Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монтаж сценарного материала






«Как только своё личное как бы растворяется в чужом, можно

с уверенностью приступать к писанию - написанное будет для всех

интересно» — эта мысль М. Пришвина о работе писателя относит-

ся к художнику любой специальности. Если взять эту мысль за

основу творческого процесса работы над сценариями театрализо-

ванных представлений и праздников, то именно на 3-ем его этапе

возможна её реализация. Подойдя к данному этапу, мы не только

определились с содержанием предполагаемого театрализованно-

го действа, его- формой и сценарно-режиссёрским ходом каждой

структурной единицы, но и отобрали тот необходимый материал,

который в процессе его художественной организации поможет нам

реализовать сценарно-режиссёрский замысел предстоящего праз-

дничного действа. Далее необходимо определить место этого ма-

териала в структуре сценария, найти для него художественно-об-

разное решение. И только выполнив все творческие операции пер-

вых двух этапов работы над созданием сценария театрализован-

ного действа, можно приступать к разработке самого сценария.

Третий этап работы над сценарием потребует от сценариста

знаний техники и технологии ремесла, опыта, навыков и умений в

дальнейшей творческой работе. На данном этапе сценаристу не-

обходимо:

- разработать композицию всего сценария и других его струк-

турных единиц (блоков, эпизодов, единиц сценической информа-

ции), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчинен-

ности частей целому.

- выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной

единицы.

- осуществить монтаж сценарного материала согласно сценар-

но-режиссёрскому замыслу каждой структурной единицы и само-

го сценария.

- завершить работу над сценарием литературной обработкой

всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпи-

зодов, блоков, а также связующих элементов сценария. Осуще-

ствить грамотную запись ремарок и других необходимых режис-

сёрских указаний.

В процессе работы над сценарием театрализованного действа,

любого его вида, необходимо помнить, что мы создаём художе-

ственное произведение. Поэтому, разрабатывая сценарий теат-

рализованного представления или праздника, автор должен сле-

довать «ценностным критериям», характерным для всех сцени-

ческих искусств. Здесь, как и в театральном спектакле, должно

происходить «воспроизведение действительной жизни, в которой,

по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зри-

телей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение»

делается воспроизведением художественным». Именно такой под-

ход к материалу необходим сценаристу в процессе работы над сце-

нарием. Сценарист, тщательно отобрав сценарный материал, об-

рабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сце-

нарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения автор-

ской мысли. Только в этом случае рождается действенный, под-

линно художественный образ.

Попытаемся выяснить, с помощью каких приемов автору уда-

ётся достичь художественности. Что представляет собой ху-

°°экественный образ? Каков метод перевоплощения факта дей-

Сгпвителъности в факт искусства? Вот что пишет по поводу это-

го С. Эйзенштейн в своих конспектах лекций «Психология искус-

ства», обращаясь к классическим примерам. «Событие в природе

и событие в произведении искусства чем-то отличны. Чем? На

некоем броненосце в 1905 году вспыхнул бунт по поводу червиво-

го мяса. Лекарь признал его годным. А когда вспыхнуло восста-

ние, за это именно он полетел одним из первых совместно с нена-

вистными офицерами за борт. Но вот понадобилось припомнить

зрителю, что доктор упразднен. Что проще - набегает на берег вол-

на и выносит труп утонувшего доктора. А между тем, как любили

писать в надписях старого немого кино, режиссер вместо этого дает

совсем другое. Болтается на барьере броненосца... пенсне.

А вот как Пушкин рисует украинскую ночь:

Но мрачны странные мечты

В душе Мазепы: звезды ночи,

Как обвинительные очи,

За ним насмешливо глядят.

И тополи, стеснившись в ряд,

Качая тихо головою,

Как судьи шепчут меж собою... (36).

«Что же сделали режиссер и поэт?» - спрашивает С. Эйзенш-

тейн. И отвечает: «В целях достижения повышенного, а не инфор-

мационного, не только познавательного, но эмоционально-захва-

тывающего эффекта они сделали следующее: первый в нужный

момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть

(пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезда, топо-

ля) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судья-

ми (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с присталь-

ным укором (звезды) на виновного».

Этот удачный пример подтверждает мысль о том, что литера-

тура и искусство не тождественны жизни. Произведения искусст-

ва являются ее изображением, претворением, художественным

отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением та-

ким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предста-

ет как особая жизнь». Здесь, по словам А.В. Луначарского. — «кон-

центрация жизни», результат переработки ее в мыслях и чувствах

автора, это особым образом организованный материал».

В одном из своих писем Н.В. Гоголь писал: «...Не мое дело

поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье. Мое дело

говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выста-

вить жизнь лицом».

Характерной особенностью искусства является отражение

действительности в художественных образах. Здесь всё имеет

художественно-образный характер. В одних жанрах он предстаёт

в образе человека, в других - образ природы, в третьих - вещи, в

четвёртых — соединяет представление человеческого действия и

среды, в которой оно развёртывается. Часто любое красочное вы-

ражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком

бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять: «сло-

весный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств,

которые присущи образу как картине человеческой жизни. Об об-

разе говорят, имея в виду какую-либо конкретную деталь пове-

ствования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире»

Л.Н. Толстого и т.п. В таких случаях следует говорить об образной

или художественной детали, а не об образе. Иногда образ слиш-

ком расширяют, говорят об образе народа, образе Родины.

Таким образом, мы можем говорить о многомасштабности

художественного образа. Выделяют следующие разновидности

художественных образов:

микрообраз — мельчайшая единица художественной ткани

(метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке и т.п.);

— макрообраз — персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в

симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно-

ритмическая структура произведения;

- образ произведения искусства в целом - описываемого в по-

вести, спектакле; образ природы в картине и т.д.;

- мегабраз - образ мира и человека в мире - иногда так можно

рассматривать всё творчество отдельно взятого художника. Так,

целостный образ творчества Ф.М. Достоевского отличается от

образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д.

Однако каким бы ни был по масштабу художественный образ,

он отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. По-

этому, соприкасаясь с произведениями искусства, всякий раз убеж-

даешься в том, что это особый художественный мир, складываю-

щийся из художественных образов, несмотря на то, что он очень

похож на реальный. В нем также радуются и плачут, страдают и

терпят неудачи, рождаются и умирают, как и в реальном. И, чтобы

«повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном само-

обновлении мир, его надо как бы вновь создать, воспроизвести

такое жизненное явление, которое, не будучи тождественным ре-

альной действительности, в то же время с полнотой выразит ее

глубинную сущность и ценность жизни. И главное при этом не

забывать, что жизнь, как утверждал ещё Аристотель, это не только

материальная действительность, но и жизнь человеческого духа.

Жизнь - это не только то, что реализовалось в действительности,

что есть, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу

вероятности или необходимости».

В своё время Михаил Шолохов, представив на суд читателей

первый том романа «Тихий Дон», потряс всех своим редким уме-

нием запечатлеть быт, людей, природу во всей её индивидуальнос-

ти, характерности и своеобразии. «Люди у него не нарисованные,

не выписанные, - это не на бумаге, - говорил Серафимович. - А

вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои

морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-

своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый

по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у

каждого по-своему» (47, 7). Эта способность писателя наделить

каждый персонаж собственными чертами, создать «неповторимое

лицо», «неповторимый внутренний человечий строй» сразу была

замечена и подняла Шолохова на такую высоту, что «его увидели».

Итак художественный образ - это особая форма отраже-

ния и познания действительности в её живой конкретности,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.