Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивно-интеллектуальный компонент физической культуры личности и его становление






В целом и обобщенном виде сформированность когнитивно - интеллектуального компонента физической культуры личности проявляются в состоянии теоретической подготовленности (качественно-количественные характеристики) и качестве проявления психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых, В.М. Мельников, В.В. Медведев, 1987), отраженных, впрочем, в различных психических состояниях.

При этом, основными педагогическими условиями формирования когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности (на основе анализа, обобщения и систематизации данных: Е.П. Ильин, 1987; 2000; В.В. Медведев, В.М. Мельников, 1987; Б.А. Ашмарин, 1990; И.А. Зимняя, 2002; А.Г. Маклаков, 2000; К.А. Абульханова с соавт., 1998; В.А. Сластенин с соавт., 1998; Л.П. Матвеев, 1991; А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, 1967; А.Д. Новиков соавт., 1959 и др.) являются:

1. Оптимизация процесса теоретической подготовки, что предусматривает:

· обеспечение междисциплинарного характера содержания теоретической подготовки (во взаимосвязи с анатомией, физиологией, психологией, физикой, теорией и методикой физической культуры, биомеханикой и т.п.);

  • разностороннюю мотивированность теоретической подготовки о возможности использования ценностей физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в повседневной жизнедеятельности за счет яркости и доступности примеров, их аргументированности и т.п., что обеспечивает осознанность знаний значимыми «для себя»;
  • обеспечение оптимальной этапности формирования знаний (I этап – чувственное познание (ощущение, восприятие); II этап – побуждение к осмыслению и нахождение нового знания в системе имеющихся; III этап – запоминание и понимание; IV этап – применение знаний на практике с осознанием смысла и взаимосвязи теории и практики);
  • соответствие содержания теоретической подготовки психофизическим особенностям занимающихся (прежде всего в возрастном аспекте, что обеспечивает их понимание, осознание);

· соответствие содержания теоретической подготовки реальным потребностям учащихся в соответствии со спецификой индивидуальной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности и повседневной жизнью и деятельностью;

  • соблюдение рациональной преемственности и последовательности в освоении знаний в сфере физической культуры в соответствии с возрастом, этапом физического образования; ценностными ориентациями;
  • использование всего многообразия форм организации и реализации теоретической подготовки (вводные уроки, занятия-лекции, семинары, беседы, разбор и т.п.);
  • вовлечение учащихся в прочтение специальной литературы (популярной по теории и методике физической культуры; учебной и программной; по правилам соревнований и т.д.);
  • реализацию системы домашних заданий, направленных на освоение и контроль знаний в сфере физической культуры (подготовка сообщений, докладов);
  • создание ситуаций в физкультурно-спортивной деятельности, требующих проявление теоретической подготовленности (как правило за счет привлечения учащихся к самообучению и взаимообучению), что стимулирует активизацию познавательной деятельности в теоретической подготовке;

· реализация контроля теоретической подготовленности занимающихся (разнообразные формы), стимулирующего проявление и развитие основных психических процессов, отражающих интеллектуальный потенциал занимающихся (память, мышление, воля).

2. Направленность физкультурно-спортивной деятельности на формирование основ интеллектуальной культуры, что предполагает:

· создание в ходе физкультурно-спортивной деятельности ситуаций (прежде всего в процессе самостоятельной работы), требующих нахождение и апробацию личностно значимых знаний на практике, что в целом стимулирует проявление интеллектуальных (мыслительных) и мистических действий целостной физкультурно-спортивной деятельности (К.К. Платонов, 1997);

· постановка специальных задач физического образования и физкультурно-спортивной деятельности, предусматривающих педагогические наблюдения, привлечение учащихся к анализу и самоанализу физкультурно-спортивной деятельности и ее результатов, контроль и оценку физкультурно-спортивной деятельности как своей, так и других занимающихся, что позитивно сказывается на проявление восприятия, мышления, воображения;

· внедрение в учебный процесс элементов взаимообучения, (подбор содержания упражнений, объяснения, страховка и помощь, подбор методических приемов и методов и т.п.) обеспечивающего становление (с обеих сторон) самостоятельности и активности, памяти и внимания, мышления и воли; культуры взаимоотношений;

· использование всего многообразия средств зрительной (показ, рисунки, кино, видео, плакаты), звуковой (подсчет, хлопок, свисток, команда) и «двигательной» (проводка, помощь направления) наглядности, обеспечивающих становление полноценных ощущений (зрительных и кинестетических прежде всего), восприятий (пространства, времени, движений) и осмысления техники двигательных действий;

· широкое (по возможности) использование игрового и соревновательного методов для стимуляции проявления волевых качеств, тактического и оперативного мышления;

· реализация педагогического и медико-биологического контроля результатов физкультурно-спортивной деятельности (теория и практика), отражающего динамику показателей и характеристик сформированности физической культуры личности и стимулирующих познавательную активность в оценке и нахождении путей физкультурного совершенствования и самосовершенствования;

· привлечение учащихся к составлению (самостоятельному и под руководством) программ практических занятий (комплексов упражнений подготовительной части различной направленности, методов и методик технической подготовки, подбор упражнений физической подготовки и т.п.), обеспечивающего осознанную включенность занимающихся в процессе физического образования;

· призвание учащихся к полному и обязательному выполнению личностно и социально значимых задач занятия при условии преодолимого, но труднодоступного его содержания с нахождением путей творческого решения задач, что приводит к становлению воображения, комплекса волевых качеств;

· подбор содержания и организация физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личностными потребностями и способностями (дифференцированный подход), отражающих постепенность и постоянство в усложнении двигательной деятельности; использование «ситуаций успеха» (на основе доступности и оптимальной последовательности в освоении упражнений, поощрения); оптимизация психоэмоционального фона занятий (на основе внешних факторов, гуманизации и либерализации процесса физического образования и содержания физкультурно-спортивной деятельности, субъект – субъектных отношений) и в совокупности, обеспечивающих качество протекания (проявления) и развития всех психических процессов;

· обеспечение новизны и привлекательности физкультурно-спортивной деятельности, отражающейся в содержании физических упражнений; «контрастности» методических приемов обучения, воспитания и развития; смене местоположения инвентаря и оборудования; повышении (понижении) интонации речи ее красочности, эмоциональности и т.п., что приводит к проявлению внимания, восприятий, мышлению;

· использование упражнений и заданий, требующих преодоление чувства страха, усталости (с элементами риска и опасности), приводящих в совокупности к становлению волевых качеств, характеризующих целеустремленность (терпеливость, упорство, настойчивость), нравственность (мужество, самоотверженность), самообладание (выдержка, решительность, смелость);

· оптимизация психофизической нагрузки (ее объем и интенсивность), что приводит к оптимальному проявлению психических процессов (внимания, памяти, мышления) и создает чувство удовлетворения.

Тем не менее, желание (автор полагает что и необходимость) придания процессу физического образования более целенаправленно и практико-ориентированного характера в формировании когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности обуславливает возможность представления комплекса методических приемов и способов, направленных на становление каждого наиболее значимых психических процессов.

В качестве методических приемов развития внимания можно рекомендовать следующее:

· приучение занимающихся к идеомоторным действиям, требующим проявления внутреннего внимания (С.Л. Рубинштейн), памяти и сосредоточенности; мыслительных действиях по технически правильному исполнению двигательных действий;

· широкое использование игрового и соревновательного методов освоения физической культуры, обеспечивающих проявление (а следовательно и развитие) практики всех свойств внимания (концентрации, устойчивости, подвижности, переключения, распределения);

· поручение учащимся различных ролей в организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности, обуславливающих проявление долга и обязанностей и требующих активизации произвольного внимания;

· учет индивидуальных интересов занимающихся в подборе содержания физкультурно-спортивной деятельности, что само по себе обеспечит проявление внимания;

· усложнение внешних условий (непривычные и неблагоприятные) реализации двигательной деятельности, требующих проявления различных свойств внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, подвижность, распределение) и воли.

В отношении становления памяти в ходе специально-смоделированной физкультурно-спортивной деятельности можно рекомендовать следующие методические приемы:

· моделирование в процессе физического образования ситуаций близких к соревновательным, требующих максимально возможного проявления технико-тактической подготовленности и «извлечения» из памяти сведений, связанных с ее эффективной реализацией;

· соблюдение оптимального объема (7 объектов, предлагаемых для запоминания за однократное воздействие, Е.П. Ильин), места изучаемого материала (лучше – в начале и конце занятий) в структуре учебно-тренировочного занятия (урока), а также количества повторений и его «дробность» (сложный и объемный материал – по частям);

· использование приемов логического заучивания предлагаемого материала: выявление смысла изучаемого; определение частей и целого (на основе анализа и синтеза); определение причин и следствия;

· использование активного вида повторения материала (сколь теоретического, столь и двигательного характера), что предполагает повторение и изучение нового «по памяти» от предыдущей демонстрации и описания упражнения (материала);

· оптимальное (по необходимости) сочетание и подкрепление зрительных представлений о движении (от показа, демонстрации) двигательными представлениями (непосредственное выполнение, «проводка») при включении в процессе запоминания всех основных видов памяти (зрительную, двигательную, словесно-логическую).

Что же касается мышления, то для его эффективного проявления и развития методическими приемами могут быть следующие:

· обеспечение понятности задачи физкультурно-спортивной деятельности (ближней – изучение техники конкретного двигательного действия, например, и перспективной – к примеру попасть в состав сборной команды школы) на фоне соотношения с потребностями и мотивами обучающихся (Л.А. Карпенко, 1985), что развивает словесно-логическое мышление, становление понятий;

· приобщение учащихся (занимающихся) к самостоятельному поиску способов решения двигательных задач (методических приемов освоения техники двигательных действий; способов самостраховки; тактических приемов; рациональной подготовки инвентаря и оборудования и т.п.);

· избегание ситуаций облегчения физкультурно-спортивной деятельности (теоретического и практического характера), неоправданно медленного темпа освоения ее содержания, монотонии, что соответствует реализации принципа «опережающего обучения» и более эффективному становлению всех форм мышления и в целом умственному развитию (Л.В. Занков, 1975);

· привлечение учащихся к объяснению техники двигательных действий, с указаниями факторов (причин), почему надо действовать именно так, а не иначе (становление способности к анализу и синтезу, сравненно и обобщенно);

· побуждение учащихся к рефлексии (осознание учащимися себя, своих действий, личностных состояний) через контроль (в форме беседы, разбора, опроса) и самоконтроля за результатами физкультурно-спортивной деятельности (собственной и других занимающихся).

Таким образом, на основании изложенного можно обозначить основные признаки сформированности когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности:

· объем знаний в сфере физической культуры, отражающийся главным образом в усвоенности знаний из различных сфер познания и деятельности, сопряженных с физической культурой; главное при этом – роль ценностей физической культуры в становлении личности и знания как их использовать в личностном совершенствовании (сколь в общем смысле, столь и в физкультурно-спортивном);

· научность знаний, отражающих усвоенность системы современных и передовых подходов к направленному использованию ценностей физической культуры в личностном становлении; знаний, прошедших практическую апробацию и принятых в социуме;

· глубина знаний, оцениваемая по знанию механизмов и глубинных процессов, происходящих в человеке, личности под воздействием ценностей физической культуры (причинно-следственных связей, явлений и процессов);

· прочность знаний, отражающая способность к быстрому и точному воспроизведению и использованию знаний в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности;

· осознанность знаний, иллюстрирующая их признанность ценностью «для себя»; способность к их использованию в соответствии с конкретными целями образования (общего и физкультурного);

· частота и качество проявления физкультурных знаний в практике организации и реализации физкультурно-спортивной и повседневной жизни и деятельности (как самостоятельной, так и организованной);

· способность транслировать знания в социум (реализация элементов обучения в практике физкультурно-спортивной деятельности);

· сформированность (на самодостаточном уровне, не препятствующем успешному освоению техники упражнений) основных свойств восприятия, значимых для освоения физической культуры (быстрота: время распознания объекта (движения, позы, которые знакомы ученикам); объем: количество объектов (движений, элементов, поз) узнаваемых учениками; точность: определение направления движений, его амплитуды, быстроты, мышечного напряжения);

· сенсибилизация (повышенная чувствительность) проприоцептивных ощущений: равновесия (определение положения тела и его перемещение); движения (определение тонуса мышц, степень их сокращения, натяжение сухожилий, связок, положение суставов);

· оптимальное (обеспечивающее успешность спортивной деятельности) состояние: экстероцептивных ощущений (тактильных – чувствительность от прикосновения (снаряд, соперник); зрительных – восприятие скорости движения, различных объемных размеров;

· состояние системы двигательных представлений (о движении всего тела; части тела, речевые двигательные проявления), имеющие существенное значение при конструировании новых форм движений; их воспроизведении в сознании самостоятельно (аутогенная тренировка) и по «слову»;

· оптимальное состояние двигательной (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (на чувства и представления) и словесно-логической (запоминание слов, мыслей) памяти;

· сформированность оперативного (решение задачи в условиях дефицита времени) и тактического мышления (решение конкретной задачи на основе имеющегося опыта);

· сформированность волевых качеств: самообладания (смелость, решительность, выдержка); нравственности (индивидуальность, принципиальность, самоотверженность, мужество); целеустремленности (терпеливость, упорство, настойчивость);

· частота и качество проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);

· оптимальная сформированность свойств внимания: концентрации (степень сосредоточенности); устойчивости (за счет воли возможно долго поддерживать внимание); подвижности (изменение интенсивности (увеличить, уменьшить) внимания); переключения (преднамеренное его переключение с одного объекта на другой – гибкость внимания); распределения (одновременно под контролем сознания выполнить несколько операций).

Более частными проявлениями сформированности когнитивно-интеллектуального компоста физической культуры личности являются (И.А. Зимняя, 2002, В.В. Медведев, 1987):

· самостоятельность мышления, отражающаяся в способности видеть новое, поставить новый вопрос (нестандартный, но в «поле» познания и деятельности); умении найти способ решения задачи и характеризующие творческую характеристики личность;

· быстрота и прочность усвоения изучаемого материала, характеризующие соответственно скорость нахождения решения (в частности, при решении двигательных задач) и качество его реализации (на основе имеющегося опыта);

· критичность ума, отражающаяся способность выделить главное (отличить существенное от второстепенного), правильно оценить свои действия и деятельность других, отказаться от ошибочного собственного мнения и согласиться с правильным мнением другого;

· сформированность рефлексии, отражающей способность к осознанию (и осознанность) самого себя, своих действий, своего «Я» в физкультурно-спортивной деятельности (на основе соотношения показателей внешней оценки и самооценки).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.