Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы активизации самостоятельной работы студентов






1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.

14. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.

15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

16. Использование АОС для самоконтроля студентов.

17. Проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что включает в себя понятие «самостоятельная работа» как интегративное понятие?

2. Каковы основные характеристики самостоятельной работы студентов?

3. Охарактеризуйте компоненты технологической организации самостоятельной работы студентов.

4. Раскройте содержание условий эффективности самостоятельной работы студентов.

5. Каковы основания классификации видов самостоятельной работы в современном образовательном процессе?

6. Каковы виды самостоятельной работы студентов по характеру познавательной деятельности?

7. Охарактеризуйте основные требования к организации самостоятельной работы студентов.

8. Каковы этапы организации самостоятельной работы студентов?

9. Каковы формы организации самостоятельной работы студентов?

10. Какие аспекты необходимо учитывать преподавателю в ходе подготовки и руководства самостоятельной работой студентов на учебном занятии?

11. Каковы приемы активизации самостоятельной работы студентов?

 

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 500 с.

2. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. – М.: Знание, 1987.

3. Ковалевский, И.Г. Организация самостоятельной работы студентов / И.Г. Ковалевсий // Высшее образование в России. – 2000. – № 1. – С. 114-115.

4. Малкин, И.И. Рационально организовать самостоятельную работу студентов / И.И. Малкин //Народное образование. – 1966. – № 10. – С. 13-23.

5. Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А.Г. Молибог. – Минск: Высшая школа, 1985.

6. Нисканен, Л.Г. Самостоятельная работа студентов как средство профессиональной подготовки студентов / Л.Г. Нисканен // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1996.

7. Педагогика: учебное пособие / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.

8. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

9. Петрова, Л.И. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект) / Л.И. Петрова, Л.Н. Кутергина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 649 с.

10. Попов, Ю.В. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: организация и технологии обучения / Ю.В Попов, В.Н. Подлеснов, В.И. Садовников, В.Г. Кучеров, Е.Р. Андросюк // Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 9. – М., 1999. – С. 15-24.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.