Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов.






 

Известные советские ученые Кутафин О.Е. и Шеремет К.Ф. следующим образом определяют понятие компетенции. «Компетенция местного Совета является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей». (См. Кутафин О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов: Учеб. пособие. – М.: Юрид. лит., 1982. – 232 с.). Таким образом, составной частью компетенции органов местного управления и самоуправления являются их полномочия и предметы ведения.

Они же следующим образом определяют предметы ведения: «Предметы ведения – это те общественные отношения, в которых орган государства (в данном случае – местный Совет) юридически компетентен». Далее они пишут: «Так, нередко в статьях законов и других актах предметы ведения излагаются одновременно с задачами и полномочиями органа в различных областях его деятельности. Это дает возможность избежать формального закрепления компетенции, упрощает структуру законодательного акта» (Там же с. 27.). «Законодательные акты о местных Советах содержат подробный перечень всех предметов ведения этих органов. Предметы ведения закрепляются в главах, которые называются «Компетенция» или «Права и обязанности» Совета. В них перечисляются области государственной жизни и применительно к ним указываются полномочия или соответствующие права и обязанности Совета» (Там же с. 28.). «Определение предметов ведения как элемента компетенции местного Совета отнюдь не означает, что сами общественные отношения включаются в компетенцию Совета. Указанные общественные отношения остаются объектом компетенции, они суть среда, в которой действует местный Совет» (Там же с. 29.). Применительно только к ним местные органы власти вправе принимать властные решения. То есть, другими словами, предметы ведения – это области, сферы деятельности, в которых органы местного управления и самоуправления вправе принимать правовые акты для их регулирования.

Кроме того, в Конституции Республики Беларусь, например, в ст. 120 говорится о вопросах местного значения. Так, «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов».

Т.е. они могут регулировать лишь те общественные отношения, лишь те вопросы местного значения (данный термин используется в законодательстве, но не раскрывается, не ясно, что под ними понимается, они не определены в законодательстве конкретно, не названы, они являются в основном одинаковыми для всех уровней местных Советов депутатов – областного, базового, первичного.).

В России под вопросами местного значения понимается согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». Следует отметить, что в РФ вопросы местного значения излагаются в данном Законе в отдельной главе в отдельных статьях, применительно к поселению, муниципальному району и городскому округу. В законе отсутствуют отдельные статьи, названные «компетенция или полномочия» органов самоуправления. В России несколько иной порядок изложения компетенции, чем в Республике Беларусь, другая логика законодателя, но ничего в этом страшного нет. Можно излагать и так.

Таким образом, «Содержательным компонентом предметов ведения местного самоуправления являются вопросы местного значения» (См. Антонова, Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления: монография / Н.А. Антонова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 167 с.). Другими словами, вопросы местного значения относятся к предметам ведения местных органов власти.

Под предметами ведения понимается круг вопросов, определенных в законодательстве, по которым органы местного управления и самоуправления вправе принимать решения. Однако следует помнить, что не по всем вопросам местного значения органы местного управления и самоуправления вправе принимать самостоятельные решения.

Под полномочиями понимаются права и обязанности органов местного управления и самоуправления.

В ст. 17 Закона о местном управлении и самоуправлении закреплена компетенция местных Советов депутатов всех уровней, в ст. 18 – особенности компетенции местных Советов областного уровня, в ст. 19 – базового уровня, в ст. 20 – первичного уровня. Поэтому следует отметить, что вопросы местного значения для трех уровней местных Советов депутатов в какой-то большей части являются одинаковыми, а в какой-то части, меньшей, являются разными.

Согласно ст. 17 Закона о местном управлении и самоуправлении компетенция Советов следующая:

1. Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

1.1. представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

1.2. утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;

1.3. утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;

1.4. утверждают региональные программы, концепции (Советы первичного уровня - планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;

1.5. определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы (далее, если не указано иное, - коммунальная собственность);

1.6. распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием;

1.7. устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы;

1.8. предоставляют или поручают местным исполнительным и распорядительным органам предоставлять в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;

1.9. определяют ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставки платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов);

1.10. решают вопросы административно-территориального устройства;

1.11. назначают местные референдумы;

1.12. координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления;

1.13. содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;

1.14. участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей;

1.15. участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

1.16. утверждают регламент и структуру Совета;

1.17. ежегодно утверждают смету расходов Совета;

1.18. решают вопросы признания полномочий депутатов Совета, досрочного прекращения их полномочий;

1.19. избирают и досрочно освобождают от полномочий председателя Совета и его заместителя (заместителей);

1.20. утверждают в должности председателя исполкома;

1.21. образовывают и упраздняют органы Совета, утверждают и изменяют их состав, избирают и освобождают от полномочий председателей и заместителей председателей (при их наличии) этих органов;

1.22. решают вопросы об участии в создании ассоциаций, указанных в части первой пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, о вхождении или выходе из них;

1.23. рассматривают запросы депутатов Совета и принимают по ним решения;

1.24. заслушивают отчеты председателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых или утверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информацию председателя и иных должностных лиц соответствующего исполкома по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;

1.25. решают вопросы делегирования отдельных полномочий Советам других территориальных уровней, исполкомам, их председателям, органам территориального общественного самоуправления;

1.26. определяют сроки и порядок освобождения от исполнения трудовых (служебных) обязанностей депутатов Совета, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов;

1.27. отменяют не соответствующие законодательству распоряжения председателя Совета и председателя соответствующего исполкома, решения соответствующего исполкома, решения нижестоящего Совета и распоряжения его председателя;

1.28. выступают учредителями местных средств массовой информации;

1.29. принимают решения о самороспуске;

1.30. осуществляют международное сотрудничество;

1.31. осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

2. Полномочия, предусмотренные подпунктами 1.2, 1.5, 1.7, 1.11 пункта 1 настоящей статьи, относятся к исключительной компетенции Советов. Полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Советов, а также полномочия, предусмотренные подпунктами 1.3, 1.4, 1.8 - 1.10, 1.16 - 1.30 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются исключительно на сессиях Совета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.