Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественного материала






Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рож-

дения сценарно-режиссёрского замысла еще неизвестно, что

конкретно из огромного объёма накопленного документально-

го, местного, публицистического и художественного материала

может и должно войти в сценарий будущего театрализованного

Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализиро-

вался материал жизни и искусства вокруг конкретного собы-

тия. Вместе с тем, уже в этот период делался его предваритель-

ный отбор, так как накапливали именно тот материал, который

привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Одна-

Ко тщательного отбора необходимого материала на этом этапе

еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно-

режиссёрский замысел будущего театрализованного действа,

найти его образное решение, а значит, определить его форму,

жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход

и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те-

атрализованного действа, можно приступать к окончатель-

ному отбору сценарного материала. Только верный и точный

отбор накопленного и изученного материала поможет реализо-

вать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и со-

здать его литературную основу. «От точности факта зависит в

конечном итоге и точность результата, то есть точность попада-

ния в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Са-

руханов (55, 126).

В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует

от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К

данному процессу необходимо подходить с четких гражданских,

идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, докумен-

тальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизме-

ряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоци-

ональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для ка-

кой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идей-

но-художественные и педагогические задачи решаешь. При отбо-

ре сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точ-

ности отбора», - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь

нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизнен-

ного материала сценарист должен уметь обнаружить некую сис-

тему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал

действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охва-

тывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт на-

пряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который

желает и может видеть глубже» (71, 118).

Нужно уметь «видеть за строчками, отбирать тот материал,

который поможет уловить связь явлений, между частным и общим»

(6, 52). В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и

подкова» очень наглядно прослеживается такая связь:

Не было гвоздя -

Подкова

Пропала.

Не было подковы -

Лошадь захромала.

Лошадь захромала -

Командир убит.

Конница разбита -

Армия

Бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

Искусство учит людей понимать сложности жизни, сложность

переплетения общественных и личных отношений, сложность са-

мого человека. Искусство учит жизни. Поэтому уже в процессе

отбора материала сценарист должен умело находить и откры-

вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя-

зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими

друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно

выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной

цели. Нужно уметь находить такие связи жизненных явлений, ко-

торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно-

душной к поднимаемым проблемам, заставят её активно воспри-

нимать происходящее, заставят её сопереживать, размышлять, ана-

лизировать и принимать участие в праздничном событии. Чтобы

такое произошло, необходимо глубоко изучать материал, прони-

кать в суть явлений действительности, тонко чувствовать и пони-

мать проблемы, волнующие современную аудиторию, стать её ак-

тивным сторонником и в то же время иметь на всё свою собствен-

ную точку зрения.

Необходимо помнить, что отбор выразительных средств, по-

средством которых сценарист будет доносить свою мысль, своё

видение поднимаемой проблемы до зрителя, участника театрали-

зованного действа, во многом зависит от эмоционального отно-

шения автора к жизненному материалу. Здесь также важно не пе-

реусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать толь-

ко самое важное, самое необходимое для донесения содержания ц

авторской мысли будущего театрализованного действа. Чтобы раз

и навсегда определить, нужен ли в сценарии тот или иной компо-

нент, Уолтер предлагает пользоваться правилом, которому следу-

ют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не

вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро

без сожаления» (61, 57).

Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть

точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать

развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался

ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценария,

нужно сохранить, второстепенный материал—выбросить. Сам факт

наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу

сценария означает, что от него нужно избавиться. Уолтер советует

всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии».

В результате анализа практической деятельности в области

режиссуры театрализованных представлений и праздников выяв-

лены принципы отбора сценарного материала, которыми сле-

дует руководствоваться в процессе работы над сценарием. Целый

ряд принципов отбора «фактов жизни» и «фактов искусства» вы-

деляет О.И. Марков (38, 226), подчёркивая их значимость в повы-

шении педагогического воздействия на аудиторию театрализован-

ных представлений различных видов и жанров.

Так, при отборе документального и художественного материа-

ла немаловажным является соблюдение принципа новизны, что

является веским аргументом в общей структуре произведения.

Новизна сценарного материала определяется не только количе-

ством и качеством новой информации (на что сценаристу необхо-

димо обратить внимание на данном этапе творческого процесса),

но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в

ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также поста-

раться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев,

участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались

в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарИ'

создать такие условия их сосуществования в ходе праздника,

найти такое художественное решение их участия в разворачиваю-

щемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти

присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосфе-

ру празднуемого события и достичь желаемого результата.

В процессе отбора художественного материала сценаристам

следдует обратить внимание на расширение палитры средств вы-

разительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нуж-

но разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а так-

же стремиться наряду с традиционными средствами художествен-

ного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразитель-

ности, которые ещё недостаточно широко используются в практи-

ке режиссуры театрализованных представлений и праздников.

При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист дол-

жен помнить и о специфических средствах выразительности мас-

совых представлений и праздников и активно использовать их в

выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать

и возможности новых сценических технологий и активно внедрять

их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не

забывать о творческих и финансовых возможностях будущего те-

атрализованного действа, а также о возможностях его сценичес-

ких площадок и временныехусловиях.

Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист

должен руководствоваться следующими принципами:

- социально-мировоззренческой направленности накопленно-

го материала;

- соответствия материала социально-структурной специфике

аудитории;

- общественно-политической актуальности материала;

- соответствия материала идейно-художественному замыслу

сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);

- соответствия выразительных средств цели художественно-

педагогического воздействия сценария;

- художественно-эстетической ценности материала;

- достоверности документального материала;

- новизны документального и художественного материала;

- расширения эмоционально-выразительных средств;

- соответствия художественного (репертуарного) материала твор-

ческим возможностям коллектива и возможностям площадки;

- соответствия требований к образному решению сценарного

материала финансовым возможностям предстоящего действа;

- соответствия художественному решению документального

материала;

- соответствия времени проведения праздничной программы,

Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала,

мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет

сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати-

ческое содержание театрализованного действа, выразить свою

авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам

и достигнуть цели педагогического воздействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.