Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В межсессионный период.






В соответствии с учебным планом для студентов, обучающихся по специальности 1-010101 «Дошкольное образование» (3 года обучения) предусмотрено: практических занятий – 6 часов и лабораторных занятий – 4 часа в третьем семестре; для студентов с 5-летним сроком обучения – практических занятий – 12 часов, из них в шестом семестре – 6 часов, в седьмом семестре – 6 часов; для студентов, обучающихся по специальности 1-010102-06 «Дошкольное образование. Практическая психология» и 1-010102-07 «Дошкольное образование. Социальная педагогика» - 12 часов практических занятий в пятом семестре.

В межсессионный период студенты самостоятельно изучают предложенные темы, выполняют задания к каждой теме и представляют результаты работы в учебно-экзаменационную сессию.

 

Темы практических занятий и задания для самостоятельного изучения

по «Теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для студентов ОЗО с 5-х летним сроком обучения.

(обучение с дополнительной и без дополнительной специальности)

Практические занятия

Тема 1. Природа как фактор здоровья и средство разностороннего развития ребенка (2 часа).

Основные понятия: сенсорное развитие, умственное воспитание, познавательный интерес, нравственно-эстетическое, трудовое воспитание, физическое здоровье детей.

 

Образовательные задачи:

  1. Осмыслить роль природы для сенсорного и умственного воспитания детей.
  2. Изучить пути и средства формирования познавательного интереса к природе.
  3. Значение природы в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
  4. Влияние природы на физическое здоровье детей.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Изучить учебно-методическую литературу и показать роль природы в разностороннем воспитании детей.
  2. Раскрыть решение одной из образовательных задач в форме реферативного сообщения.

 

Литература

  1. Гумилевская М. Почему так бывает? – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3-30.
  2. Дедулевич М.Н. Не пропустить миг игры. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 60 с.
  3. Живая душа природы. /Авт.- Сост. Н.А.Петрова. – Мозырь: ИД «Белый ветер», 2000. – 28 с.
  4. Играя – обучаем, развиваем и воспитываем. Ч 2. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании (Под общ. ред. И.А.Комаровой и О.А.Анищенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004 - 58 с.
  5. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – Мн.: Асар, 1999. – 112 с.
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992. – С. 6-20, 125-157.
  7. Нифадьева Л.А. Познаем человека. – Могилев, 2000. – 39 с.
  8. Нравственно-трудовое воспитание детей с детском саду. /Под ред. Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 1987. – С. 21-29, 52-54.
  9. Сенсорное воспитание дошкольников. /Сост. З.В.Черная, И.Ю.Караника, Г.В.Бирич. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1999 – 40 с.
  10. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2002. – 112 с.
  11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Под ред. Н.И.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – С. 14-23, 42-44, 56-58.

 

Тема 2. Ознакомление детей с природой: история и современность.

 

Основные понятия: Элементарные природоведческие знания, согласие человека с природой, эколого-ориентировочная деятельность, инновационные подходы, взаимосвязь теории и практики.

 

Образовательные задачи:

  1. Изучить взгляды зарубежных мыслителей и педагогов современности о ценности природы в развитии и воспитании детей.
  2. Ознакомиться с опытом эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах.
  3. Проанализировать современное состояние теории и практики эколого-природоведческой работы с детьми в Республике Беларусь.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Ознакомиться с трудами прогрессивных зарубежных мыслителей и педагогов, сделать обзор их учений.
  2. Проработать современную научно-методическую литературу по проблеме организации эколого-природоведческой работы в Республике Беларусь.
  3. Составить хронологическую таблицу «Прогрессивные зарубежные педагоги прошлого о природе и воспитании».
Автор, годы жизни Название первоисточника, анализ.
   

 

  1. Заполнить таблицу «Опыт эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах»
  Страна   Краткое содержание опыта Оценка
«+» «-»
     

 

  1. Заполнить таблицу «Инновационные подходы в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста» в Республике Беларусь.
Автор и адрес инновации Сущность инновационной технологии Ценность опыта
     

 

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.А.Красновского.- М., 1955. – С. 248-280.

2. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие // Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 71-77, 90-91, 176-177.

3. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С. 52-64.

4. Хикари Ямомото. Детский сад в Японии //Дошкольное воспитание. –1989. - № 10. – С. 106-110.

 

5. Журнал «Пралеска» (Обзор статей за последние пять лет).

Дополнительная литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 206-211, 214-220.
  2. Протасова Е. Германия. Экологическое воспитание в детских садах // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.

 

Тема 3. Задачи и содержание ознакомления детей с природой (2часа).

 

Основные понятия: комплексный характер задач, принципы отбора содержания знаний, структура программ, содержание знаний.

 

Образовательные задачи:

1. Освоить задачи ознакомления детей с природой в современных программах.

2. Овладеть принципами отбора природоведческих знаний для дошкольников.

 

Для решения задач необходимо:

1. Изучить соответствующие разделы в программах «Пралеска», «Мы», «Детство».

2. Заполнить таблицу «Сравнительный анализ природоведческих задач» (возрастная группа по выбору).

№ п/п Программные задачи Программы   Выводы
Пралеска Детство Мы
1. Знания о неживой природе.        
2. Знания о растениях.        
3. Знания о животных.        
4. Знания о человеке.        
5. Воспитание отношения к природе.        

 

  1. Разработать структурно-логическую схему «Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста», тезисно обосновать выделенные принципы.

 

Литература

1. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования

дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2.

2. Вересов, Н.Н. Мы – земляне: Программа по экологическому воспитанию старших

дошкольников / Н.Н.Вересов //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12; 1995. - № 1.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.

Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 1996. – 224 с.

  1. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997.
  2. Копцева. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999.
  3. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2001. – 240 с.
  4. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М., 1999.
  5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
  6. Рыжова, Н. «Наш дом – природа: программа развития детей / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 2-8.
  7. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний у детей о природе / П.Г.Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.
  8. Хайдурова, И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах /ь И.А.Хайдурова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
  9. Хайдурова, И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет / И.А.хайдурова //Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.