Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика ЛК.






1) Шкала Роттера - 30 вопросов, из которых 6 могут быть нейтральными, 24 - определяют экстернальность - интернальность.

2) Опросник УСК (Бажин, Эткинд, Голынкин), определяющий уровень субъективного контроля, при этом выявляется 7 показателей:

1 - обобщенный показатель индивидуального уровня субъективного контроля (общая Инт-Экс);

2, 3 - средний уровень УСК: 2 - в области достижений; 3 - в области неудач;

4-7 - ситуационные шкалы: 4 - семейная сфера; 5 - производственная; 6 - межличностная; 7 - отношение к здоровью. В результате диагностики составляется профиль субъективного контроля.

 

7) по степени конкретности категоризации: конкретные - абстрактные.

Параметр «конкретность – абстрактность» (Кон-Абс) характеризует различия при категоризации информации в количестве конкретных и общих понятий, а также тип соподчиненности понятий в рамках индивидуальной понятийной системы (семантического пространства).

Отсюда абстрактные характеризуются свободой от непосредственных свойств ситуации, ориентированной на внутренний опыт в объяснении мира, самостоятельность, гибкость, креативность осмысления происходящего.

Конкретные более склонны к черно-белому мышлению, нетерпимы к неопределенности, обнаруживают стереотипность решений, зависимость от явных свойств внешних воздействий и меньшую гипотетическую способность.

Этот параметр КС непосредственно связан с уровнем развития понятийной структуры и коррелирует с ПЗ-ПНЗ, А-С, ригидным - гибким познавательным контролем.

 

8) по объему сканирования информации: широкое - узкое сканирование.

Параметр «широкое - узкое сканирование» связан с эффективностью ментального (умственного) сканирования и действием механизма оттормаживания актуальных аффектов.

“Широкие” сканировщики распределяют внимание по всему объему поля и фокусируются на релевантных (наиболее значимых) элементах; “узкие” - застревают на доминирующих деталях. В пространственном восприятии дефицит (узость) сканирования обусловливает меньшую точность пространственных оценок, нечувствительность к побочным элементам, тенденцию недооценивать размеры стимула. При сортировке смысловых картин на нейтральные, агрессивные и сексуальные сюжеты, “широкие” сканировщики большую часть картин относили к нейтральным, т.е. они в меньшей степени учитывают свои эмоциональные реакции.

Выявлена также связь данного параметра с толерантностью (устойчивостью) к нереалистичному опыту: “широкие” сканировщики (толерантные) оценивают свои актуальные познавательные впечатления в соответствии с объективными характеристиками происходящего. “Узкие” (не толерантные) склонны формулировать свои впечатления в обычных терминах, сопротивляясь противоречащим их знаниям данным.

 

9) по типу интерпретации действительности: когнитивная сложность - когнитивная простота.

Основа стиля состоит в том, что каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе конструкций ментального опыта, т.е., по мнению Дж.Келли, создает многомерные и линейные модели событий. Полюсы данного стиля выявляются посредством количества выделенных при обработки индивидуальной матрицы факторов как показателя степени дифференцированности конструктов (количества независимых оценок), причем оценивается не только количество измерений оценки событий, но и то, как эти измерения организованы и взаимосвязаны. Отсюда, когнитивная простота характеризуется, в основном, недифференцированной (глобальной) схемой оценивания.

Когнитивная сложность представлена:

а) высокой дифференцированностью оценочных шкал и их достаточной изолированностью;

б) высокой дифференцированностью шкал, хорошо связанных между собой по смыслу (обобщение и соотношение).

 

Подытоживая описание различных параметров КС, следует отметить:

1) стилевые различия проявляются, в первую очередь, в характеристиках репрезентации происходящего: развернутости границ ментального образа (И-Р, широта-узость сканирования); степени проницаемости его границ (толерантности); артикулированности ментального образа (ПЗ-ПНЗ); степени разобщения категориальных уровней (А-С, Кон-Абс, когнитивная простота -сложность); интегрированности в психике разных модальностей ментального опыта (гибкость-ригидность контроля, ПЗ-ПНЗ);

2) стилевые различия свидетельствуют о сформированности механизмов интеллектуального контроля, проявляющегося в двух формах: а) контроль процессов приема-передачи информации; б) контроль моторной и эмоциональной активности (импульсивность-рефлективность поведения).

Таким образом, КС являются субъективным инструментом организации интеллектуальной деятельности и индикатором интеллектуальной зрелости субъекта.

 

Особенности организации указанных уровней опыта, в итоге, определяют интеллектуальные способности человека, т.е. свойства индивидуального интеллекта (см. рис.1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.