Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работы и подготовке к практическим занятиям. Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота






Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Однако нужно помнить, что в чистом виде указанная оппозиция сциентизма и антисциентизма встречается редко. Тем не менее, философские течения указанного периода можно с разной степенью точности определить как связывающие в конечном итоге прогресс человечества с наукой или занятых поиском альтернативных путей. Рекомендуется рассмотреть, в качестве сциентистски ориентированных, следующие философские направления и учения: позитивизм и его исторические формы, неокантианство, неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм, социально-философские концепции постиндустриализма, учение Тейяра де Шардена.

Соответственно, в качестве альтернативных, в конечном счете, рекомендуется рассмотреть следующие учения и направления: философия бессознательного, философия жизни, интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что постмодернизм в широком смысле – это реакция на изменение места культуры в условиях постиндустриального общества. Философия постмодернизма стремится «сломать диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, используемые разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний». Далее желательно раскрыть суть основных принципов философии постмодернизма: объективная сущность – иллюзия; обретение знания – это бесконечный перебор словаря; действительность формируется под воздействием желаний и поступков; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимущества перед другой и т.п.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.

 

Тема 1.7. Отечественная философия

Традиции и особенности русской философии. Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии. Периодизация отечественной философии.

Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIV веках. Борьба нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий) в русской общественной мысли XV века. Философия русского просвещения. Философские идеи Михайло Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева. Русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ века. Истоки спора между западниками и славянофилами в философии Петра Ильича Чаадаева. Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К.С. и И.С. Аксаковых, Ивана Васильевича Киреевского, Алексея Степановича Хомякова. Проблемы бога, природы, церкви и общества, взаимоотношения Востока и Запада. Мессианские мотивы в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев). Философские воззрения русских революционных демократов (Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов и др.). Русская буржуазная либеральная мысль и идеи западничества (Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, Н.В.Станкевич, Т.Н. Грановский).

«Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (Bладимир Cергеевич Соловьев) как синтез различных способов познания сущего. Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Николай Александрович Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности.

Сергей Николаевич Булгаков и Павел Александрович Флоренский - наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии.

Русский космизм как уникальный философский феномен (Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский). Философия «общего дела» Николая Федоровича Федорова.

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин. Русский либерализм: неогегельянская позиция В.Н. Чичерина, социологический позитивизм М.М. Ковалевского, юридический позитивизм Н.М. Коркунова, неокантианская позиция А.И. Введенского, Г.И. Челпанова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Котляревского. Основные особенности развития советской философии. Философия «русского зарубежья».

Практическое занятие «Отечественная философия»

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Русская и западная философия. Особенности становления и развития. Философия допетровской Руси. Русское Просвещение.

2. Философия Чаадаева как исток диалога западников и славянофилов. Философия революционных демократов.

3. «Серебряный век» русской философии. Русский «космизм».

4. Русский марксизм и либерализм. Советский этап развития философии..

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.