Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вычисления с приближенными числами






Имея результаты измерений, можно определить верные, сомнительные и неверные цифры.

Если погрешность содержит в себе десятки, то число десятков будет сомнительным.

Цифры, стоящие слева от сомнительной, – верные; стоящие справа от сомнительной – неверные (они должны быть отброшены как в исходных данных, так и в окончательном результате.

К значащим относят все верные и сомнительные цифры; к незначащим – нули в начале десятичных дробей, меньших 1; нули в конце числа, заменившие цифры, отброшенные после округления; неверные цифры, если они по каким-то причинам не отброшены.

Пример. Числа 584 ± 6; 0, 00456 ± 0, 00002; 0, 002442 ± 0, 00003 содержат по три значащих цифры. В числе 5628 все цифры значащие, так как ошибка не указана.

Если дано число 1, 000000 ± 0, 000003, то в нем последний нуль сомнителен, поэтому все другие нули в этом числе значащие.

При округлении скорости света (299 793 + 1) км/с до 3∙ 105 км/с погрешность округления оказывается 207 км/с. Следовательно, сомнительная цифра – 7, а в значении 300 000 км/с последние два нуля незначащие.

1. При сложении и вычитании разряд сомнительныой цифры алгебраической суммы совпадает со старшим из разрядов сомнительных цифр всех слагаемых.

Поэтому при сложении чисел нужно:

а) у всех слагаемых определить разряды сомнительных цифр и найти из них самый старший;

б) все слагаемые округлить до этого разряда либо сохранить еще один, следующий за сомнительным (запасная цифра);

в) произвести сложение, причем сомнительная цифра суммы совпадает со старшим из разрядов сомнительных цифр всех слагаемых.

Пример. Сложить 5, 4382∙ 105 – 2, 918∙ 103 + 3, 14∙ 10-1 + 1, 24∙ 10-3.

Все предложенные числа содержат значимые числа. У первого числа сомнительная цифра –десятки; у второго – единицы; у третьего – в разряде десятых долей, у четвертого – в разряде стотысячных. Старший разряд – десятки. Округление проводят до старшего разряда – десятков. Тогда 543820 – 2920 = 540900 = 5, 409∙ 105. Последнее два слагаемых отбрасывают совсем (в них нет десятков).

2. Результат умножения и деления содержит столько значащих цифр, сколько их в исходном данном с наименьшим количеством значащих цифр.

Поэтому при умножении или делении чисел:

а) представляют исходные числа в виде, когда запятая стоит после первой цифры, а все значащие цифры умножают на множитель десять в соответствующей степени;

б) из всех исходных чисел находят число, где наименьшее количество значащих цифр;

в) все исходные числа округляют так чтобы все они содержали такое количество значащих цифр, сколько их было в числе с наименьшим их количеством (иногда берут для верности еще по одной запасной цифре);

г) производят действие над числами, получившимися после округления, не обращая внимания на запятую и множитель десять в некоторой степени; в результате оставляют столько значащих цифр, сколько их было в числе с наименьшим их количеством; производят операции с умножением (делением) коэффициентов десять в некоторой степени:

д) записывают результат.

Пример. Пусть необходимо умножить 981, 17 на 0, 314.

Представим сомножители как 9, 8117∙ 102 и 3, 14∙ 10-1.После округления имеем 9, 81∙ 102∙ 3, 14∙ 10-1.

Производим умножение: 9, 81∙ 3, 14 = 30, 8034 = 3, 08∙ 101. Умножаем коэффициенты: 102∙ 10-1 = 101. Окончательный результат: 3, 08∙ 102.

3. При возведении в степень при записи результата оставляют столько значащих цифр, сколько их в основании.

4. При извлечении корня любой степени результат должен иметь столько значащих цифр, сколько их в подкоренном выражении.

5. При логарифмировании числа в мантиссе логарифма оставляют столько значащих цифр, сколько их в этом числе.

Заметим, что обычно в экспериментальных данных полученное числовое выражение всегда содержит сомнительную цифру, а в выражениях, взятых из таблиц, все цифры верные. Поэтому, если при вычислениях используют как экспериментальные, так и табличные данные, сомнительную можно не сохранять.

Мы привели здесь основные правила приближенных вычислений потому, что для расчетов теперь используют электронно-вычислительную технику, например микрокалькуляторы, поэтому всегда нужно знать, какие цифры, полученные в числе после математических операций, верные, а какие нужно отбросить, поскольку неверная цифра приводит к погрешности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.