Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказка о Цыпленке, который Научился летать 3 страница






Но в каком? Уверен, ты быстро раскроешь и этот секрет. Просматривая факты от N 1 до N 15, ты поймешь, что они, оказывается, очень разные: большие и маленькие, простые и сложные, истинные и вымышленные, широко известные и почти неизвестные... В зависимости от значения фактов, а также от цели сообщения, от того, в какой последовательности намечается излагать эти факты, их и располагают в подготовительном списке.

И когда все факты собраны, у тебя остается одно — связывать их в единый текст. Так голые факты начинают облекаться в одежды объяснений и выводов. А происходит это следующим образом. Вначале из общего списка фактов выделяются узловые. В данном случае это факты N 9 (поэма о победе шведов), №13 (сведения о победе русских появились на страницах европейской печати не сразу) и N 15 (двойная победа Петра I — на поле битвы и в печати). Вокруг них группируются все остальные факты. Причем может оказаться, что либо их не хватает — и тогда журналист добирает новые факты, либо их в избытке — и после написания материала остается еще много неиспользованных фактов.

Чаще всего опытные газетчики набирают факты «с запасом». Они всегда предпочитают знать больше, чем требуется для написания материала в газету. Это предоставляет более широкие возможности для творчества, для понимания того, о чем ты пишешь.

10. Жечь ли сердца глаголом?

Говорят, что каждый, кто всерьез взялся за перо, обречен на вечные муки — муки слова. Это вранье. Я знаю десятки профессиональных журналистов, которые пишут легко и без всяких трудностей. Но читать их материалы не хочется...

Правда, есть немало и таких, кому приходится нелегко. Это те, кто вслед за В.В.Маяковским мог бы сказать о себе:

«Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

Такой трудоемкости требуют не только стихи. Этого нередко требуют и газетные материалы. Наши лучшие репортеры взвешивают каждое слово. И даже меряют его. Если чересчур длинное, ищут короткое. «Мгновенье» меняют на «миг», «кратковременный» — на «краткий», «анекдотичный» — на «смешной» и т.д.

Чего они хотят? В сущности, только одного: писать точно, ясно и коротко. К сожалению, это далеко не всегда получается.

«Прочитайте наши теперешние газеты — сколько в них воды! Если «декабрь», то прибавляют «месяц» — как будто декабрь может быть не месяцем, а вороной. Или «целый ряд ораторов», — как будто бывает половина ряда. Или «окружающая обстановка», как будто бывает обстановка не окружающая... И эту массу ненужного наборщики должны набирать, а сотни тысяч читателей должны тратить время на чтение пустопорожних слов и фраз».

Так оценил публицист М.С.Ольминский в самом начале 30-х годов наши газеты. Сравни сегодняшние. Почитай с этой точки зрения любимые свои газеты, и сам сделай вывод: удалось или нет им улучшить свой стиль. И еще подумай над тем, чем обернется для них знакомство с твоим материалом. Не добавишь ли ты пустопорожних слов?

Мой тебе совет: чтобы этого не произошло, старайся писать проще. Избегай канцелярщины. 'Уходи от всяких штампованных оборотов типа «побольше бы нам таких котов» (мышей, единиц и т.д.), «усталые, недовольные», «самоотверженный труд», «упорная борьба», «люди в белых халатах», «труженики прилавка», «простой человек» и т.п.

Пиши нормальным русским языком. Это значит — поменьше иностранных слов, техницизмов. Тем более, что с ними легко попасть впросак. Скажем, напишешь так: «Мы будируем этот вопрос». А потом выяснится, что «будировать» — это отнюдь не поднимать, не будить, а совсем наоборот.

Или другой случай. Агротехник сообщает: «Наши успехи — результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур». И не ведомо ему, что налицо языковая несуразица. Ведь агротехника — это система приемов возделывания сельскохозяйственных культур. Значит, получается масло масляное. Три последних слова в его тексте совершенно излишни.

Стремись к легкости изложения. Для этого чаще применяй простые распространенные предложения. Не теряй случая использовать пословицу или поговорку. Подыскивай подходящие сравнения. Помни, что мы живем в мире звуков и красок, что все вокруг движется. Живую мысль, живой факт ты должен поймать, как жар-птицу, и заключить в клетку из нескольких слов. Если тебе удастся, твой труд не пропадет втуне.

Учись у классиков. Они оставили нам множество глубоких наблюдений, касающихся техники работы со словом. Некоторые начинающие литераторы, стремясь овладеть этой техникой, по нескольку раз переписывают от руки полюбившиеся им произведения. Может быть, так и надо. А может быть, важно другое — понять общий ход мысли признанных писателей, направление их поиска.

Не стесняйся учиться хорошему письму: этому всегда добросовестно учились лучшие умы человечества. И, кстати, очень высоко ценили плоды такой учебы. Современники Цезаря утверждали, что великий полководец гордился своим писательским мастерством не меньше, чем победами на поле битвы.

Главное в любом письменном сообщении — ясность мысли. Люди поняли это уже в древности. И сознательно учились добиваться ясности изложения, применяя для этого специальные технические приемы. Напомню, что Аристотель в «Риторике», излагая свои рецепты для начинающих, замечает, что «написанное должно быть удобочитаемым и удобопонимаемым, а это — одно и то же». Древние мыслители установили и те типичные ошибки, которые допускает человек, впервые взяв в руки перо. О некоторых из них, наиболее опасных, сейчас ты узнаешь. Имей в виду, справедливость того, что установили древние риторы, подтверждается двумя тысячелетиями с лишком.

Итак, внемли. Самый большой недостаток письма — неразбериха мыслей и слов. Это когда смещались в кучу кони, люди, годы, жизнь и т.д. Представляешь, как это? Ни начала, ни конца, все свалено в одну корзину. Текст излагается без передышки, без знаков препинания, однообразными и часто повторяющимися словами, причем эти слова соединены между собой наспех, как попало. Читать такой Текст можно только под дулом пистолета.

Но даже такое жуткое произведение можно спасти, если последовать советам древних риторов. Перво-наперво надо определить цель — зачем это все написано. Далее четко выделить начало и конец. Отобрать ключевые слова. То есть те из них, которые обозначают самое главное в сообщении. Древние считали такими словами части речи — имена, глаголы и союзы. Причем к союзам они относили все, что не входило в имена и глаголы.

Один из выдающихся риторов древности Дионисий Галикарнасский в сочинении «О соединении слов» писал в этой связи:

«Строитель, когда ему доставят материал, из которого надо выстроить дом, — камни, бревна, глину и все такое, то он, чтобы выполнить свою задачу, заботится о трех вещах: первое, какой камень, бревно, кирпич с каким соединить камнем, бревном, кирпичом; второе, как и с какой стороны поместить каждое из таких соединений; третье, если что не будет укладываться, то отложить его, обтесать и придать удобный для кладки вид. О том же самом заботится и кораблестроитель. Нечто сходное с этим должны делать, как я утверждаю, и те, кто хочет хорошо соединять части речи».

Это не только полезная, но и очень увлекательная учеба. Сравнивая замечания одного, другого, третьего, начинаешь понемногу и сам приобщаться к таинствам словесного творчества. И попутно обращать внимание на подробности, которых раньше просто не замечал.

Вот, к примеру, одна из них.

«Глаголом жги сердца людей», —призывал в свое время пушкинский стих мастеров русского слова. Надо ли напоминать о том, что, говоря о глаголе, А.С.Пушкин имел в виду отнюдь не часть речи, обозначающую действие? Он имел в виду слово вообще, речь в целом. Именно так трактуется «глагол» в словаре В.И.Даля.

А вот А.Н.Толстой подходил к глаголу уже несколько иначе. В одной из бесед, касаясь писательского мастерства, он говорил следующее.

«В художественной речи главное это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь — это есть движение. Если вы найдете правильное движение, то вы тогда сможете спокойно дальше делать ваши фразы, потому что, если человек слез с коня, спрыгнул с коня, соскочил с коня, шлепнулся с коня, — все это различные движения, которые различные состояния человека описывают. Так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета».

Вот тебе и глагол! Читаешь размышления писателя о том, сколько различных оттенков выявляется в движении различными глаголами, и поневоле вспоминаешь категорическое утверждение фельетониста М.Б.Кольцова.

«Синонимов, т.е. двух слов, обозначающих одно и то же, на самом деле не бывает. И в том-то прелесть языка, в том-то его сложность... Если вы начнете как следует рыться в синонимах, то убедитесь, что для самого точного выражения вашей мысли есть только одно, определенное, точное слово».

Как видишь, это полностью расходится с тем, чему тебя учили в школе на уроках русского языка. Ты спросишь: что же делать? Кому верить? В этом тебе предстоит разобраться самому. Обязательно придется, раз уж ты решился ступить на путь, ведущий в газету.

Если же ты надеешься на подсказку с моей стороны, на первое время я тебя выручу. Значит, действуй так. Сердца жги глаголом (прежде всего), но также и существительным, и прилагательным, и наречием, и другими частями речи.

 

11.О любви-245слов

Ты по фене ботаешь? Иными словами, говоришь ли ты на воровском жаргоне? Если да, то это твое личное дело. А если нет, то нечего страшного: к нему мы больше не вернемся. Вопрос же тебе задан только для того, чтобы ты его запомнил и, когда будешь писать в газету, не писал подряд все те слова, которые слышишь на улице, включая жаргонные. Не каждое лыко в строку — гласит поговорка. И правильно гласит. Слово — единственный строительный материал для твоей информации, и оно должно быть высшего качества, если ты хочешь увидеть свою информацию в печати. Качество слова определяется его точностью. Самое лучшее слово — это то, которое точнее всего выражает твою мысль, передает все то, что ты увидел, услышал, запомнил и хочешь отразить на бумаге. Именно поэтому одно и то же слово в одном случае может быть точным, а в другом — нет. Тут все дело в отношении автора к описываемому предмету.

Вот сейчас ты читаешь книжку. Какая она? Скучная? Полезная? Тонкая? Допустим, из этих трех слов ты выбрал последнее. Значит, в данном случае оно и есть самое точное, поскольку отражает твое отношение к толщине книги, а не к ее изложению (скучная) или к практической ценности (полезная). Но вот ты читал, читал, потом зевнул и решил, что книжка не отличается живостью изложения. Теперь то, что она тонкая, тебя больше не интересует. Изменилось отношение — и самым точным стало слово «скучная».

Всякий раз, когда ты ищешь подходящее слово, то руководствуешься своим отношением к тому предмету, который описываешь. Чем больше предметов, чем они сложнее, тем больше тебе потребуется разных слов для их описания.

Вот что в связи с этим говорил А.Н.Толстой:

«Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами. Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония».

Значит, все слова берутся из головы? Это и верно и неверно. Верно потому, что когда пишешь, то, действительно, все слова идут из головы. Неверно потому, что слова не рождаются в голове, а поступают туда извне. Из жизни. Из общения с другими людьми. Из книг, газет, телепередач и т.д.

Многие журналисты целенаправленно пополняют свой словарный запас. Для этого они пользуются словарями, систематически выписывая из них незнакомые слова. «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке», — как-то заметил Вольтер. Он был прав. Не случайно словари такие большие. Например, словарь современного русского языка насчитывает 17 томов!

Конечно, на первых порах тебе столько не понадобится. При написании заметки легко можно обойтись Толковым словарем В.И.Даля или словарем Д.Н.Ушакова: оба они состоят из 4-х томов. На худой случай сойдет и однотомник С.Ожегова, содержащий всего 52872 слова.

Надеюсь, ты сумеешь правильно ими распорядиться. Научишься отличать архаизмы от неологизмов — устарелые слова от новых, синонимы от омонимов — разные слова с одинаковым значением от одинаковых с разным значением, а те и другие от антонимов — слов с противоположным значением. Будешь легко обращаться с иностранными словами, со специальными терминами, с жаргонными словами и просторечиями.

Все это — увлекательнейшая работа для тех, кто любит и понимает слово. Можешь начинать ее уже прямо сейчас. Попробуй подобрать самый подходящий, на твой взгляд, эпитет к слову «любовь». Напомню, что эпитет в переводе с греческого означает приложение. И, действительно, это такое слово, которое не имеет самостоятельного значения, а прилагается к другому слову для обозначения свойства, качества или признака предмета.

Впрочем, хватит рассуждать. Лучше все-таки попрактиковаться. Специально для этого случая я отобрал тебе имеющиеся в словаре 47 эпитетов к слову «любовь» — выбирай самый подходящий.

Бесконечная, бессмертная, быстротечная, верная, вечная, давняя, длинная, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, кратковременная, крепкая, легкокрылая, мимолетная, минутная, молодая, негасимая, негаснущая, недолгая, незакатная, неизжитая, неизменная, неиссякаемая, неистребимая, немеркнущая, неожиданная, непоколебимая, неразлучимая, нетленная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя, продолжительная, прочная, ранняя, скоропалительная, скороспелая, старая, стародавняя, эпизодическая, эфемерная, юная, юношеская.

И еще 182 эпитета о силе и глубине любви, ее других сторонах и качествах.

Безбрежная, безграничная, безгрешная, беззаветная, безмерная, безмолвная, безнадежная, безоглядная, безответная, безотрадная, безраздельная, безумная, бескорыстная, беспечная, беспокойная, беспредельная, бессловесная, благоговейная, болезненная, большая, братская, вакханальная, великая, взаимная, возвышенная, ворованная, восторженная, всевластная, всепобеждающая, всепоглощающая, всепрощающая, всесильная, всесокрушающая, высокая, выстраданная, глубокая, гордая, горькая, горячая, грешная, грубая, грустная, девственная, деятельная, докучливая, драматическая, жадная, жаркая, жгучая, жертвенная, живая, животная, заботливая, замечательная, земная, злая, знойная, идеальная, искренняя, исступленная, кипучая, кипящая, книжная, красивая, короткая, лживая, лирическая, маленькая, мечтательная, могучая, молчаливая, монашеская, мрачная, мученическая, мучительная, мягкая, мятежная, наивная, нестоящая, небесная, небывалая, невинная, нежная, неземная, нелепая, немая, ненасытная, необоримая, необыкновенная, неомраченная, непобедимая, непосредственная, непреоборимая, неприкрытая, неразделенная, несбыточная, несказанная, несчастливая, несчастная, низменная, обманутая, обоюдная, огромная, острая, отвергнутая, откровенная, печальная, плаксивая, пламенная, платоническая, плотская, поддельная, подлинная, подобострастная, прочная, поруганная, поэтическая, прелестная, пресная, призрачная, приторная, проклятая, простодушная, простосердечная, пылкая, пьяная, радостная, ревнивая, ревностная, робкая, ровная, романтическая, самозабвенная, самоотверженная, самоотреченная, светлая, свободная, святая, сентиментальная, сердечная, серьезная, скромная, скрытая, сладкая, сладостная, сладострастная, слащавая, слепая, созерцательная, солдатская, страстная, стыдливая, сумасшедшая, суровая, счастливая, тайная, телесная, терпеливая, тихая, томная, тоскливая, тоскующая, трагическая, трепетная, трогательная, трудная, тяжелая, тяжкая, угарная, удачливая, умиротворенная, упрощенная, усталая, фальшивая, хорошая, целомудренная, чистая, чувственная, чуткая, шаблонная, эгоистическая, эгоистичная.

И, наконец, еще 16 редких эпитетов на ту же тему.

Благоухающая, воздушная, всевыносящая, всепожирающая, грозная, испепеленная, картонная, мозговая, ненавидящая, неспелая, овечья, свежая, смертельная, соловьиная, сухая, туманная.

Итого 245 слов. Какое из них тебе более всего по душе? Наверное, ты не сразу определишь. Это, действительно, не просто. Но имей в виду, что обычно поиск и отбор необходимых слов журналист производит непрерывно, пока пишет свой материал, и делает это в уме, без словаря. Если за каждым словом лезть в словарь — жизни не хватит. Это с одной стороны. А с другой — работу со словарем нельзя выполнять мимоходом: мало чего запомнится. Вот почему словарем обычно занимаются в свободное от написания информации время. Читают его внимательно, как учебник. Слова, особенно незнакомые, оценивают — подойдут они или нет для будущей информации. Подходящие берут на заметку — выписывают в тетрадь или на карточки. Я предпочитаю карточки — они мне напоминают кирпичи.

12.Некоторые детали из опыта Красной Шапочки

-Бабушка, а почему у тебя такие большие ушки?

-А это чтоб получше расслышать, дитя мое, чтобы тебя получше расслышать.

-Бабушка, а почему у тебя такие большие зубки?

-А это, чтоб тебя лучше съесть, дитя мое, чтоб тебя лучше съесть.

Красная Шапочка не писала в газеты, но ее опыт может тебе пригодиться. Заметил ли ты две детали, которые вызвали ее удивление? Большие ушки и большие зубки. У бабушки таких не было. У нее были обыкновенные ушки и обыкновенные зубки. А большие — значит не бабушка. Значит кто-то другой. В данном случае — Серый Волк.

Приведенный выше диалог Красной Шапочки с Серым Волком — прекрасная иллюстрация одного из простейших технических приемов, широко используемых репортерами. Этот прием называют детализацией. Он состоит в следующем. Описывая что-то, рассказывают об этом «что-то» не в общем и целом, а конкретно и по частям (по деталям).

Например, надо описать человека крупного телосложения. Если делать это с помощью эпитетов (высокий, длинный, могучий, крупный, большой и т.д.), вряд ли можно слепить что-то запоминающееся. Другое дело, если выделить основные, наиболее броские детали. Скажем так. Высокий рост. Длинные ноги. Могучие плечи. Крупная голова. Большие руки. Не правда ли, уже лучше?

Дальше можно в нескольких деталях (комбинезон, ботинки) описать униформу «командос», его вооружение, дать еще две-три дополнительных детали (полуобнаженный торс, бицепс с кулак, пальцы как болты) и— в воображении читателя уже складывается некто, вроде Сталлоне.

Не правда ли, похоже на мозаику? Или на строительную игру с кубиками? На задачи из «Юного конструктора»? Или на геометрические головоломки? Или на работу художника, выписывающего детали будущей картины задолго до того, как он возьмется за саму картину?

Деталь должна быть зримой, легко схватываемой внутренним взором. Таково главное требование. Если деталь воспринимается читателем мгновенно, значит она верна. Именно из таких точных деталей надо складывать свое сообщение в газету — тогда не будет промаха.

13.Самое счастливое число

Один счастливчик выиграл в лотерею 1 доллар, другой — 1000 000 долларов. О ком ты сообщишь в редакцию? Ясно, что о миллионере. Может быть, этот простой пример лучше других поможет тебе понять, какую важную роль играет цифра в информационном материале. Сплошь и рядом цифра оказывается важнее любого слова, но не всякая цифра. Вспомни про 1 доллар в начале абзаца — и ты со мной согласишься.

Впрочем, можно привести и другой пример. В классе шестом или седьмом кому-то из учителей пришло в голову проверить нас на гениальность. Нас попросили быстро называть нечетные числа — первые, что приходили в голову. Ясное дело, ответы полетели, как из рога изобилия. Пять! Семь! Три! Девять! Семнадцать! Сто одиннадцать! И так далее.

Тут кто-то из моих одноклассников поднапрягся и изобразил совсем уж умопомрачительную цифру. Она состояла из 111 единиц. Не сумев ее прочитать, наш одноклассник представил изображение на бумажке. К сожалению, и ему не повезло. Как выяснилось позже, гений должен был найти самое простое решение — 1.

В этом случае единица — в центре внимания. Схожая ситуация получилась и на памятном нам уроке истории, где Петя Петров отвечал на вопрос о Полтавской битве. Но в первом случае, когда проверяли на гениальность, единицу можно назвать счастливым знаком, а во втором — сам понимаешь...

Вообще говоря, счастливым для информации может быть любое число. Даже 13, о чем свидетельствует, например, опыт Г.К.Каспарова, который уже много лет не устает подчеркивать, что именно эта цифра приносит ему неизменный успех в шахматных соревнованиях.

Во всех случаях главное, чтобы цифра была понятной. Сравнимой. Должно быть сразу ясно, что стоит за данной цифрой.

Скажем, завезли 5 тонн эскимо. Это много или мало? Хорошо или плохо? Трудно сказать, если ничего более не известно. Такая цифра не понятна, она вызывает раздражение. И ее выбрасывают в корзину вместе с материалом.

Совсем иной коленкор, если 5 тонн эскимо завезли к тебе на квартиру. Сразу ясно, что это хорошо. Даже замечательно! Смело пиши об этом в газету.

И все же среди великого множества чисел есть одно, несомненно, самое счастливое. Его очень любят в газетах. Именно это число, бывает, является единственной причиной, из-за которой журналисты иной раз публикуют даже откровенно слабую заметку, дорабатывая ее и перерабатывая вместо автора.

Это число — все-таки единица. А точнее первый, первая, первое. Первый в мире космонавт. Первая атомная электростанция. Первое извержение вулкана на улице Маросейка.

 

14. Как написать одну строку

Петя читает книгу... Как ты думаешь, три предыдущих слова, касающиеся того, что делает Петя, и связанные мной в одно предложение, — что они означают? О чем там вообще идет речь? Только не спеши с ответом, а то попадешь пальцем в небо.

Прежде чем ты попытаешься ответить, прошу обратить внимание на то, что приведенное в первой строке простое распространенное предложение отличается значительной сложностью. Оно может иметь, по меньшей мере, три значения, а именно:

1. Петя читает книгу (а не журнал).

2. Петя читает книгу (а не просматривает).

3. Петя читает книгу (а не ты).

Вот такие дела. Теперь, когда ты уже достаточно вооружён знаниями, проливающими свет на неопределенность этой простенькой синтаксической конструкции, должен тебе признаться, что данное предложение — далеко не самое сложное из тех, которые тебе предстоит сооружать, возводя здание информации.

Однако вернемся к Пете. Смысл приведенного предложения легко угадывается в устной речи. Срабатывает интонация. Выделенные слова произносятся с ударением — и все становится ясно.

Правда, и на письме у тебя есть в запасе некоторые варианты. В этом можешь убедиться, переставив выделенные интонацией слова в конец предложения:

1. Читает Петя книгу.

2. Петя книгу читает.

3. Книгу читает Петя.

Как видишь, можно добиться определенности и на бумаге. Достаточно применить инверсию — целенаправленно изменить порядок слов в предложении.

Вот сколько различных сочетаний дают только три слова в простом распространенном предложении. А если слов пять, шесть, семь или десять, а то и пятнадцать? Можешь себе представить, какую работу надо с ними проделать, чтобы добиться смысловой точности.

Конечно, время от времени тебе будут попадаться и предложения полегче. Например, состоящие из одного слова.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Прекрасно. Восхитительно. Неподражаемо. Но, к сожалению, к случаю с Петей подобное решение не подходит. В самом деле, как повернуть ранее рассмотренную нами конструкцию на рельсы назывных предложений?

Петя. Книга. Чтение.

Нет, не то! Совсем не то...

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» глубоко и обстоятельно раскрыл весь процесс производства одной поэтической строки. Есть смысл внимательно ознакомиться с его опытом.

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована, и, наконец, последняя 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку отдельных слов».

Честное слово, одна строка информационного сообщения достигается не легче!

15. Как написать абзац

Если тебе удалось написать хоть одно предложение, ни в коем случае не останавливайся на достигнутом. Смело иди дальше. Берись за абзац! Не надо бояться предстоящих трудностей. Лиха беда начало, и вообще горшки обжигают не боги.

В конце концов не так страшен абзац, как его малюют иные теоретики. В самом деле, что это такое? Всего лишь какая-то часть текста между двумя отступами. Написав одно предложение, можно начать с отступа второе, и тогда первое, какое бы оно ни было короткое, составит абзац. Не веришь? Ну, вот тебе четыре следующих абзаца из четырех предложений.

Чего проще: одно предложение — один абзац.

Правда, на таких простых абзацах далеко не уехать.

Частые отступы затрудняют чтение и вызывают раздражение читателя.

Но и сразу браться за сложные абзацы тоже рискованно.

Л.Н.Толстой нередко употреблял длиннейшие предложения, что, естественно, влияло и на размеры его абзацев. Сложность синтаксических построений в толстовском абзаце отражает глубину и сложность мыслей писателя. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» — во всех этих романах часто встречаются абзацы, превышающие страницу.

Но заметка в газету — это все-таки не роман. Ее надо писать по-другому. Обычный газетный абзац должен быть значительно короче. Несколько строк — не более. Иначе текст будет трудно читаться в газете, где колонка намного уже книжной.

Примет ли такая колонка в качестве абзаца одну строку?

Без сомнения. Посмотри на строку, расположенную выше. На ту самую строку, в которой поставлен вопрос. Она сразу привлекает к себе внимание. Верно? А все потому, что она выделена в абзац.

Используя данный прием, можно легко подчеркнуть важную мысль, не прибегая к подчеркиванию. То есть выделить ее абзацем. Одна мысль — один абзац. И точка. Или другой какой знак. Скажем восклицательный.

Прекрасное выделение!

Однако вернемся к обычному абзацу. Работая над его созданием, творцу этого абзаца лучше всего исходить из следующего. Абзац — это несколько законченных мыслей, тесно связанных между собой. Последовательность и связь мыслей здесь так же важны, как последовательность и связь слов в предложении. Вот почему создателю хорошего абзаца приходится думать над тем, с чего его начать, что дать в середине и чем закончить.

Может быть, лучше всего начать абзац самой главной мыслью. Или мыслью, которая сразу обращает на себя внимание. Например, взять афоризм, парадокс, каламбур, шутку.

«Обыкновенная столовая ложка становится произведением искусства, если она сделана в Хохломе».

Блестящее начало для абзаца, в котором речь идет о народных промыслах. Но можно открыть абзац и конкретным фактом.

«Сегодня утром в Норильске не взошло солнце: началась полярная ночь».

Не правда ли, энергично? Вполне годится как начало для описания экзотических буден северян. Понятно, что для жителей средней полосы, не говоря уже о южанах, придется поискать что-то другое.

Конечно, совсем не обязательно при написании абзаца брать в качестве зачина факты космического характера. Можно взять и что-нибудь попроще, попривычнее.

«Два школьника, случайно оказавшись во время урока на помойке, заглянули в большую картонную коробку из-под вина и обомлели: она была почти доверху наполнена сторублевыми купюрами».

 

16. Шесть моделей, не считая той, которую ты придумаешь сам

Следует иметь в виду, что богатая журналистская практика выработала различные модели абзаца, которые можно умело варьировать при написании сообщений в газету.

Что это за модели? Обращаю внимание на некоторые из них.

Хронологическая. Так можно называть простейшую модель.
Она характерна тем, что автор рассказывает все «по порядку». То есть последовательность предложений определяется последовательностью событий, которые подлежат описанию. Так сказать, действует принцип «что вижу, то пою».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.