Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика Образности - Вербальности.






1. Методика дихотического просматривания разных изображений левым и правым глазом через линзовый стереоскоп. Существует несколько вариантов восприятия:

а) только левый слайд - правостороннее зрение (правополушарный контроль);

б) только правый слайд - левостороннее (левополушарный контроль);

в) два слайда одновременно - нет четкого разделения полушарий;

г) чередование левого и правого слайда - полушарные контроли равнозначны.

Условия опыта:

1) поднести стереоскоп к закрытым глазам, открыть глаза по сигналу;

2) смотреть строго перед собой;

3) время рассматривания - 2-3 с;

4) однократное предъявление вербальных слайдов.

2. Струпптест - содержит три карты: 2 карты - контрольные, 1 - интерференционная (смешанная).

Первая карта: 100 слов, обозначающие названия цвета - регистрируется время чтения слов (Тверб.);

Вторая карта: крестики разного цвета - регистрируется время называния всех цветов (Тцв.);

Индекс О - В = Тцв. - Тверб.

Тверб.

Третья карта: слова с названиями цвета написаны несовпадающим со смыслом цветом, эта карта используется при выявлении интерферируемости (см. следующий параметр).

 

5) по степени интерферируемости: серийность – целостность.

Явление интерференции возникает при взаимодействии двух или более процессов, в результате которого нарушается протекание как минимум одного из них. Перцептивная (фоновая) интерференция - это снижение точности и скорости обработки значимой информации под влиянием незначимой информации.

В третьей карте Струпптеста нужно назвать цвет, которым написано слово, не обращая внимания на смысл слова (при этом регистрируется Тцв./верб.).

Индекс интерферируемости = Тцв./верб. - Тцв.

Тцв.

 

По значению индекса интерферируемости выделяют:

- высокоинтерферируемых (ВИ) - большее значение индекса;

- низкоинтерферируемых (НИ) - меньшее значение индекса.

Индивидуальные различия в степени интерферируемости характеризуют трудности:

- в выделении фигуры и фона;

- в дифференцировании частей и целого;

- в переключаемости внимания;

- в адаптации.

Отсюда, ВИ - характеризуются невысокой скоростью чтения и печатания на машинке, медленной активизацией, чувствительностью к помехам, более продуктивным непроизвольным запоминанием и менее продуктивным произвольным. НИ менее подавлены доминированием фона, они способны переключаться на детали в ущерб целостности, легко переключаемы во внимании, обладают более продуктивным произвольным запоминанием.

Степень интерферируемости также коррелирует с тревожностью, объемом памяти, ПЗ-ПНЗ; низкий уровень интерферируемости отрицательно коррелирует с успешностью обучения, уровнем интеллекта и потребностью в успехе.

Выявлено также, что наибольшей продуктивностью интеллектуальной деятельности обладают люди со средней интерферируемостью, т.к. это свидетельствует об уравновешенности внимания.

 

6) по способу познавательного контроля: гибкость – ригидность.

Параметр «гибкость – ригидность» диагностирует способность к переключению и быстроту изменения способа действия при изменении ситуации (при Риг - затруднения в переходе к другому способу действия из-за сохранения эффекта деятельности в предыдущей ситуации).

Выраженность эффекта интерференции (замедление ответов в третьей карте Струпптеста) свидетельствует о выраженности непроизвольного контроля внимания (Риг).

Гиб-Риг также зависит от степени интегрированности в структуре индивидуального опыта двух типов кодов: знаково-словесного и чувственно-цветового (понятийный всегда довлеет над цветовым). Соотношение Тверб.-Тцв. (т.е. уровень вербальной доминантности) является индикатором способности к словесно-образному переводу: меньшее значение свидетельствует о координированности языков в переработке информации.

Составляя описание события, гибкие описывают конкретные факты и реальные обстоятельства; ригидные дают, в первую очередь, субъективное описание, пропуская ситуацию через лично-значимую оценку.

Таким образом, различия Гиб-Риг относятся к распределению и переключению внимания, к сформированности механизма контроля переработки информации. Кроме того, через сбалансированность словесно-речевой и чувственно-сенсорной модальностей происходит влияние на особенности организации индивидуальных ментальных образов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.