Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторное ЗАНЯТИЕ № 13.






Тема: Психологический климат в группе

Цель: рассмотреть понятие группы, её виды и характеристики, изучить и провести методики по выявлению референтных групп личности, по диагностике психологического климата групп и определение социометрического статуса члена группы.

Предмет и содержание работы

Основные понятия: группа, виды групп: условные и реальные, лабораторные, естественные, большие, малые, «первичные», «вторичные», «формальные» и «неформальные», референтная группа, группа членства, психологический климат группы, ЦОЕ (целостно-ориентационное единство), межличностные отношения, социометрия, социограмма, социометрический статус, «социометрическая звезда», «нейтральные», «аутсайдеры» (отверженные).

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Выводы.

Оборудование, технические средства, инструмент: учебная аудитория, мультимедийное оборудование, экспериментальный материал дляпроведения методик «Референтометрия», «Измерение психологического климата классного коллектива», «Социометрия. Межличностные отношения».

Порядок выполнения работы:

1. Рассмотрение теоретических вопросов по теме «Психологический климат в группе»

1.1. Понятие референтной группы, её особенности, функции и значение.

1.2. Психологический климат группы и его диагностика.

1.3. Понятие межличностных отношений и их особенности.

Проведение психодиагностических методик

Практическая часть.

2.1. Методика «Референтометрия».

Цель: выявление референтных групп личности.

Ход работы: испытуемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (I А) и список людей, окружающих их ( IIБ). Необходимо осуществить выбор по каждому вопросу-ситуации не менее 2-х человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществления выбора, у испытуемых забирают список II Б и просят по 5-бальной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц.

I А

1. С кем Вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажите?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?

4.Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может Вам указать на ваши недостатки, кого Вы больше послушаетесь?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может вам помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для Вас примером в жизни?

9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всех?

10. С кем Вы больше всего откровенны?

II Б.

1. Родители (отец, мать).

Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

Брат, сестра.

Взрослый знакомый.

Знакомый родителей.

Друзья.

Лучший друг, подруга.

Компания, приятели.

Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по кружку, секции, студенты и т.д.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором Вы знаете от других.

15. Литературный персонаж.

Обработка полученных данных: Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений. Затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2-3 лица, имеющие наибольше количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного школьника.

2. 2. Методика «Измерение психологического климата классного коллектива»

Инструкция: предлагаются 3 вопроса, по каждому из них необходимо оценить свой класс, пользуясь 5-бальной шкалой:

1. Всегда волнует - 5 баллов;

2. Чаще всего - 4 балла;

3. Волнует в половине случаев - 3 балла;

4. Чаще не волнует - 2 балла;

5. Совсем не волнует - 1 балл.

Вопросы:

1. Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

2. Всегда ли Вы оказываете помощь друг другу в учебе?

3. Все ли ответственно относятся к учебе?

Обработка результатов:

Вычислить средний балл группы:

X = (а + б + в): 3 х N,

где а, б, в, - бальные оценки по вопросам,

N - число испытуемых.

Критерии оценок:

Если X > 4, 5 балла - показатель психического климата высокий, оценка 3 балла.

Если 3, 5 < X < 4, 5 - средний, оценка 2 балла.

В остальных случаях - низкий, оценка 1 балл.

 

3. Методика «Социометрия. Межличностные отношения».

Цель: выявить межличностные отношения в коллективе учащихся класса с целью последующего исследования и использования в воспитательной работе.

Ход работы: эксперименту предшествуют наблюдения за взаимоотношениями учащихся, за тем, кто из них пользуется наибольшим авторитетом и влиянием, а кто фактически оказывается вне коллектива, как те и другие реагируют на свое положение. Эксперимент проводится со всем составом класса.

Инструкция: обращаясь к классу, учитель говорит: «Ребята, в следующий четверг я хочу рассадить вас с учетом ваших пожеланий. Для этого на листе бумаги напишите свою фамилию, а также 3 фамилии тех учеников, с кем бы вы хотели сидеть вместе, последовательность записи - в порядке предпочтения. Учитывая то, что я, возможно, не смогу удовлетворить все ваши просьбы, особо укажите, с кем бы вы хотели сидеть в первую очередь. Если ученик не захотел выбирать товарища, то сдает листок только с указанием своей фамилии. Время выполнения - 10 - 15 минут.

Полученные данные необходимо оформить графически в виде социограммы (рисунок). Для этого начертите 4 концентрически расположенных окружности. В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, во втором круге - 3 - 5 выборов, в третьем круге -1-2 выбора и в четвертом - учащиеся, не получившие ни одного выбора.

Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в первом и во втором кругах, занимают благоприятное положение в класс, а учащиеся третьего и, особенно, четвертого кругов имеют неблагоприятное положение среди сверстников.

Девочек расположите в левой части социограммы, мальчиков - в правой. Односторонние выборы обозначить прерывистой линией со стрелкой в сторону выбранного, взаимные выборы - сплошной. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветными карандашами.

← односторонние выборы

↔ взаимные выборы

Для выяснения мотивов выбора, проведите индивидуальную беседу с каждым учащимся, с целью воздействия на взаимоотношения упрочивания положения в коллективе.

Для определения устойчивости межличностных отношений и эффективности воспитательных мер воздействия, эксперимент следует повторить через 4-6 месяцев.

Подводя первые итоги исследования, выясняем следующее:

Что обеспечивает тому или другому человеку определенное место в структуре межличностных отношений в классе.

Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом?

Является ли «Звезда» фактическим лидером данной группы? Чем объясняется положение в коллективах тех, кого никто не выбрал?

Чем вызвано наличие обособленных группировок?

Что в них объединяет детей?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.