Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агностицизм Юма




Традиция агностицизма берет начало в философии Беркли, который считал, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступил с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основного закона познания - причинности, что, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и домислюваних к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три " ряда опыта»: впечатления, вера в существование предмета, идея. Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельного, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельного предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому спрашивать, существуют тела или нет, бесполезно. Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельного объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивание мира (феноменов) и избежание вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом.

Философия Нового времени историческими предпосылками своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI-XVII века, становление экспериментального природознаства. Она утверждала свои засадный принципы в борьбе с феодальной идеологии, средневековой схоластикой, религией и церковью, продолжая духовное достояние эпохи Возрождения. Важнейшей особенностью философии Нового времени была ориентация на естествознание, тесная связь с проблемами методологии научного познания, в котором она видела главное средство нравственного и социального обновления человечества, утверждение человеческого достоинства, свободы и счастья. Главную свою задачу философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания, концентрируя основную свою проблематику вокруг методологии научного познания и гносеологии. На этой основе формируются в философии XVII в. два противоположных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм провозглашает, что основное содержание научное познание получает из чувственного опыта, в знаниях нет ничего, чего бы раньше не было в чувственном опыте субъекта. Рациональное познание, разум не привносит никакого нового содержательного знания, а лишь систематизирует данные чувственно-сенситивного опыта. Рационализм отмечает, что основное содержание научного знания достигается через деятельность разума, рассудка и интеллектуальной интуиции, а чувственно-сенситивные познание лишь подталкивает ум к деятельности. Идеалом знания как эмпиризм, так и рационализм считали математику, а основными характерными чертами истинного знания признавали всеобщность, необходимость, сущность. Основателем эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который основные свои идеи высказал в трудах " Новый органон" (1620) и " О достоинстве и приумножении наук" (1623). Главная задача философии Ф. Бэкон определяет как познание природы и овладения ее силами, а для этого необходимо разработать соответствующий метод, который бы кратчайшим путем вел к истине, правильно ориентировал познавательную и практическую деятельность человека, максимально увеличивая ее эффективность. Однако для восприятия нового метода необходима значительная подготовительная работа, которая бы ликвидировала причины, задерживающие познавательный прогресс. Новый метод может встретить на своем пути много препятствий, ложных представлений, предрассудков, которые, словно призраки, отвлекают познания от истины...»


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.