Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование двигательного компонента физической культуры личности






Состояние сформированности двигательного компонента физической культуры личности отражается в качественно-количественных показателях физического развития, физической и технической (состояние сформированности двигательных умений и навыков) подготовленности, основных свойств нервной системы, физической адаптации («закаленности» как механизма противостояния неблагоприятным факторам).

В этой связи следует отметить также, что определение именно этих составляющих двигательного компонента обусловлено, главным образом обращением к категории «деятельность», которая есть специфическая внешняя (двигательная) и внутренняя (психофизиологическая) активность человека в отношении какой-либо цели (в нашем случае – освоение физической культуры) и их существенным «вкладом» в обеспечении качества именно внешней (двигательной) активности.

Основными педагогическими условиями формирования двигательного компонента физической культуры личности являются:

1. Составление и подбор комплексов физических упражнений, отражающих:

l сензитивные периоды становления двигательных качеств (т.е. периодов онтогенеза, обусловленных природой как наиболее чувствительных к воздействиям);

· комплексность воздействия на воспитание двигательных (физических) качеств (способностей) (в соответствии с сензитивными периодами);

· индивидуальную коррекционную направленность в воспитании «отстающих» двигательных качеств; избыточном воспитании генетически обусловленных;

· направленность на укрепление мышечного корсета, обеспечивающего сохранение и укрепление навыков правильной осанки;

· направленность на воспитание пространственно-временных и динамических характеристик двигательных действий (как основы для освоения различных форм движений различной сложности);

· соответственную этапность в освоении физкультурно-спортивных и жизненно важных двигательных умений и навыков (методические приемы ознакомления, закрепления и совершенствования двигательных действий).

2. Использование в практике физического образования естественных и средовых факторов, что предусматривает:

· проведение занятий на открытом воздухе (включая зимние виды физкультурно-спортивной деятельности);

· соблюдение санитарно-гигиенических факторов физкультурно-спортивной деятельности, сопутствующих и способствующих усилению эффекта от физических упражнений;

· реализацию медико-биологического контроля в отношении физического развития и состояния здоровья;

· использование плавания как наиболее эффективного способа становления механизмов терморегуляции и физической адаптации.

3. Организация физкультурно-спортивной деятельности на основе технологий спортивной подготовки, требующая:

· усиление теоретической подготовки занимающихся в направлении формирования мотивации и целеполагания;

· реализация системы общеметодических и специфических принципов спортивной подготовки;

· адекватного возрасту и подготовленности увеличения объема и интенсивности физкультурно-спортивной деятельности;

· использование всей совокупности адекватных методов физического образования (из группы строгой регламентации; игрового, соревновательного);

· оптимизацию психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности на основе постоянного введения нового содержания; реализации субъект-субъектных отношений;

· либерализацию процесса физкультурно-спортивной деятельности, определяющей отказ от стандартизации; обеспечение известной свободы в выборе целей физкультурно-спортивной деятельности, способов ее реализации в соответствии с личностными способностями и потребностями.

Кратко основные признаки формированности двигательного компонента физической культуры личности были представлены в таблице.1.

Тем не менее этот перечень можно расширить и представить следующим образом:

· нормальное (в пределах половозрастных норм) физическое развитие, проявляющееся в тотальных размерах тела (масса тела, длина тела, обхват груди);

· отсутствие дефектов телосложения (сколиозы, лордозы, кифозы);

· состояние мышечного корсета и основных мышечных групп (шеи, спины, ног, груди, живота);

· оптимальное полу и возрасту функциональное состояние (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем);

· соответствующая самодостаточности, возрасту и полу физическая подготовленность, проявляющаяся в состоянии основных двигательных (физических) качеств (способностей) и связанных с ними способностей (как в физкультурно-спортивной деятельности так и в повседневной);

· количество и качество сформированных физкультурно-спортивных и жизнеобеспечивающих двигательных умений и навыков, отражающих готовность к повседневной и физкультурно-спортивной практике (в соответствии с этапом физического образования и особенностями жизнедеятельности);

Здесь же отметим кратко, что в целом качество и количество сформированности двигательных умений и навыков можно (хотя и с известной долей условности) оценить в целом как техническую подготовленность, отражающую готовность к проявлению наиболее рационального способа решения двигательной задачи (Л.П. Матвеев, 1991; В.Н. Платонов, 1997; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др.).

Таким образом о состоянии технической подготовленности (качество сформированности двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенностями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способность к коррекции двигательных действий в конкретных условиях).

· избыточный уровень «закаленности», проявляющийся в качественной адаптации к неблагоприятным факторам внешней среды (без заболевания и особенно в критических ситуациях);

· оптимальная (соответствующая возрасту и полу) возбудимость центральной нервной системы, оцениваемая по времени (продолжительность) латентного периода простой и сложного зрительно-моторной реакции (чем время больше – тем ниже функциональное состояние нервной системы);

· адаптация к физическим и умственным нагрузкам, оцениваемая по показателю силы (выносливости) нервной системы;

· способность к концентрации и переключению внимания, оцениваемая по показателям подвижности нервных процессов и определяющая качество обучения;

· способность к пространственно-временной дифференциации движений, оцениваемая по показателю реакции на движущийся объект (РДО) и характеризующая уравновешенность первой системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.