Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика 1800–1815-х годов в России






 

  1. Особенности общественно-политического развития России в начале 19 века и цензурный устав 1804 г.
  2. Оживление публицистической струи в русской периодике начала 19 века: политическое обозрение, публицистическая статья, публицистический очерк. Развитие отраслевой периодики.
  3. «Северная почта» (1809–1819)
  4. Частные газеты – «Московские ученые ведомости» и «Гений времен. Исторический и политический журнал».
  5. Провинциальная газета «Казанские известия. Газета политико-учено-литературная».
  6. Умеренно-либеральная журналистика – «Вестник Европы» при H. M. Карамзине и журналы карамзинистов.
  7. Прогрессивная периодика – просветительские издания, связанные с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств.

 

 

Практическое занятие № 6

Вольная русская пресса за границей.

«Полярная звезда» и «Колокол»

А.И. Герцена

 

1. Проблема свободы слова в России и эмиграция А. И. Герцена.

2. Программа «Полярной звезды» и «Колокола».

3. Связь «Полярной звезды» с декабристами.

4. Изменения в «Колоколе» после 1861 г.

5. Взаимоотношения А. И. Герцена с русскими революционными демократами в 1860-е годы.

6. Особенности стиля и организации материалов в «Колоколе» (характер заголовков, образность, эмоциональность речи, структура отдела «Смесь» и др.).

7. Значение Вольной русской типографии в Лондоне для русской журналистики.

Практическое занятие № 7

Журналистская деятельность М. Горького

1. «Самарскую газету» и начало журналистской деятельности A.M. Горького в провинциальной печати (Самара, Одесса, Нижний Новгород).

2. Критическое отношение A.M. Горького к Всероссийской выставке промышленности и художеств 1896 г.

3. Вопросы искусства и литературы в публицистике Горького 1895—1896 гг.

4. Публицистический цикл М. Горького «Несвоевременные мысли». Его рассуждения о революции и культуре.

Практическое занятие № 8

Журналистика России

в условиях

буржуазно-демократического государства

(Февраль – Октябрь 1917 Г.)

 

  1. Пресса в условиях двоевластия: «Вестник Временного правительства», «Речь» (кадеты), «Дело народа», «Воля народа» (эсеры), «Рабочая газета», «Единство» (меньшевики), «Газета «Правда» после февральских событий.
  2. Журналистика после июльских событий. Разгром редакции «Правды» и усложнение положения большевистской печати. Публицистика В.И. Ленина 1917 г. Обращение «К гражданам России» В. И. Ленина (26 октября 1917 года)
  3. Публицистика в политическом противоборстве. Статьи Г. Плеханова, В. Чернова, Ю. Мартова.

 

Практическое занятие № 9

Защита проектов + тестирование

3. 1. 4. Словарь

Агентства информационные – (или агентства новостей, news agency) организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации, в первую очередь для газет, журналов, телевизионных и радиокомпаний, правительственных учреждений и т.д. Ниже даны некоторые характеристики ряда информационных агентств мира. Agence France Presse (AFP), Франс-пресс – основано в 1944 в результате слияния действовавшего в Лондоне агентства правительства генерала Шарля де Голля и созданного на контролировавшейся антигитлеровской коалицией территории Французской Северной Африки информационного агентства. Базой, на которой создавалось AFP, было основанное в 1835 году парижское агентство «Гавас». AFP относится к крупнейшим мировым агентствам, оно является коммерческим предприятием, частично субсидируемым (в форме абонентской платы) правительством Франции. Абонентами являются правительство, многие государственные учреждения, более 12 тысяч газет и журналов во Франции и других странах, сотни телерадиокомпаний. Более 800 корреспондентов и других сотрудников работают в 100 странах мира. AFP распространяет информацию в основном на французском, английском, испанском, немецком, португальском и арабском языках. Agencia EFE, агентство ЭФЭ – ведущее информационное агентство Испании, крупнейшее в испаноязычных странах. Создано в 1939 году, штаб-квартира агентства находится в Мадриде, является акционерным обществом, которое контролируется государством. Основные зарубежные подписчики – СМИ и другие структуры стран Латинской Америки. Существует телевизионное подразделение. Агентство имеет отделения и корреспондентские пункты в 80 странах мира. Agenzia Nazionale Stampa Associata (ANSA) – итальянское информационное агентство, основано в 1945 году группой издательств на кооперативных принципах. Важное место в деятельности занимает обмен информацией с зарубежными агентствами, ANSA обладает исключительными правами на распространение в Италии материалов Reuters, AFP, UPI. Занимается и производством телепродукции, работает на итальянском, испанском, французском и английском языках. Более 50 процентов общего объема продукции занимает внутриполитическая информация, около 30 процентов – международная. Большое место в деятельности агентства занимает производство фотоинформации. Associated Press (AP) – входит в число крупнейших мировых агентств, основано в 1848 году. Агентство является кооперативным объединением газетных издателей и владельцев телерадиокомпаний. AP представлена на информационных рынках практически всех стран мира. Работает преимущественно на английском языке, имеет около 100 отделений и корреспондентских пунктов в 70 странах мира. Имеет специальную экономическую и коммерческую службу, внедренную на информационные рынки Австралии, Англии, Италии, Тайваня, является ведущим поставщиком информации, связанной с мировым энергоресурсным рынком, агентство располагает мощнейшей фотослужбой, активно занимается и телепроизводством. United Press International (UPI), ЮПИ – второе по величине (после AP) информационное агентство США. Частное предприятие, основано в 1907 году. Работает на английском, испанском и португальском языках, имеет более 80 отделений за рубежом. Является близким партнером испанского EFE. Имеет службы экономической информации и информации для систем кабельного телевидения в США. Подписчики расположены в 100 странах мира. Deutche Presse Agentur (DPA) – Информационное агентство Федеративной Республики Германии. Акционерное общество, участниками которого являются федеральное правительство и ряд крупнейших издательств, редакций и телерадиокомпаний страны. Создано в 1949 году на базе трех информационных агентств, действовавших в трех оккупационных зонах (британской, американской и французской). Правление DPA находится в Гамбурге. Агентство работает как с внутренней, так и с международной информацией. Абонентами агентства являются более 150 газет и журналов, десятки телерадиокомпаний. Информация распространяется в основном на немецком, английском, испанском и арабском языках. В общем объеме информации международные сообщения составляют более 30 процентов, внутренняя информация – примерно 35 процентов. Имеет около 300 штатных корреспондентов и более 2 тысяч внештатных сотрудников примерно в 100 странах мира. Islamic Republic News Agency (IRNA), ИРНА – правительственное информационное агентство Исламской Республики Иран; основано в 1934 году, до 1981 года называлось агентством «Парс», руководящие органы расположены в Тегеране. Reuters Ltd., Рейтер – одно из старейших и крупнейших мировых агентств, основано в 1851 году, названо по имени основателя – Поля Джулиуса Рейтера. Штаб-квартира находится в Лондоне. Reuters – акционерная компания, основными держателями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Press Association, австралийское и новозеландское информационные агентства, сотрудники самого Reuters. Фактически является официальным информационным агентством Великобритании. Снабжает иностранной информацией более 15 тысяч абонентов в Великобритании и примерно 170 странах мира. Агентство работает в основном на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. Получателями финансово-экономической информации агентства являются свыше 15 тысяч подписчиков (банки, биржи, промышленные и финансовые компании и др.). Reuters имеет более 600 собственных корреспондентов, 11 региональных отделений и около 100 корреспондентских пунктов примерно в 110 странах мира. Xinhua (New China News Agency – NCNA), Синьхуа – официальное информационное агентство Китайской Народной Республики; основано в 1931 году. Ежедневный объем информации, распространяемый в КНР составляет около 60 тысяч иероглифов, кроме китайского языка агентство также работает на английском, арабском, испанском, русском и французском языках. Press Trust of India (PTI) – крупнейшее информационное агентство Индии, акционерное общество владельцев газет. Находится в Бомбее, основано в 1947 году на базе агентства Associated Press of India, являвшегося филиалом Reuters. Имеет более 200 корреспондентов за рубежом, рабочий язык – английский. Kyodo Tsushin, Киодо Цусин – крупнейшее информационное агентство Японии. Кооперативное объединение ведущих японских газет и телерадиокорпорации NHK. Основано в 1947 году, предоставляет подписчикам информацию на японском и английском языках, имеет большую зарубежную корреспондентскую сеть. В последние годы возрастает международное значение многих национальных агентств, это, например, агентства арабских стран – «Викалят аль-Анба аль-Муттахида» (BAM) – информационное агентство Объединенных Арабских Эмиратов, Associated Press of Pakistan – информационное агентство Пакистана, Saudi Press Agency – информационное агентство Королевства Саудовская Аравия, САНА (Syrian Arab News Agency – SANA) – информационное агентство Сирии и других.

Аналитическая журналистикажанр журналистики, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события, исторически этот жанр журналистики не относится к оперативным. Зато обязательным признаком этого жанра является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы. Аналитическая журналистика в истории отечественной журналистики никогда не была жанром, массово востребованным читающей публикой, имела свою адресную аудиторию. Встречаясь нередко на полосах газет, аналитическая журналистика являлась непременным компонентом литературных, так называемых «толстых» журналов. Отечественная наука традиционно относит к аналитической журналистике следующие жанры: корреспонденции и статьи; обозрения; обзоры СМИ; рецензии; аналитические корреспонденции и статьи; комментарии; литературно-критические статьи.

Версия как жанрэто публикация особого рода, так как она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является весьма специфический метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел». Будучи ведущим в литературно-художественном творчестве, этот метода требует чрезвычайно осторожного применения в журналистике. Оценивая роль данного метода в искусстве, литературе, Константин Паустовский утверждал, что факт, поданный литературно, со сгущением нескольких характерных черт, освещенных светом вымысла, открывает сущность вещей ярче, чем иной скрупулезно составленный отчет. В журналистике, в отличие от литературы, этот метод познания действительности обычно считается предосудительным, поскольку он дает необоснованное или недостоверное знание. Это, прежде всего, надо отнести к случаям неправильного, неуместного его использования. Однако без применения домысла вообще журналист обойтись не может, речь идет о «дозированном», продиктованном чувством меры и целесообразности применении его. Домысел становится неизбежным, когда журналист «реконструирует» неизвестные детали какого-то в целом достоверного события, явления. Этот метод дает аудитории возможность более ярко увидеть событие, о котором сообщает журналист, а сам автор, с помощью детализации события, получает дополнительный шанс привлечь внимание аудитории к своему выступлению. Применяя домысел, создавая версию тех или иных событий, автор должен обязательно указать на условный характер своих утверждений. Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами изучения какого-либо события, явления, представить на суд читателей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего. Аудитория должна быть предупреждена об этом. Версия показывает направление размышлений автора публикации, «вооружает» аудиторию информацией о возможных причинно-следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего развития. Обладая подобной предварительной информацией, аудитория с большим, нежели ранее, вниманием следит за дальнейшим ходом событий, как бы сравнивая уже известную ей версию с уточненными данными, достоверно обоснованными выводами, заключениями автора. Публикуя версию, журналист может рассчитывать на определенную реакцию на данную публикацию, как со стороны аудитории, так и со стороны героев публикации. Версия, таким образом, является как бы определенным инструментом, способом поиска верного направления в изучении заинтересовавших автора событий. Вполне возможно, что вслед за публикацией версии автор получит сообщения от лиц, обладающих необходимой информацией, которая может стать очередным звеном в нахождении истины. Это в полной мере оправдывает публикацию материалов в жанре версии, делает ее незаменимым в палитре других журналистских жанров. Версия в творчестве журналиста выступает обычно в качестве жанра, предваряющего подготовку материала других, более «серьезных» жанров – корреспонденции, статьи, журналистского расследования и т.д., опирающихся только на достоверные, проверенные сведения, факты.

Дайджесткраткое изложение основного содержания журналистских материалов. Это же понятие распространяется на периодические издания, использующие материалы других СМИ в их кратком изложении, своего рода обозрение новостей периодики.

Желтая пресса (yellow press)бульварно-массовая печать, насыщенная крикливыми сенсациями, сплетнями, инсинуациями, а также соответствующими иллюстрациями, рассчитанная на малообразованную аудиторию с низменными интересами и вкусами. Этимологические корни этого понятия уходят в историю американской печати конца XIX века, когда в ходе острой конкурентной борьбы между газетными монополиями Джозефа Пулитцера и Уильяма Рэндолфа Херста полемическим оружием служили карикатурные серии художника Р.Ф. Аутколта «Желтый малыш» и разного рода низкопробные сенсационные новости. В западных странах существует также родственное понятие желтый журнализм.

Журнал литературно-художественныйпериодическое издание, чаще всего ежемесячное, знакомящее читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни и способствующее формированию общественного мнения. Наряду с ведущим отделом беллетристики (обычно не менее трети объема) литературно-художественные журналы часто имеют разделы (рубрики) литературной критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культурных новостей; некоторые из них публикуют и статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики (поэтому многие литературно-художественные журналы являются и общественно-политическими) и нередко уделяют внимание другим искусствам. Отечественная традиция называет литературно-художественные журналы «толстыми», они отличаются от еженедельников, нередко включающих беллетристику и рецензии на нее, объемом и большим жанровым разнообразием публикуемых произведений, обстоятельностью критических разборов; от альманахов, серийных сборников, полугодичных и ежегодных публикаций с аналогичным содержанием литературно-художественные («толстые») журналы отличаются сравнительной оперативностью и планомерностью информации, актуальностью обсуждаемых на их страницах проблем литературной и общественной жизни. Литературно-художественные журналы предполагают наличие у своего читателя особого интереса к художественной литературе и литературному процессу и определенную (хотя и не обязательно профессиональную) литературную подготовленность. Прототипом литературно-художественных журналов на Западе были распространившиеся в середине XVIII века журналы типа «magazine» (от арабского makhasin – смесь, склад, амбар), первым из которых был лондонский «Gentleman's Magazine» (1731–1907), вначале состоявший из политической и литературной хроники и перепечаток нравственно-сатирических еженедельных листков, а затем, в 1740-х гг. ставший под руководством С. Джонсона популярным литературно-политическим вестником, собранием новых оригинальных статей, эссе, стихотворений, поэм, сатирических этюдов.

Интервью – (англ. interview – встреча, беседа) жанр в СМИ, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом и т.п. В телевизионной журналистике употребляется также термин синхрон. К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего цельное произведение. Интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы, зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства, поскольку лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом. С другой стороны, и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью. Таким образом, интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями.

Различают интервью-факт и интервью-мнение. В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый. Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д. По другой типологии, в зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью подразделяют на большее число разновидностей.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено. Функция СМИ в данном случае – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Это, по сути, опрос общественного мнения. Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, в проблемном интервью позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого, позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины.

От собственно интервью происходят другие диалогические формы телевизионной работы: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что они сохраняют в себе основные имманентные признаки одного большого жанра интервью.

Интервью аналитическое – разновидность общего для журналистики жанра интервью, которое является результатом фиксации в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с использованием метода интервью. Сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам, очевидно, по этой причине жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования. При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических.

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine)солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания. В том же смысле употребляется и понятие «качественное телевидение», хотя и значительно реже, что объясняется некоторыми имманентными различиями между печатными СМИ и телевидением. Последнее, будучи более доступным массовой аудитории, редко ориентируется на серьезного и образованного зрителя, стремясь к максимальному расширению своей аудитории. См. также таблоиды.

Масс медиа – (mass media)средства массовой информации. Обосновывая значение этого термина, теоретики американской коммуникативистики (У. Шрамм, У. Риверс, Дж. Гербнер и др.) отмечают, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса, создавших объективные предпосылки для превращения информации в объект купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделенного тремя основными функциями: развлекательность, распространение новостей о текущих событиях и рекламирование новинок торговли и услуг. Благодаря этому процессу, начавшемуся в XIX веке, в XX столетии пресса, радио, кино, телевидение и другие информационные массовые средства, рассчитанные на широкую аудиторию, органически связываются с различными экономическими структурами индустриального общества, способствуя его регуляции. Качественные сдвиги в этом процессе происходят во второй половине XX века, когда происходит концентрация и монополизация информационных средств. Этот процесс стимулируется и развитием электронно-компьютерных технологий. Масс медиа становятся движущими факторами развития массовой культуры и массового консьюмеризма в глобализирующихся масштабах. Есть сторонники того, что данный процесс есть путь к планетарной демократизации общественных отношений. Противники монополизации информационных средств полагают, что сосредоточение информационного потенциала в лоне крупного частного капитала, принося ему доходы, противоречит общественной природе информационных связей. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации. Дж. Гербнер определяет, исходя из этого, СМИ как форму форму массового взаимодействия посредством информационных сообщений. Противниками коммерциализации СМИ в коммуникативистике применяется и такое понятие как «масс медиа без масс» («mass media without masses»). Главный аргумент – перенасыщение СМИ рекламными материалами деформирует их функциональность. СМИ перестают служить общественным интересам широкой аудитории и окончательно становятся выразителями интересов одних лишь рекламодателей. Понятие «масс медиа как церковь» («mass media as church») рассматривает СМИ как сферу, в которой совершается некая ритуальная деятельность, утверждающая систему ценностей и взглядов на мир в аудиовизуальных образах вещательных передач.

Публицистика – жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки.

Публицистический элемент может присутствовать практически в любых журналистских жанрах: интервью, беседе, комментарии, статье и т.д., в тех случаях, когда в публикациях присутствуют анализ и обобщение. Главным же критерием публицистичности всегда будет являться прежде всего неравнодушие автора публикации к предмету этой публикации, его гражданская позиция. В этом, пожалуй, главное отличие публицистики от аналитической журналистики.

Расследование журналистское – эта жанровая разновидность долгое время понятие в отечественной прессе и в науке о журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования действительности, понятие как бы обозначало некий особый журналистский путь познания действительности. В период перестройки в обиход отечественной журналистики вошло то понимание журналистского расследования, которое на Западе обозначало определенный жанр журналистских публикаций. Сравнивая журналистское расследование с публикацией какого-то иного жанра, например со статьей, корреспонденцией, очерком и т.д., в нем можно найти черты, роднящие его с этими жанрами. Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется прежде всего такими характеристиками:

цель исследования;

предмет исследования;

метод исследования;

способ изложения полученного материала.

Цель журналистского расследования заключается прежде всего в том, чтобы установить причину определенного явления, процесса, ситуации, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породившие вполне конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист: «почему?». Не менее важным для данного жанра является вопрос: «как?». Ответ на второй вопрос занимает в расследовании как правило львиную долю места и времени. Обычно предметом журналистского расследования становится какое-либо наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, события, вызывающие повышенный, часто – нездоровый, интерес аудитории). Если такие негативные явления – результат определенных действий каких-то людей – их преступных намерений, некомпетентности, халатности, то эти люди, как правило, принимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего. Данное обстоятельство, разумеется, резко затрудняет расследование, которое проводит журналист. В силу этого он может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны – со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой – с ученым-исследователем, если речь идет об исторических расследованиях, связанных с громкими делами давно минувших дней. Это родство проявляется прежде всего в скрупулезности изучения связи явлений, когда внимание уделяется каждой мелочи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналиста на верный след. Идя по этому следу, он часто ведет за собой и читателя, слушателя, зрителя. Именно это движение за путеводной нитью в темном лабиринте взаимосвязанных событий выступает канвой способа изложения полученного материала, что может придавать журналистскому расследованию детективный оттенок. Однако в отличие от литературно-художественного детектива, в котором по мере разматывания следователем запутанного клубка событий на поверхности появляются все новые герои, в журналистском расследовании люди, с которыми общался журналист, которые дали ему информацию, очень часто даже не упоминаются. Конфиденциальность источников информации, по известным причинам, становится неизбежной. В то же время в публикациях других жанров подобная необходимость сохранять в тайне источники информации возникает относительно нечасто. Непременной чертой журналистского расследования является присутствие самого автора в ряду действующих героев истории, о которой идет речь в публикации. Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, он тем самым делает процесс расследования наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный жанр от других. Часть необходимых сведений журналист может получить из открытых источников – газет, журналов, теле- и радиопередач, библиотек, баз компьютерных данных, Интернета. В любом случае, первоначальная информация может быть полезной, но, конечно, основной объем конкретной информации, непосредственно связанной с предметом исследования, может быть получен в результате сложной и кропотливой работы с действующими источниками информации, включенными в исследуемую ситуацию. В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных – наблюдениям, интервью, анализу документов и т.д. Естественно, что собрать наиболее серьезные, наиболее тщательно скрываемые сведения, улики могут в полной мере только правоохранительные органы. Расследование, таким образом, предполагает тесный контакт журналиста с этими органами или с отдельными их работниками. Каким он будет, формальным или личным, зависит от обстоятельств, в которых ведется расследование. Заключения, которые делает журналист, должны касаться только того круга обстоятельств, которые точно установлены, иначе публикация будет иметь внутренние изъяны, недостаточность действительных доказательств, необоснованность обобщающих заключений. Известный американский журналист Майкл Берлин, много лет занимавшийся этим видом журналистского творчества, в своем «Кратком руководстве по проведению журналистского расследования» пишет: «Никаких краденых документов. Никакой платы за информацию. Никаких незаконных проникновении на частную территорию, за исключением случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность. И самое главное. Ни при каких обстоятельствах... не раскрывать источник информации». Последнее обстоятельство предполагает, что журналист будет хранить все полученные им документы и они ни при каких обстоятельствах не должны никому передаваться, за исключением случаев, когда принимается судебное решение по раскрытию источников информации, либо на это получено разрешение людей, предоставивших эти документы в распоряжение журналиста. Намечая расследование, необходимо помнить, что «нельзя объять необъятное». Будет правильно, если журналист сумеет определить не только самое актуальное в качестве предмета своего исследования, но и реально оценит свои силы, рассчитает возможности, шансы на успешное осуществление замысла. Переоценка своих возможностей не только приведет к невыполнению задачи, не только в какой-то мере дискредитирует журналиста как профессионала, но и может повредить установлению справедливости в том деле, которое он расследует. И, естественно, действия журналиста не должны мешать следствию, в том случае, если оно ведется параллельно правоохранительными органами.

Репортаж ( франц. reportage – сообщать, латинская основа – reporto – передавать) – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, журналистский материал о событии – так определяет понятие репортажа словарь русского языка. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра – оперативность. Еще более важный имманентный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете, а также в некоторых видах иллюстрированных журналов) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединенные одной темой, но происходящие в разное время. Репортаж обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, имеют распространение и самостоятельные фоторепортажи, где основную информативную функцию выполняют фотоснимки, текст либо дополняет фотоинформацию, либо вообще отсутствует. Радиорепортаж всегда должен придерживаться хронологической последовательности событий, стремиться образным словом воспроизвести картину происходящего. Это же относится и к телевизионному репортажу. Зрелищность видеоряда – одно из основных условий «смотрибельности» телевизионного репортажа, отличающее его от репортажей в печати и на радио. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала. Практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. Размещение этих элементов внутри репортажного телесюжета не регламентировано, а обусловлено лишь содержанием. В учебниках по журналистике советского времени можно было встретить и такую характеристику: «В реакционной буржуазной журналистике, особенно в «желтой прессе», репортажи обычно сообщают о сенсационных, скандальных происшествиях с целью отвлечь внимание трудящихся от острых социальных и политических вопросов».

Рецензияжанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения актуализирует какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим исследованием («Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова, «Базаров» Д. Писарева). Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культурной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невозможно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензируются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные» произведения, то есть привлекшие необычно широкое внимание аудитории. Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то практическую цель – рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение. Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой она адресована. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения. Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает автор, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию. Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор должен суметь заметить в анализируемом произведении то новое, что действительно отличает рецензируемое произведение, что может стать центральным пунктом его анализа, мыслей, суждений. И это совсем не обязательно будут какие-то внешние признаки, на основе которых рецензируемое произведение было выделено аудиторией. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, характеристике поступков персонажей. Это не должно быть самоцелью, только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет в том случае, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь. В ходе рецензирования автор может разбирать только какую-то одну сторону произведения – тему, мастерство автора или исполнителя, работу режиссера и т.п. Однако он может и расширить предмет своего исследования, рассматривать в комплексе совокупность проблем, связанных с обсуждаемым произведением, в том числе и выходящих за рамки его содержания. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает его выступление более актуальным, весомым. Рассуждая о произведении художника или писателя, рецензент может оценить его как хорошее или плохое, опираясь на определенные следствия, которые имеет такое произведение. Эти следствия могу быть самыми разными, например: создание неправильного представления о реальности, формирование у читателя, зрителя дурного вкуса, возбуждение низменных интересов и т.д. Обоснованность главного тезиса рецензии зависит от полноты, достаточности, достоверности аргументации.

Статья – обыденное наименование огромного числа совершенно разнообразных публикаций за исключением, пожалуй, коротких сообщений. Но если вести речь о вполне определенном жанре статьи, то под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения политической, экономической или иной значимости данных событий, явлений или ситуаций, и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление. Короче и точнее статью можно определить как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи, которая состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и индивидуализированную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и, таким образом, инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их решения, упорядочения, в связанных с ними тенденциях, перспективах, закономерностях общественного развития. В настоящее время в прессе существуют относительно устойчивые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать следующие.

Исследовательская статья. К этой группе относятся публикации, в которых достаточно глубоко и компетентно анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития страны или рассуждать об уровне нравственности, существующем на сегодняшний день в обществе в целом, о возможности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами и т.п. Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель исследовательской статьи – изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. В советской журналистике исследовательской статье соответствовала теоретико-пропагандистская статья, рассматривавшая те же глобальные проблемы, но с позиций марксизма-ленинизма.

Практико-аналитическая статья. Обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов, анализирует конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и т.д. Автор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.д., оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, выявить проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности выявить пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения. Если автор исследовательской статьи мыслит такими категориями, как «страна», «международное сообщество», «межгосударственные отношения», «общественное устройство», «политическая борьба», «экономика», «цели правящей элиты», «парламентское решение», «международные договоренности», «тенденции развития», то автор практико-аналитической статьи обращается к категориям типа: «задачи обрабатывающей промышленности», «парк машин», «связи предприятий», «ситуация, сложившаяся в отрасли», «план реконструкции завода», «ценообразование», «учреждение», «предприниматели» и т.п.

Полемическая статья. Такого рода статьи обычно публикуются в ситуации, когда в обществе возникает дискуссия по каким-либо значительным проблемам. Непосредственным поводом для публикации полемической статьи обычно является выступление политических оппонентов, представителей научной школы, политической партии, религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут. Цель полемической статьи, как правило, двояка. Автор ставит перед собой задачу, с одной стороны – обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. С другой стороны, он пытается опровергнуть позицию своего оппонента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре статьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить, как авторы двух других видов статьи, приводить факты, примеры, которые противоречат его тезисам, не может применить к своему выступлению позицию, исходящую из того, что «жизнь есть борьба противоречий». Его выступление должно быть не противоречивым – это, пожалуй, принципиальное требование полемической статьи. Что же касается логической структуры полемической статьи, то она формируется на базе доказательного рассуждения, на базе аргументации в пользу главного тезиса автора выступления и на базе опровержения тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в выступлении оппонента. Наибольшую трудность при подготовке вызывают статьи, в которых анализируются различные ситуации. Первое, что должен сделать журналист, – добыть необходимую информацию. Начинается поиск с выявления конкретных действующих лиц ситуации. Определив их, следует узнать конкретные ответы на следующие вопросы: что было (будет) предпринято и кем? К каким социальным группам относятся участники? Какие цели они преследуют? При каких условиях они действуют? Какие противоречия есть между общественными требованиями и личными интересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на это участники? Какие средства и методы применяют? С кем и против кого они действуют? Почему действуют так, а не по-другому? К чему это может привести? Что это значит для общества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать? Получив подобную информацию, автор может приступить к написанию статьи. Общие структурные требования к ней таковы. Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов, автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю определенную ситуацию, ее политическую, экономическую и другую сущность. Читателю должны быть понятны и те методы, которые журналист применяет при оценке явлений, это понимание помогает аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи журналисту помогает соблюдение определенных методических установок. Одна из них заключается в том, что статья делится на три части: начало, главную часть, заключение. Требования к началу статьи: в первой трети излагается экспозиция статьи, читателю дается актуальный повод узнать, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешить. Поскольку понимание ситуации зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные проблемы и задачи, которые порождаются ею, то надо показать эти проблемы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив аудиторию с проблемами, задачами, условиями их возникновения в данной ситуации, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут быть решены и в интересах каких сил. Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, то это может вызвать определенные сомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме (как несколько вопросительных предложений). При постановке вопроса автор может сослаться на опыт, который в данных условиях чаще всего воспроизводится. В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретные шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий часто бывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждений, чтобы публикация была понятной аудитории. В сравнении с главной частью, в которой ситуация анализируется, заключительная часть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет с собой изменение ситуации, какие силы задействуются, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее. В конце статьи могут быть также ссылки на то, что может сделать аудитория для изменения ситуации в лучшую сторону.

Таблоиды – это понятие происходит от французского tableau, которое употребляется для обозначения способа размещения рекламы на уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями и сигналами. Таблоидный формат, означающий обилие и даже преобладание рекламной (в том числе мелкой, в виде объявлений) информации, присущ многим газетам. Являясь по существу порождением экономической ситуации, реклама трансформирует содержание газет, сводя ее содержательную с точки зрения классической журналистики сторону к минимуму. Газета все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе.

1. 1. 5. Рекомендации по работе

с учебной и научно-методической литературой

 

Виды и формы

аналитической обработки материала

(эссе, тезирование, конспектирование)

Тезирование

Тезис – греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы – это основные положения книги. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Располагать тезисы следует в логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи книги. Это не всегда совпадает с последовательностью изложения материала.В самих тезисах, как правило, не должно содержаться фактических данных. Однако иногда бывает целесообразно, выделяя от текста тезисы, дать краткий перечень фактов, которые приводятся автором в обоснование своих положений. В тех случаях, когда в книге наряду с фактическим материалом наличествуют разного рода рассуждения, нужно каким-то образом отделить их друг от друга, чтобы при ознакомлении с каждым из тезисов видеть, обоснован ли он фактами или имеются только общие рассуждения.

Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.


Достоинства тезисов

Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту, как тезис.

Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям других.

Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок.

Вопрос о выборе типа записи, в частности тезисов, разрешается в каждом отдельном случае и каждым читателем самостоятельно, с учетом конкретных возможностей (наличие навыка, времени и т. д.) и особенностей материала.

Выделяют основные, простые и сложные тезисы.


Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись).
Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования, могут, таким образом, связывать его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.
Простые тезисы это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении.
Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней. Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда – много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые.

Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые. Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов) могут составить прекрасный конспект или реферат. Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров.

 

Тезисы-цитаты:
Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана. Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами.

 

Конспектирование

Чаще всего студент, начиная с первых дней обучения в вузе, сталкивается с необходимостью написания конспекта, однако не каждый учащийся знаком с продуктивной технологией его составления.

Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т. к. со временем трудно восстановить их по памяти.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.