Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый Сен-Жермен.






Выше я уже упоминал о том ореоле таинственности и романтики, коим окутана деятельность Братства розенкрейцеров. Поскольку имён настоящих членов этого общества никто не знает, то в принадлежности к этому братству подозревались все сколько-нибудь выдающихся учёные XVII-го и XVIII-го веков И, конечно, — знаменитые авантю­ристы. Одной из таких загадочных личностей был граф Сен-Жермен — человек-легенда, споры о котором не прекра­щаются до сих пор.

 

* * *

Граф Сен-Жермен родился во Франции, предположительно в 1710-ом году. По свидетельствам современников, Сен-Жермен был светским, блестяще образованным человеком, свободно говорившим на всех европейских языках и умевшим изящно уходить от ответов на любые прямые вопросы.

По некоторым данным, граф побывал в России во время царствования Екатерины II. Согласно преданию, именно он назвал Наталье Петровне Голицыной, выведенной у Пушкина в качестве старой графини, три выигрышные карты (помните «Пиковую даму»?).

С 1770-го Сен-Жермен обосновался в Париже. Утверждал, что живет (или реинкарнирует) уже несколько тысяч лет. Занимался " изготовлением" золота, алмазов, торговал эликсиром долголетия, читал прошлое и предсказывал будущее представителям высшего дворянства, причём его предсказания были по большей части пессимистичны. Когда началась Французская революция, Сен-Жермен благополучно исчез с международной арены, предоставив последующим историкам гадать, что с ним стало. Трудов он после себя не оставил [1].

Современники считали Сен-Жермена сыном венгерского короля Ракоши и в то же время — Великим Посвящённым, истинным членом Братства розенкрейцеров, которым доступны были все тайны мира. Смерть Сен-Жермена, как то и положено подлинному розенкрейцеру, окутана тайной. Никто из знавших его при жизни не мог поручиться, что он действительно умер. Поэтому современные розенкрейцеры не удивились, когда в 20-х годах нашего века на улицах Москвы появился человек, которого близкие называли «Графом» или прямо — «Сен-Жерменом».

Впрочем, в быту он носил другое имя. Его звали Всеволодом Вячеславовичем Белюстиным, и каждое утро он шёл из дома на углу Трубной площади и Неглинной на Кузнецкий мост, в Наркомат иностранных дел, где составлял обзоры зарубежных газет и журна­лов. А вот после работы, в кругу ближайших друзей он превращался в мага и Учителя, человека, поставившего перед собой задачу возродить на российской почве подлинное розенкрейцерство [34].

 

* * *

Всеволод Белюстин родился в конце прошлого века в семье военного генерала и сенатора по 2-му департаменту Правительствующего Сената. Ещё до того, как он закончил Александровский лицей по специальности фи­лолога-языковеда, Белюстин проявлял интерес к спиритизму, астро­логии, оккультизму. Годы гражданской войны он провёл в Крыму, но в Белой армии не служил, в эмиграцию не уехал и в 22-ом вернулся из Крыма в Москву, где с 1924-го по 1932-ой годы работал в Народном комиссариате иностранных дел в качестве переводчика. Затем, как бывший дворянин, он был уволен из Комиссариата, а весной 1933-го года арестован. Причиной ареста был выявленный чекистами «Орден московских розенкрейцеров», во главе которого, как оказалось, и стоял Белюстин.

Среди многочисленной литературы, издававшейся в России до революции и посвященной магии и оккультизму, обращала на себя внимание фундаментальная работа молодого инженера путей сообщения Владимира Шмакова под названием «Священная книга Тота». Это был огромный труд, посвящённый исследованию символики системы карт (арканов) Таро с привлечением большого количества источников как оккультных, так и исторических. Именно эта книга заставила Белюстина искать знакомства со Шмаковым. Оно произошло в мае 23-го года у Шмакова на квартире, где собирались весьма примечательные люди: например, искусствовед и историк книжного искусства Си­доров, известный философ и богослов Флоренский, биофизик и антропософ Сизов. Бывали здесь и представители других тайных обществ: масоны, теософы, члены «Ордена тамплиеров», бого­искатели, православные священники и сектанты.

Попав в такое общество, Белюстин сразу же занял в нём ведущее положение: Шмаков оценил его эрудицию и предложил молодому розен­крейцеру читать собравшимся курс арканологии и вести практические занятия по оккультизму.

Показания Всеволода Белюстина органам НКВД после его очередного ареста в 1940-ом году являются единственным источником сведений о судьбе инженера-мистика Шмакова и об обстоятельствах его отъезда из Москвы:

— Шмаков, — рассказывал Белюстин, — ещё до революции был тесно и дружески связан с бывшим президентом бывшей Чехословакии Масариком, которому он, Шмаков, в бытность Масарика в России в годы войны, неоднократно оказывал различные дружеские услуги и заручился его дружбой. По отъезде Масарика в Прагу Шмаков продолжал поддер­живать с ними связь через бывшего посланника Чехословакии в Москве — Гирса, так что когда Шмаков уезжал за границу в 1924-ом году, то визы и отправка денег оформлялись Шмаковым через Гирса...

В августе 1924-го года Шмаков с семьей выехал в Германию, а оттуда в Прагу, где оформил свое чехословацкое подданство по представлению президента Масарика, как я мог догадаться. Эти сведения о Шмакове я лично узнал, однако, позднее, когда получил от него в конце 1924-го года последовательно два письма с пути в Южную Америку, куда окончательно решил отпра­виться Шмаков. Он писал мне, что едет в Аргентину, в Буэнос-Айрес, осуществляя свое давнишнее желание. Более писем от Шмакова я не получал, кроме поздравительной открытки к Новому, 1925-му, году от его жены [34].

С отъездом Шмакова Белюстин стал неофициальным главой московских розенкрейцеров, а в 1926-ом году основал Московский Орден неорозенкрейцеров.

Всеволод Белюстин был умен, образован, воспитан, красив, и в его внешности находили определённое сходство с историческим Сен-Жерменом. Своё тождество с человеком-легендой сам Белюстин не утверждал, но никогда и не отрицал. Образ дополняли, казалось, безграничная эрудиция этого молодого ещё человека в области оккультных наук.

В отличие от широкого круга посетителей кружка Шмакова, в Ордене, организованном Белюстиным, состояло всего 16 чело­век. Его члены имели разные степени посвящения и, соответствен­но, располагались по рангам. После периода ученичества, то есть изу­чения соответствующей литературы под руководством наставника и написания ряда собственных сочинений, вступающий в Орден получал посвящение в «оруженосцы». Затем — две рыцарские степени: «рыцаря внешней башни» и «рыцаря внутренней башни», после чего следовали степени высшего духовного посвящения, которыми обладали члены Верховного капитула Ордена.

Как то принято в тайных обществах, вступление неофита в Орден розенкрейцеров Всеволода Белюстина совершалось по особому обряду; при­чём, вступающий произносил клятву верности Ордену и обещал хранить его тайны..

В отличие от руководителей других оккультных организаций, целью Белюстина было " достижение астрального посвящения", то есть " жизни в двух мирах" — на физическом плане в физическом теле, и, одновременно, в плане астральном. Впрочем, и это было не целью, а средством. Подлинная цель состояла в подготовке к овладению магическими способностями древних розенкрейцеров. Достичь этого следовало путём длительных тренировок, путём перестройки сознания в определённом направлении. Ведь именно это советовал делать всем своим последователям таинственный C.R.C.

Среди частных задач Ордена розенкрейцеров, основанного Белюстиным, было освоение телепатии и ясновидения. И здесь выяснилось, что параллельно с розенкрейцерами Белюстина этими проблемами занималась другая группа московских экспериментирующих розен­крейцеров во главе с Тегером и Чеховским. За их работой, не вступая с ними в непосредственный контакт, Белюстин весьма пристально следил через розенкрейцера Веревина, который был допущен к работам этой группы.

 

* * *

Как можно понять из показаний Белюстина в ОГПУ, идея возродить подлинное, то есть оперативное розенкрейцерство в Москве, была им выдвинута в 1923—1924-х годах и предложена двум оккультистам — Веревину и Тегеру. Но в 1925-ом году между ним и Тегером произошёл конфликт на почве выбора пути, по которому сле­довало идти. Впрочем, иначе и быть не могло. По своему проис­хождению, образованию, мистическому и житейскому опыту Тегер был совершенным антиподом Белюстина.

Немец, родившийся в Германии, Тегер ребёнком переехал с родителями в Россию. В 1905-ом году подростком он принял участие в декабрьских боях в Москве на стороне анархистов, был сослан в Якутию, вернулся по амнистии 1913-го года в Москву уже будучи мистиком. Поскольку Тегер оставался подданным Германии, после начала 1-ой Мировой войны в августе 1914-го года он был интернирован в Вятку, где и встретил революцию. После октябрьского переворота 1917-го года Тегер сразу перешёл на сторону советской власти, участвовал в гражданской войне. По окончании войны он снова вернулся в Москву, работал в Наркомате иностранных дел, был краткое время советским консулом в Кашгаре и в Афганистане. К середине 20-х годов Тегер успел побывать на заседаниях большинства оккультных кружков Москвы и Ленинграда, и ни один из них его не удовлетворил.

Знакомство с Белюстиным утвердило Тегера в необходимости " восстановить древнее посвящение", то есть попытаться овладеть тайными знаниями средневековых розенкрейцеров. В отличие от Белюстина, Тегер относился к магии, как к практической науке. Он был атеистом и прагматиком до мозга костей, с пренебрежением относился к теоретическим знаниям, которые для розенкрейцеров считались обязательными.

Такой подход к мистическим таинствам не мог не оттолкнуть от него Белюстина. Но Тегер уже нашёл единомыш­ленника — способного молодого метеоролога Чеховского. Чеховский на собственный страх и риск вёл эксперименты по передаче мысли на расстояние и уже сделал несколько докладов об этом на заседаниях научной комиссии Института мозга в Ленинграде (подробнее о работах Института мозга я расскажу ниже). Благосклонные отзывы специалистов Института вдохновили Чеховского, и он предпринял попытку открыть в Москве филиал комиссии Института мозга с привлечением лучших научных сил столицы. Для этой цели Чеховский, который жил на Малой Лубянке, вместе с Тегером арендовали у домкома обширный подвал, где и разместилась их, так и не разрешённая официально лаборатория.

Замысел экспериментаторов был прост. Ко­миссия должна была стать легальным прикрытием их деятельности. На самом же деле, в подвале начала работать небольшая засекреченная группа в области практического оккультизма. Цель была та же, что и у розенкрейцеров Белюстина: восстановление древнего посвяще­ния путём овладения астральными планами и подчинением себе " элементалей" (стихийных сил, воплощенных в земле, воздухе, воде и огне).

По словам самого Чеховского, в их организации существовало девять степеней посвящения:

«1-я — научное исследование метапсихических явлений, выражавшихся, главным образом, в работах по передаче мыслей на расстояние и работы по ясновидению; 2-я — слушание курса арканопогии и начало оккультной тренировки; 3-я — оккультная магическая практика, изучение магии; 4-я — центр " Эмеш Редевивус", не претендующий на достижение полноты оккультных возмож­ностей; 5-я — то же после создания подходящей базы для серьезной оккультно-магической работы в течение ряда лет; 6-я — то же по достижении некоторых результатов и после начала строительства мирового оккультного магического центра на собственной территории в СССР или за границей; 7-я — мировой оккультно-магический центр, овладевающий полностью астральным планом; 8-я — то же при полном овла­дении ментальным планом; 9-я — то же при полном овладении божественным планом.

Все эти девять ступеней делились на три группы по три последовательных ступени в каждой по признаку: первая группа — периферия, вторая — центр (Эмеш Редевивус) как орудие для создания мирового оккультного центра, облада­ющего полнотой оккультного знания и реализационных воз­можностей; наконец, третья группа мирового оккультного магического центра, владеющего этими возможностями и обслуживающего ими культурный прогресс и человечество [...].

В нашей организации существовало четыре степени. В пер­вую степень входили лица, не знавшие о существовании органи­зации. Во вторую степень входили лица, которые при прохож­дении курса начинали подозревать существование неизвестной оккультной организации с магическим уклоном. В третью степень входили лица, знавшие о существовании организации и получавшие некоторые понятия о её целях, но не знавшие ни наименования, ни строения, ни основных положений органи­зации. В четвёртую степень входили лица (только мужчины), знавшие наименование и цепи организации и имевшие право знакомиться со всеми материалами, которыми располагала организация, причём за каждым членом этой степени не оста­валось права личного владения материалом и сведений, относя­щихся к другим подобным организациям, если они предвари­тельно имели с ними дело» [34].

Для проведения экспериментальной работы членами общества организовывались сборы дикорастущих магических и лекарственных трав в Московской области, планировалось их выращивание на плантациях и проводились эксперименты в области галлюциногенных препаратов, ароматов, мазей и так далее.

Подвал, помещавшийся на Малой Лубянке, был тоже выбран не случайно. Как показывал на очной ставке с Чеховским его ближайший сотрудник по оккультной практике Преобра­женский, «когда я в первый раз был приведён в подвал дома № 16 по ул. Малая Лубянка вместе с руководителями организации Тегером и Чеховским и спросил их, почему для работы избрано такое неблагоустроенное помещение, то получил ответ, что подвал, во-первых, находится в центре города, во-вторых, он расположен рядом с подвалами ОГПУ, где проливается кровь расстреливаемых, а, как известно, кровью умерших питаются лярвы, создающие царство мрака и тьмы, которое должно быть разрушено токами света от магических операций в генераторе подвала...» [34]

Однако всё это очень скоро закончилось. В феврале 1928-го года органы ОГПУ арестовали Че­ховского и Тегера, а вместе с ними и ещё два десятка молодых людей. Оба руководителя были сосланы на Соловки, откуда Тегер по болезни был переведён в Среднюю Азию, а Чеховский, пытав­шийся возглавить массовый побег заключенных, был расстрелян в октябре 1929-го года.

 

* * *

Арест Тегера и Чеховского, казалось, должен был задеть розенкрейцеров Белюстина, но в тот раз всё обошлось благополучно. Московский Сен-Жермен оправдал свою репутацию могучего мага. Про­держав Белюстина три месяца на Лубянке, ОГПУ отпустило его на свободу. Нет сведений, что он был завербован Главным Политическим Управлением, поэтому трудно сказать, что же ему тогда помогло. Возможно, свою роль здесь сыграло то, что Белюстин в своё время отказался знакомиться с Чеховс­ким и его сообщниками. Тегер же был опытным конспиратором и Белюстина в своих показаниях не упоминал. Молчал о Белюстине и Веревин, привлекавшийся в качестве свидетеля по делу Тегера и Чеховского. В результате органы ОГПУ не трогали Белюстина и его розенкрейцеров до весны 1933-го года — на протяжении семи лет! Чем же они в это время занимались?

Выяснить это оказалось довольно легко, поскольку сами члены Ордена постарались изложить на бумаге всё то, чем они жили и что, как они надеялись, должно было помочь России и всему человечеству. Ими был создан огромный комплекс рукописных работ, остатки которого сохра­нились у Монина, самого младшего из розенкрейцеров, избегнувшего ареста. В них излагались верования московских розенкрейцеров, легенды, тщательно разработанная символика, магические вычисления; скрупулёзно описы­вались различные цветовые сочетания, магические знаки, которыми следует украсить помещение и надеть на себя в ходе справления обряда, цвета одежд, драгоценные камни, ароматы и курения на различных алтарях, форму­лы заклинаний и молитв, которые произносят хором участвующие [34].

Вот, например, чрезвычайно детальное описание порядка розенкрейцерами коллективной «Великой Мистерии Стихий», которое историк Андрей Никитин обнаружил в одной из их рукописей:

«Общее благословение присутствующих. Великое заклинание Владыки Телема. Коллективное исполнение священного гимна, присущего Пен­таграмме Великих Стихий: " О Великий Телем, Духо-Материя проявленной Вселенной! Твоя стихия объемлет необъятные бездны Мироздания и пребывает во мне, ибо Вселенная и я — едины. О Великий Огонь, Принцип Жизни! Ты горишь в каждой атоме бытия и сознания Сущего и пылаешь во мне неугасимой искрой Жизни... О Великий Воздух, принцип Творчества! Ты замыкаешь Миры в круг свето-идей и хранишь их сокровенной Тайной... О Великая Вода, принцип Произрождения! Ты прони­каешь в недра всех Вещей и течешь во мне алым потоком... О Великая Земля, принцип Смерти и Возрождения! Ты погло­щаешь Материю, дабы открыть Духу Врата Свободы... Благо­словляем и славословим тебя, Неизреченная Пентаграмма Стихий, пребывающая в Великой Пентаграмме Человека и пробуждающая ее лучи к извечному Творчеству в Боге, Человеке и Вселенной! "».

Всё это произносилось, естественно, на сакральном языке, созданном розенкрейцерами, после чего происходил «великий вызов Владык пентаграммы Стихий. Покой погружается во мрак. Присутствующие преклоняют колена и погружаются в ментальное созерцание серебряного диска. Фиксация возможных зрительных восприятий. Покой освещается. Присутствующие поднимаются, под­ходят к престолу и замыкают вокруг него магическую цепь. Вознесение предметов ритуала (крест, жезл, меч, чаша, пантакль, магические зеркала — квадратные, чёрно-матовые, курильница). Великое заклинание Владык Пентаграммы Великих Стихий. Присутствующие размыкают магическую цепь и, поклонившись Верховному Жрецу, возвра­щаются на свои места.

Покой вторично погружается во мрак. Личный экстаз присутствующих, которые преклоняют колена. Возможные ментальные образы.

Покой освещается. Верховный Жрец благословляет при­сутствующих священными предметами ритуала. Присутст­вующие поднимаются и, начиная с младшего и кончая старшим, преклоняют колена и, поклонившись Верховному Жрецу, возвращаются на свои места. Священная молитва, присущая Пентаграмме Великих Стихий.

Присутствующие, начиная со старшего и кончая младшим, подходят к престолу, держа меч в правой, опущенной руке. Опускаются перед ним на колена, встают, и во главе с Верхов­ным Жрецом по очереди обходят вокруг него и вокруг малых престолов и, поженившись Верховному Жрецу, возвращаются на свои места. Это символизирует мистический обряд обру­чения присутствующих адептов со Стихиями» [34].

И так далее в том же духе. Эти чудом сохранившиеся рукописи открывают нам удивительный мир, в котором жили московские розенкрейцеры.

Вселенная представлялась ими в виде семи " космических кругов", включающих в себя различные звёздные системы, каждая из которых имела собственное имя, и о которых им было всё известно: от количества обитаемых и необитаемых миров до числа комет, бороздящих межзвёздные просторы.

Они принимали дуализм древних религий, потому историю Земли рассматривали как поле битвы Света и Тьмы, Добра и Зла. Они считали, что каждый розенкрейцер должен пройти два посвящения — не только светлое, но и тёмное, чтобы уметь распоряжаться силами тьмы:

«Различается " ток Света" и " ток Тьмы", что дает нам Белое и Чёрное посвящение. Белое Посвящение, основанное на " токе Света", способствует эволюционному восхождению в область раскрытия сознания и достижения совершенства. Чёрное Посвящение, базирующиеся на " токе Тьмы", завлекает в об­ласть материи и затемняет сознание, мешая эволюции.

В астрале происходит вековечная, непрекращающаяся борьба светлых и тёмных сил, причём успех бывает то на одной, то на другой стороне. Настоящий переживаемый момент является моментом господства темных сил, т.е. сил, принуждающих к остановке на пути эволюции благодаря порабощению сознания материей. Избавление от уз материи совершается при сознании иллюзорности физического плана и направлению сознания на мир идей [...].

Розенкрейцеры обычно уделяют много места философскому понятию " добра-зла", рассматривая первое как освобождение от уз материи, а второе — как " окутывание" материей. В офи­циальном орденском учении " добро-зло" трактуется только с метафизической точки зрения. В практической магии, указы­вающей путь борьбы со злом, даются более конкретные ука­зания относительно носителей зла в астрале и способах борьбы с ними» [34].

Одна из самых главных ошибок советских розенкрейцеров заключалась в их самонадеянности. Они вполне осознанно стремились к власти — сначала, подобно историческим розенкрейцерам, к власти над стихийными силами Земли и Космоса, затем — к власти над мировыми силами зла, чтобы стать владыками мира и облагодетельствовать чело­вечество. Они считали себя защищенными этим знанием от людей и от стихийных духов, неуязвимыми для сил зла, в то время как вполне реальные его приспешники всё более и более сжимали вокруг них кольцо. И когда, наконец, в 1933-ем году ловушка ОГПУ захлопнулась и все розен­крейцеры во главе с новым Сен-Жерменом оказались на Лубянке, им оставалось только признать своё поражение.

Любопытно, что серьёзнее всего пострадали только готовившиеся вступить в Орден супруги Трущевы, для которых с тех пор начались мыкания по лагерям и ссылкам. Остальные розенкрейцеры, в том числе и Белюстин, были благополучно отпущены по домам, а Орден московских розенкрейцеров — закрыт.

По-разному сложились их дальнейшие судьбы. Биофизик Сизов, благополучно пережил аресты 30-х годов, после чего уехал с новой семьей в Сочи, где работал в каком-то биологическом институте Академии Наук СССР, откуда вернулся в Москву только в начале 50-х годов. Меньше повезло Веревину, но и его репрессии затронули лишь отчасти. Во время 2-ой Мировой войны он служил на Тихоокеанском флоте и даже охотно делился своими ок­культными знаниями с молодежью. Он сохранил весь свой архив и его " зелёный сундучок" с рукописями до сих пор кочует где-то среди потаённых российских розенкрейцеров [34].

Всё же кое-кто из розенкрейцеров, арестованных в середине 30-х, погиб в лагерях, кто-то вышел на волю после долгих мытарств. Но самая загадочная судьба, как и следовало ожидать, выпала на долю московского Сен-Жермена.

В третий раз Белюстин был арестован в апреле 1940-го года — в Сталинабаде, (Душанбе), куда он уехал для работы в местном Педагогическом институте в качестве преподавателя английского и немецкого языков. После ареста его привезли в Москву. На Лубянке в те годы была задумана грандиозная провокация против ученых-востоко­ведов, которых предполагалось объявить шпионами разных госу­дарств, спрятавшимися за покрывалом мистики, а главным сви­детелем по этому делу должен был выступить Белюстин при поддержке своих знакомых-масонов — Сергея Полисадова и Бориса Астромова. Привлекли было ещё и Тегера, найдя его в одном из лагерей ГУЛАГа, но он категорически отказался участвовать в этом спектакле и, после избиений в Лефортовской тюрьме, бывшего оккультиста вынуждены были отправить назад.

Несмотря на такие " накладки", всё шло, как задумано: состав­лялись протоколы, назывались имена, но когда дело было завер­шено, и Белюстин первый должен был предстать перед Военным Трибуналом, он отказался подписать себе расстрельный приговор, и дело лопнуло. С фактами в руках он доказал сначала вызван­ному прокурору, а затем и Военному Трибуналу, почему он не был и не мог быть шпионом, особенно после его освобождения в 1933-ем году, а всё, что написано в протоколах — их совместная со следователем выдумка. И... был оправдан по этому, самому страшному из пунктов обвинения!

Однако, поскольку он и теперь не отрицал своего особого положения в Ордене московских розенкрейцеров, на этом же судебном заседании Военный Трибунал приговорил Белюстина к 10 годам лагерей.

Где он отбывал свой срок? Когда умер? Всё это остаётся загадкой. Сведений о его смерти не смогли найти ни в 1957-ом году, когда по заявлению его вдовы он был полностью реабилитирован, ни теперь. Он сошёл с " физического плана" жизни, как настоящий граф Сен-Жермен, не оставив никаких свидетельств о своей смерти.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.