой продукции;

- каковы требования рынка к качеству, количеству, техническим

- потребительским характеристикам выпускаемой продукции;

- каковы товарные запасы для немедленной реализации;

- каковы производственные планы по срокам и количеству выпускаемой продукции;

- какова структура каналов сбыта;

- кто является покупателем продукции;

- каково состояние расчетов с покупателями (структура дебиторской задолженности).

Основные операции заносятся в «журналы» или «сводки». Сводки очень важны, поскольку они формируют основу системы управленческой отчетности, которая используется на всех уровнях организации. Эти уровни следующие:

- оперативный (повседневная деятельность);

- тактический (среднесрочные решения);

- стратегический (долгосрочные решения).

Сводки и отчеты по-разному используются на разных уровнях (а их содержание меняется от данных о текущих операциях до стратегической информации):

- сводки, содержащие первичные данные, используются в основном на оперативном уровне для регистрации и контроля текущих операций;

- отчеты об основной деятельности составляются на основе сводок и используются руководителями среднего звена для текущих оперативных и тактических решений и применения мер контроля и измерения эффективности работы подразделений и отдельных сотрудников;

- сводные отчеты используются высшим руководством для принятия решений и расширенного (стратегического) планирования.

Эффективность управленческой отчетности повышается, если в ее совершенствовании принимает участие каждый руководитель. Он должен выполнить анализ того, какая информация нужна ему для успешного ведения его деятельности.

Таким образом, финансовые отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.