Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кант: революция в способе мышления






Философию Канта делят на два периода - докритический (до начала 70-х годов XVIII века) и критический, когда Кант начал исследовать ограничения разума. Результаты своих исследований он изложил в своих известных трудах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» и многих других.

Кант в своей работе «Критика чистого разума» рассматривает четыре таких антиномии:

1. Мир имеет начало во времени и пространстве. Мир не имеет начала и во времени, и в пространстве.

2. Любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого.

3. Все в мире происходит по необходимости. Однако этого недостаточно для объяснения всех явлений. Поскольку в мире есть действия, которые осуществляются без необходимости, свободно. «Существует свободная причинность. Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы».

4. В мире есть необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности в мире, ни вне его.

То есть, Кант обратил внимание на противоречия «чистого разума», которые, по его мнению, являются неразрешимыми, антиномичным. Другими словами «чистый разум» может доказать первую часть антиномии и опровергнуть вторую и наоборот, может доказать вторую и опровергнуть первую.

Это учение Канта об антиномиях «чистого разума» сыграло важную роль в развитии диалектики. Положительным в учении Канта было представление о роли антагонизмов в общественном развитии и о необходимости вечного мира, которого можно достичь через взаимопонимание между народами, международную торговлю, сотрудничество, учет взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела государств, статус-кво границ и т.д.

Иоганн Готтлиб Фихте -немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Главной проблемой этики Фихте считал противоречие между необходимостью и свободой. Под влиянием Спинозы он признает, что свобода человека и вся его духовная деятельность вообще детерминированы таким же образом, как и физическая природа. Человек подчиняется закону причинно обусловленности не только как часть или явление природы, но и как субъект гражданского исторического процесса. Упомянутая детерминированность определяется настолько жесткой, что Фихте признает все понятия о случайности лишь кажущимися, такими, возникающие из недостаточного понимания сути дела, с неосведомленности.

Как и Спиноза, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании необходимости. Однако, в отличие от Спинозы, Фихте вводит понятие «степени» свободы, фиксирующий доступность свободы людям в зависимости от уровня исторического развития общества, в котором индивид находится, а не от индивидуальной мудрости. Свобода состоит не из изъятой природной или общественной необходимости, а по добровольному подчинение индивида законам и целям человеческого рода. Такое подчинение базируется на общественном познании необходимости. Постановка проблемы в историческом контексте помогает Фихте показать, что существуют различные степени свободы, обусловленные различием исторических эпох. При формулировании положений своей философии Фихте систематически выводит, фиксирует логические категории. Руководствуясь «антитетично» методом, он движется от теоретических общих положений - через рассмотрение ощущений, созерцания, воображения, а также мышления (усмотрению, способности суждения, разума) - с положениями практического разума с его свойствами и устремлениями. Излагая порядок развития категорий, Фихте показывает, что субъект последовательно поднимается от низших ступеней теоретической деятельности к высшим. Таким образом, метод «науковчення» воспроизводит историческое развитие человеческого духа, естественный процесс развития способности мышления.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - выдающийся немецкий философ, идеалист. В философской эволюции Шеллинга философия природы - важнейший этап. Если для Фихте значение природы состояла в том, что она противостоит нравственности, а последняя побеждает природные свойства субъекта, то для Шеллинга, наоборот, природа - самостоятельный предмет философского исследования. Учение о динамических противоположности в природе Шеллинг дополнял учением о противоположности в познании. Природа, по Шеллингом, есть становлением духовного начала «интеллигенции»; если в человеке духовность осознает себя, то в природе она - бессознательная. В разработке понятия ступеней развития сознания Шеллинг близкий к «науковчення» Фихте: сознание начинает с чувств, затем поднимается до уровня интеллигенции, достигает предела рефлексии, окончательно завершается актом волеизъявления, с которого начинается практическое «Я». На первой стадии «Я» созерцает себя как ограниченное со стороны «не-Я». На второй стадии к внешнему созерцания присоединяется внутреннее, самоощущение при этом доминирует. Достигнув понимания собственной спонтанности, самоопределения, сознание начинает познавать себя и свои свойства как подвластные необходимости и как свободные.

Философия тождества

Философия откровения. Бог, по Шеллингом, это - прежде всего личность. Разница между Богом и человеком в том, что Бог как личность абсолютно свободен и бесконечен, а человек ограничен

Людвиг Андреас Фейербах - выдающийся немецкий философ, сначала один из последователей Гегеля, позже - создатель самобытной философской концепции материалистического направления, получившего название «антропологический материализм». Фейербах предложил отличное от традиционного понимания философии, ее прошлого и современности, роли в обществе и отношения к религии. По Фейербаху, в мире начинается новая эпоха - пост-христианская. Религия отмирает, ее место в культуре освобождается, и занять место должна философия. Одновременно и сама философия должна измениться: она не должна стать простым или негативным (в гегелевском понимании) возражением религии. Философия - это словно «смысл» в религии. Она также вырастает из сущностных аспектов человеческого сознания. И то, и другое должна объединить в себе «философия будущего», но в этом объединении должны исчезнуть, устраниться слабые стороны и философии, и религии. Фейербахивськи представление о Человеке были получены путем критического перетолкования христианских идей. Фейербах отдал ли приписал Человеку лишь те качества («предикаты»), которые религия приписывала богу. На его мнению, бог - это отчужденная и объективируем сущность человека (или, иначе говоря, бог является некоторым символически закодированным изображением сугубо человеческих свойств и качеств). Именно в том, что боги образованные по образу и подобию людей, и коренится, за Фейербахом, смысл и ценность религиозного сознания, основа ее действенности в истории. Но недостаточно только понимать природу религии, считает Фейербах, - критиковать ее означает сводить, или редуцировать, религиозные образы и ценности в их земных прообразов. Перетлумачений таким образом содержание религии как раз и ведет, за Фейербахом, до настоящего понимания сущности человека.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель немецкий философ создал систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности мирового духа, его понадрухы в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Диалектика рассматривалась также как противопоставление тезиса, антитезиса и синтеза, разрешения противоречий.

Трехуровневый состав гегелевской философии

Весь мировой процесс согласно Г. является саморазвитием мирового духа. Идеализм Г. является философией становления. Абсолютное является результатом развития. Оно есть, наконец, тем, чем оно действительно есть. Задачей философии является саморазвитие духа - созерцать думая. При этом не только философ распознает мировой дух в своем развитии, но и мировой дух является тем, кто думает в философии. Продвижение в философии происходят через откровение духа. Каждая философия времени показывает состояние развития мирового духа. Задачей философов является обрамить его время в мыслях. Указанный процесс развития и познания осуществляется в трех ступенях развития, которым соответствует три философские дисциплины:

1. Философия логики: 2. Философия природы: 3. Философия духа:

3.1. Субъективный дух: дух начинает переходить из состояния антитезы в состояние синтезы. В отдельном человеке дух начинает осознавать самого себя. «Человек знает о Боге в том смысле, что Бог в человеке знает о самом себе». Считается, что это пантеистический Бог, а не христианский, хотя Г. пытался дистанцироваться от такого упрека.

3.2. Объективный дух: царством объективного духа является право, мораль и «нравственность» - семья, гражданское общество, государство, а также (политическая) история человечества, в которой развиваются все эти институты.

3.3. Абсолютный дух: его составляющими являются

3.3.1. Искусство: противоречия между субъективным и объективным духом в обществе является причиной движения истории. В произведении искусства субъект и объект показан в гармонии.

3.3.2. Религия: над искусством стоит религия. Она есть внутренняя гармония субъекта и объекта, а находится в искусстве в форме внешней чувственности.

3.3.3. Философия: высшая форма, в которой существует абсолютный дух.

Критика: Гегель перешел границы, которые намечены Кант.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.