Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В настоящее время в Республике Беларусь сложились предпосылки для становления и развития муниципального права как комплексной отрасли белорусского права.






Понятие и предмет муниципального права как отрасли права, науки, учебной дисциплины.

Законодательство большинства государств мира устанавливает, что управление публичными делами осуществляется не только через органы государственной власти, но и органы местного самоуправления.

В Конституции Республики Беларусь в ст. 117 закреплено следующее положение: «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах» [1, ст. 117]. Это означает, что белорусская Конституция признает местное самоуправление как один из вариантов публичного управления, приближения власти к самому населению и осуществлению ее им, наряду с государственным управлением.

Таким образом, в Конституции устанавливается баланс общегосударственных и местных интересов. Местное самоуправление не противопоставляется государственному управлению. Основное предназначение местного самоуправления – это решение вопросов местного значения и проведение в жизнь решений вышестоящих государственных органов.

Таким образом, местные Советы депутатов самостоятельно:

устанавливают приоритеты в экономическом и социальном развитии на подведомственной им территории,

определяют первоочередные направления расходования бюджетных средств на определенные ими программы,

устанавливают местные налоги и сборы, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью,

решают вопросы о назначении местных референдумов. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не безгранична: она ограничена, как и во всех государствах, законом.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц, прежде всего, местными Советами депутатов.

Понятие и определение местного самоуправления дано в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в котором под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через

местные Советы депутатов,

органы территориального общественного самоуправления,

местные собрания,

местные референдумы,

инициативы граждан по принятию решений Советов,

участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели

и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах [1, п. 1 ст. 1].

Местное самоуправление – один из видов самоуправления, которое осуществляется населением в границах административно-территориальных единиц. Его главное отличие от местного управления состоит в том, что оно осуществляется самим населением через формы прямой демократии или через избираемые им органы, которые подконтрольны и ответственны перед населением.

В настоящее время в Республике Беларусь сложились предпосылки для становления и развития муниципального права как комплексной отрасли белорусского права.

Полагаем, что в настоящее время «Местное самоуправление не выделилось из конституционного права как самостоятельное правовое образование – право местного самоуправления. Однако ему присущи все признаки подотрасли конституционного права». [4, с. 39]. Мы считаем, что муниципальное право как отрасль права в Республике Беларусь находится на этапе своего зарождения. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» заложил лишь основы новой отрасли права – права местного самоуправления или муниципального права. Но в его становлении и развитии существует ряд проблем. Перед белорусскими учёными стоить задача: теоретически обосновать необходимость появления новой отрасли права, определить её предмет, метод, источники, выявить проблемы, которые мешают этому.

Так, по мнению российского ученого С.Е. Чаннова «Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании органов местного самоуправления» [7, с. 10]. Далее он классифицирует данные общественные отношения следующим образом:

1) возникающие в процессе реализации населением форм непосредственной демократии;

2) возникающие в процессе формирования местных органов самоуправления;

3) возникающие при обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного самоуправления;

4) возникающие при взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти, в том числе и реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться в соответствии с законодательством;

5) связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления как такового;

6) обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами [7, с. 11].

Е.С. Шугрина определяет предмет муниципального права следующим образом: «… под предметом правового регулирования здесь понимают однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление» [8, с. 26]. Она выделяет следующие общественные отношения:

· возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);

· возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления;

· связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;

· возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированием и исполнением местного бюджета, установлением и взиманием местных налогов и сборов, иные отношения в сферах управленческой и контрольной деятельности;

· по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти и обратных обязательств;

· договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;

· связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов (например, органов территориального общественного самоуправления) [8, с. 26-27].

Украинский ученый В.Ф. Погорилко выделяет следующие отношения, регулируемые муниципальным правом:

– которые связаны с организацией и проведением местных выборов, референдумов и с другими формами непосредственного волеизъявления территориальных громад (общин);

– которые связаны с деятельностью представительных органов местного самоуправления (советов) и депутатов местных советов;

– которые связаны с деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

– которые связаны с деятельностью сельских, поселковых и городских голов (председателей);

– которые связаны с деятельностью органов самоорганизации населения;

– органов местного самоуправления с органами государственной власти, с другими органами местного самоуправления, с объединениями граждан, а также с предприятиями, учреждениями и организациями;

– финансовые, гражданские, земельные, социальные, трудовые, жилищные и другие [9, с. 8].

На основании изложенного можно дать следующее определение муниципального права как отрасли права в Республике Беларусь. Белорусское муниципальное право – это новая зарождающаяся комплексная отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципальное право Республики Беларусь как научная дисциплина также находится на этапе своего зарождения. Наука призвана изучать местное самоуправление, общественные отношения, возникающие на местном уровне властвования народа, нормы права, регулирующие их, историю становления и развития местного самоуправления на территории Беларуси и в других зарубежных странах.

Под наукой местного самоуправления следует понимать систему научных идей, теорий, концепций, знаний об общественных отношениях, возникающих на местном уровне властвования народа. Появление этой науки вызывается развитием объективных процессов демократизации в белорусском государстве, деконцентрацией и децентрализацией полномочий государственной власти, существованием двух относительно самостоятельных систем местных государственных органов – системы органов местного управления и системы органов самоуправления, зарождением структур гражданского общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.