Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды дидактических игр.






В работе дошкольных учреждений большое значение занимают дидактические игры. Они оказывают огромную помощь на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра выполняет функцию средства обучения. Она помогает закреплению знаний и служит источником познавательной деятельности. Дети благодаря этой игре учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, а также повышает интерес, сосредоточенность и легкому усвоению изученного материала [1, c. 102].

В соответствии с программным содержанием воспитатель, отбирая игры, должен чётко представить себе, какую роль играют структурные элементы, и какой результат он хочет получить. Дидактическая игра должна быть мотивированной деятельностью необходимо воспитателю намечать основные обучающие задачи через реализацию игрового замысла. Именно обучающая задача, в дидактической игре заключает конструкцию игры [5, c. 124].

В дошкольной педагогике существуют три основных вида дидактических игр. Игры с наглядным материалом: игры с предметами (игры с игрушками, игры с природным материалом), настольно – печатные игры (картинки, лото); словесные игры; специальные лексические упражнения.

Игры с наглядным материалом – это увлекательное и интересное занятие для дошкольников. Игры с наглядным материалом включают в себя: игры с предметами. В эту группу входят: игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, принесенные из леса, камушки) и игры с игрушками (дидактическая оборудованная кукла, дидактические игры с мелкими игрушками). Методика проведения игр с природным материалом заключается в том, что выбирается предмет, хорошо известный детям, который практически связан с их жизнью, он рассматривается, на основании этого ведется уже беседа. Материал выставляется на стол, и ребята внимательно рассматривают, сравнивают, описывают. В данный метод заложено ценное правило Коменского: насколько возможно, все делать доступным чувствам. Что можно слышать - слуху, что можно видеть - зрению. На занятии дети должны всё осматривать, нюхать, ощупывать, слушать и результаты воспринятого отражать в слове. Целью таких игр является – культивирование наблюдательности в интересах наблюдательности, в интересах обогащения и уточнения представлений детей и развития их языка [8, c. 61].

Этот материал воспитатель применя­ет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор и» разных листочков?». Эти дидактические игры легко воспринимаются и запечатлеваются в памяти, благотворно влияют на закреплении знаний детей об окружающей среде, формируется мышление, логика, развивается связная речь ребёнка, вос­питывается любовь к природе [4, c. 13].

В дидактических играх с предметами широко используются различные игры с игрушками. Игрушки подбираются по категориям: люди (фигурки детей, рабочих, солдат; жилища людей и их окружение (строения разных типов); животные (дикие, домашние); птицы; орудия труда; овощи, плоды, грибы; дидактически оборудованная кукла (мебель, платье, бельё, посуда) [8, c. 62].

Исходя, из данных категорий особенно значительное место занимает дидактическая оборудованная кукла, потому что она на детей оказывает огромную воспитывающую роль. Игры с куклами очень интересны и занимательны для детей, потому что дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них более понятной и близкой. Все действия, которые они исполняют, несомненно, требуют сотрудничества языка. Методика проведения такой игры заключается в том, что из уголка куклы извлекается какой-нибудь предмет и включается в игру. Дети должны четко уяснить, что уголок куклы – это комната, где неизменно должен быть порядок, а сколько проводится бесед на эту тему, ведь каждая беседа – это лучшая тренировка для языка [8, c. 54].

В играх, где задействованы фигурки людей, животных для ребенка это живые существа, он их обследует и, несомненно, использует беседу. Игры с игрушками используются во всех возрастных группах. В занятиях с малышами всегда присутствует речь воспитателя, которая всегда сопровождается действиями, показом. В средней и старшей группе содержание игр усложняется, расширяется круг их представлений, число персонажей увеличивается. Активная речь детей проявляется чаще.

Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся с детьми младшего и среднего возраста. Дети проявляют к таким игрушкам громадный интерес. Желание поиграть ими велико, нужно только создать условия для игры, обеспечивающие сохранность игрушек. Главная цель таких игр и занятий – поддержание и развитие в детях сосредоточенного внимания в интересах постижения предмета и развития их мышления и языка [8, c. 62].

Существенно в играх с предметами усложняются задания, но только после того, как дети овладеют новыми знаниями. Ребята учатся объединять предметы по признаку, цвету, что важно для развития логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающие друг от друга, чтобы они смогли уловить разницу, найти различия.

В средней группе в играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, а также нахождения отсутствующего предмета. В игре дети учатся выкладывать разнообразные узоры из различных форм и приобретают умения нанизывать предметы (шарики, бу­сы) [4, c. 14].

Особенность и ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их призна­ками.

Настольно-печатные игры — это очень интересные занятия для дошкольников. В состав таких игр входят разнообразные парные картинки, лото, домино, но развивающие задачи различны. В этих играх самое простое задание – это подбор картинок по парам, суть состоит в нахождение среди разных картинок двух совершенно оди­наковых картинок: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задача услож­няется: ребенок должен объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу, сложность заключается в том что предметы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, то что они относятся к одному виду предметов. В играх: «Что растет в саду, в лесу, в огороде?», «А что было потом?» дети подбирают картинки, объединяют по общему признаку, подбирают иллюстрации, запоминают состав и содержание картинок, что непременно развивает память, мышление, речь, логику.

Далее следует составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр состоит в том, чтобы учить детей логически мыслить, развивать у них умение создавать целый предмет, состоящий из нескольких частей. В младшей группе картинки по размеру большие и разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах, целое, делят на большее количество частей. При всём этом для малышей на картинке изображается какой-то один предмет, а для старших детей изображается уже целый сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Но есть основное правило и заключается оно, чтобы предметы на картин­ках были знакомы детям.

В играх, где предусматривается описание, рассказ о картинке с показом действий, движений обучающая задача состоит в том, чтобы развить не только речь детей, но главное воображение и творчество. В этих играх дети прибегают к показу имитации движений или подражанию голоса животного. Такое задание подвластно детям младшей группы. Для более старших групп решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, что делают там люди (пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю). В таких играх формируются главные, ценные качества личности ребёнка – способность к перевоплощению, создание творческого необходимого образа [1, c. 105].

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Главная особенность в таких играх состоит в том, что дети, опираясь, на уже имеющие представления о предметах учатся углублять знания о них, так как эти игры основываются на ранее приобретённых знаниях для того, чтобы использовать их в новых связях, в новых обстоятельствах. В словесных играх у детей присутствует самостоятельность, так как они решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, вы­деляют характерные их признаки; отгадывают по описанию; нахо­дят признаки сходства, и различия; группируют предметы по свойствам; находят алогизмы в сужде­ниях.

В младших и средних группах словесные игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они полезны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Они развивают умение внимательно слушать педагога, быстро ориентироваться в задаваемом вопросе, четко формулировать свои мысли, применять свои знания. Нельзя не отметить и то, что, с помощью словесных игр у детей возникает желание заниматься умственным трудом и в процессе игровой деятельности мышление протекает активнее и быстрее, и при возникновении трудностей в умственной работе ребёнок преодолевает их легко, не замечая того, что учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую группу входят игры, в которых формируется умение выделять главные признаки предметов, - «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио».

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, «Похож — не похож».

Третью группу составляют игры, в которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по признакам, «Назови одним словом».

И в главную, четвёртую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски».

Специальные лексические упражнения – это упражнения, которые закрепляют знания ребенка в области лексики. Базой для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи - это антонимы, паронимы, фразеологические средства языка. синонимические ряды слов. В отличие от дидактической игры дидактическое упражнение не имеет игровых правил. В лексических упражнениях игровая задача заключается в быстром подборе соответствующего слова и у детей возникает определённая сложность, поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, нужно постепенно усложнять задания, и согласовывать их связь с предыдущими этапами. Данные упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов [3, c. 115].

Основным элементом лексических упражнений являются различные виды классификации слов - составление словосочетаний и предложений с антонимами; многозначными словами; по родовому признаку (овощи, посуда, обувь); по родовому и подродовому признакам (животные дикие и домашние); по свойствам (цвет, вкус). Отличительной чертой лексических упражнений является то, что большинство из них направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Для старших дошкольников лексические упражнения до недавнего времени являлись главным методом активизации словаря. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и младших группах, посредством загадывания и отгадывания загадок. Многие методисты выделяют многостороннее влияние их на речь детей. Ценность их состоит в том, что с одной стороны развиваются мыслительные способности, эффективно упражняется ум, происходит составление словосочетаний и предложений с антонимами; многозначными словами. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка [3, c. 116].

Таким образом дидактическая игра весьма увлекательное направление в дошкольном образовании. Дидактическая игра имеет три основных вида. Все три вида разнообразны по своей структуре и содержанию. Каждый вид игры очень важен для развития, воспитания, обучения детей. Такие игры очень эффективны на занятиях и необходимы, так как заключают в себе увлекательный игровой процесс. Детям легче усваивать материал, и благодаря им, повышается познавательный интерес. Но воспитателю следует учитывать условия и задачи, необходимо постоянно добавлять чего-то нового, а также вносить в игровую деятельность моменты сюрпризности.

 

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.