Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Тайны бурятского костюма

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Закаменский агропромышленный техникум»

 

 

Тема: Тайны бурятского костюма

 

 

Выполнил: Боркин Максим

Научный руководитель: Ворожбитцкая Е.В

 

 

г. Закаменск 2012

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….…….3

Глава I. Тайны бурятского костюма

1.1.Традиционый мужской костюм…………………………………..…………..7

1.2. Традиционная женская одежда ……………………………………….…….19

Глава II. Украшения из серебра …………………………..…..……….…………31

2.2. Методика организации и руководства бурятскими народными

играми в процессе социализации детей дошкольного возраста…………………39

Заключение ……………………………………………………………...................48

Список использованной литературы …………………………………………...50

 


Введение

Народная одежда гармонично сочетает практичность и красоту, ибо она является воплощением всего лучшего, создан­ного народными мастерами на протяжении многих веков. Одежда каждого народа своеобразна, отражает самобытность, культуру, историю.

Бурятская национальная одежда имеет также многовеко­вую историю, отражает опыт трудовой деятельности.

В последнее время пересматривается содержание программ по трудовому обучению в сторону усиления возрождения на­циональных традиций и культуры. Знакомство учащихся с бурятской национальной одеждой может состояться по выбору учителя либо путем корректировки учебных программ по об­служивающим видам труда, либо проведением кружковых за­нятий: бесед, демонстрации зарисовок, фотографий, образцов одежды, орнаментов, пошива национальных костюмов для уча­стников художественной самодеятельности и по заказам насе­ления или пошива современной одежды по народным мотивам. Как свидетельствуют архивные данные, приведенные Р. Д. Бадмаевой в книге «Бурятский народный костюм», первые сведения об одежде бурят встречаются в записях казаков-пер­вопроходцев. В записях-донесениях основное внимание обраще­но на описание дорогих мехов, тканей, изделий из серебра, из них мы узнаем, что соболь, лисица, бобры еще в XVII веке использовались при изготовлении одежды.

Бурятская национальная одежда отличалась простотой и практичностью, отвечала требованиям кочевого образа жизни бурят и климатическим условиям. Для нее характерны общ­ность форм и покроя для всех слоев бурят, а главное отличие в одежде разных слоев населения по имущественному положе­нию состояло в различии используемых материалов и количе­ства деталей одежды.

Традиционными материалами были кожа, мех, шкуры до­машних животных и диких зверей, шерсть.

Верхнюю одежду, а также обувь шили из овчины и шкур зверей. Были распространены шелковые китайские хлопчато­бумажные и льняные ткани, привозимые русскими купцами.

 

 


 

 

Мужская одежда.


Традиционная мужская одежда бурят— халат без плечевого шва: зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг.

Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5-6 шкур. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы - хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром- китайский шелк азаа магнал. Узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей, вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу.

Мужские и женские дэгэлы имеют две полы- верхнюю и нижнюю, спинку, перед, лиф, борта. Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой.

Нитки были нескольких видов. Войлочные ковры - шэрдэг- прошивали конопляной ниткой -ултэнэг, обувь и зимние шубы шили нитками из сухожилий, которые свивали вручную; матерчатую одежду шили W привозными нитками. Из шелковых ниток (хэнжэ утахан) делали пышные

Женская одежда

Детская одежда, что для девочек, что для мальчиков, была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - реглан).

До периода зрелости как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кашуками. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску.

При достижении зрелости в 14- 15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

В конце XIX - начале XX века женский костюм всех регионов сохранил свой этнический региональный колорит, хотя различался некоторыми элементами отделки и украшений.

Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что обуславливает выделение двух территориальных комплексов - Забайкалья и Прибайкалья и их вариантов.

Женский свадебный наряд надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. Удлиненный лиф с глубокими проймами, не очень глубокий запах левой полы на правую. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесичу, линию шва закрывали декоративной тесьмой, только в передней части. Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. для отделк применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - туза, которая дополняла цветовую гамму.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле темных оттенков, рукава становилась менее сложными.

Рукава закаменских халатов тоже шились из трех частей. Обычно верхняя и кижняя части шились из той же ткани, что и сам халат, средняя часть - из ткани контрастного цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов: короткая, до линии талии называлась «эсэгын уужа», потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчины, в особенности свекра, могла появиться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай не столь жестким. Короткие безрукавки большей частью носили в Забайкалье, в некоторых районах (например, в Закаменском) бытовали укороченные уужа. Безрукавки надевались поверх платьев -халдай, палатив Предбайкалье, тэрлиг, в Забайкалье и застегивались на одну пуговицу у ворота. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника -столпа, на котором строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряда переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.

В настоящее время, когда идет новый подъем национальной культуры, языка, религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной, праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной и приобретает функции праздничной.

 

 

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение Б. Мероприятия по улучшению безопасности жизнедеятельности в___ хозяйстве | Академик МААН, научный руководитель




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.